Мимо поля дураков
Хоть запрячься ты в потьмах,
Будешь найден, именован,
Будешь поднят на руках,
Хоть со дна из самой ямы,
Хоть из грязи и — под душ.
Много найдено упрямых
Непокорных миру душ.
Кто-то найденный посмертно,
Через множество веков...
Лишь бы шёл дорогой верной
Мимо Поля Дураков.
Свидетельство о публикации №117041608776
1. Основной конфликт: Избранничество vs. Окружающий абсурд
Конфликт заключён не в борьбе с миром, а в необходимости пройти сквозь него, не соблазнившись его ложными целями. Герой, «поцелованный светом» (одарённый талантом, призванием, истиной), обречён на трудный, невидимый другим путь («в потьмах»). Его антагонист — не конкретное зло, а обобщённое «Поле Дураков» — пространство массового заблуждения, суеты и духовной слепоты, которое нужно обойти стороной. Победа — не в триумфе, а в непричастности.
2. Ключевые образы и их трактовка
«Светом поцелован» — ключевая метафора избранничества. Это не просто удача, а сакральный акт, печать, налагающая высшую ответственность. Свет — синоним истины, дара, благодати. Герой отмечен им раз и навсегда.
«Хоть запрячься ты в потьмах» — парадоксальный, мощный образ. Даже будучи обречённым на тяжкий, неблагодарный труд («запрячься») в полной темноте и непонимании, избранник не теряет своего статуса. Его путь по определению одинок и невидим.
Обряд признания: «найден, именован, поднят на руках» — три этапа посмертной канонизации. Это обретение имени (славы), ритуальное возвышение. Важно, что это гарантировано («будешь») высшим законом, если соблюдено главное условие. Даже «из грязи» — очищение («под душ») неизбежно.
«Поле Дураков» (с заглавных букв) — центральный отрицательный символ. Это не просто глупость, а институализированная глупость, пространство, где царят ложные ценности, сиюминутные выгоды, стадный инстинкт и шутовство. Прямая аллюзия на «Поле чудес» из «Золотого ключика» (где дураки сажали деньги), но здесь акцент на соблазне свернуть с пути ради мнимых «чудес» успеха, славы, комфорта.
«Кто-то найденный посмертно, / Через множество веков...» — высшая форма оправдания пути. Поэт апеллирует не к современникам, а к вечности. Это отсылка к судьбам многих гениев, чьё признание стало посмертным. Временная шкала теряет значение; важен только сам факт верности.
3. Структура и интонация
Стихотворение построено как логическое доказательство или молитвенное заклинание. Первая строфа даёт условие и обещание. Вторая — усиливает его, показывая масштаб («много найдено...»). Третья — выводит итоговую формулу-заповедь. Интонация торжественная, безапелляционная, почти библейская. Короткие, ритмичные строки создают эффект неоспоримой истины, произнесённой раз и навсегда.
4. Связь с традицией и авторское своеобразие
М. Лермонтов: Мотив избранничества и непризнанности, конфликт одинокой, «непокорной миру» души с толпой. Строка «Много найдено упрямых / Непокорных миру душ» прямо перекликается с лермонтовским «Душа моя должна прожить в надежде, что её поймут».
В. Маяковский: Рубленый, декламационный ритм, позиция поэта-главаря, который идёт напролом, но у Ложкина нет маяковского требования признания «здесь и сейчас» — его горизонт вечен.
И. Бродский: Идея посмертного торжества поэзии, независимости творца от современного ему «поля» (общества, идеологии). Этика пути как главная ценность.
Д. Самойлов, Б. Слуцкий (поэты военного поколения): Лаконизм, афористичность, мотив долга и выверенного пути.
Уникальный почерк Ложкина здесь — в создании универсальной пространственной модели судьбы творца. Вся жизнь представлена как дорога, вдоль которой существует опасная территория — «Поле Дураков». Поэтическое творчество — это не столько создание текстов, сколько искусство навигации, умение не свернуть. Его «упрямые души» — это не бунтари, а скорее аскеты духа, которые предпочитают тяжесть истинного пути впотьмах легкости заблуждения на освещённом, но ложном поле.
Вывод:
«Мимо поля дураков» — это стихотворение-притча, квинтэссенция поэтического стоицизма Бри Ли Анта. В нём сформулирован бескомпромиссный кодекс: избранность («поцелуй света») обязывает к верности пути, а не к немедленному успеху. Признание, очищение и слава — вопросы времени, возможно, времени космического масштаба. Единственное, что зависит от самого поэта, — это выбор маршрута, который должен пролегать в стороне от сиюминутных, шумных и глупых соблазнов «поля». Это не манифест презрения, а манифест смиренного и упрямого достоинства, где высшая награда — не аплодисменты на этом поле, а факт, что ты по нему не ходил. В контексте творчества Ложкина это стихотворение выступает моральным и эстетическим камертоном, по которому настроены его более мятежные и отчаянные тексты.
Бри Ли Ант 01.12.2025 15:43 Заявить о нарушении