Размышл. 32. О прелестном состоянии. 24. 01. 2024

В святоотеческой литературе уже давно и много говорится о прелести духовной.
Прелесть – это славянское слово, "лесть" переводится на русский язык как "ложь". Прелесть означает самообман, самообольщение. Человек думает, что он идёт по правильному пути, а на самом деле идёт по ложному.
Мне часто приходится наблюдать в церкви, как многие прихожане (большей частью пожилые), всю жизнь ходившие в церковь, оказываются в сети дьявольской...
Им кажется, что они достигли некоего совершенства и что они вправе делать всем замечания... Причём, эти замечания делаются людям невоцерковлённым, только что
пришедшим в храм к Богу со своими просьбами, со своим горем...
Случается видеть, как "праведники" сразу же "орлиным" взглядом выявляют вновь пришедших и начинают их грубо одёргивать, учить правильному поведению, дерзко указывая им на ошибки... Естественно, что многие, впервые переступившие порог
храма, из-за такого обращения больше не придут в церковь.

Такое прелестное состояние (ложного совершенства ) у многих прихожан возникает как следствие развития тщеславия в душе по крайнему самолюбию и уклонения от истинного покаяния.
Преподобный Григорий Синаит говорит об этом так: "Надо знать, что прелесть имеет три главные причины – гордость, зависть бесов и наказательное попущение."
Святые отцы различают два вида прелести: один из них происходит "от неправильного действия ума" – мечтательности (сновидения, неправильные ощущения или видения при молитве); другой – "от неправильного действия сердца" – от ложных мнений (сочинение поддельных, благодатных ощущений и состояний)...
Одержимый вторым видом прелести, человек мнит о себе, составляет о себе "мнение", что он многого достиг, много знает, т. е. имеет многие добродетели и дары Святого Духа.
Святитель Игнатий Брянчанинов определял состояние прелести следующим образом: "Прелесть есть повреждение естества человеческого ложью. Прелесть есть состояние всех человеков, без исключения, произведенное падением праотцов наших. Все мы – в прелести."
Конечно, в той или иной степени: кто-то - в бОльшей, кто-то - в меньшей.
Мне это понятно, потому что каждый человек хочет быть лучше, старается...
Вот тут-то и надо быть настороже, чтобы не попасть на бесовские удочки по первой причине, о которой и говорит преподобный Григорий Синаит (по тщеславию и гордыни).
Надо осознавать, что, как только нас начинают хвалить и нам приятно, это и есть признак того, что мы - в прелестном состоянии...
"Знание этого - есть величайшее предохранение от прелести. Величайшая прелесть – признавать себя свободным от прелести", - говорит тот же святитель.

Поэтому не будем, православные, думать о себе высОко, а думать до конца жизни,
подобно святым отцам, о себе как о самом последнем грешнике и добывать смирение, и не ложное, а истинное...
Не будем забывать и о том, что не всякий, говоря "Господи, Господи!",
наследует Царствие Божие, но живущий по Любви и делающий добро во имя её.

Написано 14. 04. 2017  — занесено в сборник 20. 01. 2024


Рецензии
Доброго дня, Галочка! Спасибо за интересный и полезный материал.
В прелести часто пребываем, сами этого не замечаем. С теплотой!

Людмила Гусева 3   31.03.2021 11:06     Заявить о нарушении
Полностью согласна с Вами, Людочка!
С тёплым объятием и благодарностью, -

Галина Лебединская   31.03.2021 11:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.