Взгляд египтянки

26 ноября 2016 г. – 14 апреля 2017 г.

По эссе А. Блока "Взгляд египтянки".

        "Моя египтяночка, я умираю..."
         Шекспир. "Антоний и Клеопатра".

Музей Флоренции, в Египетском отделе,
С эпохи птолемеевских царей
Хранит для нас изображенье девы,
Портрет одной из царских дочерей;

Быть может, Клеопатры... Если верно,
Цена папируса подскочит в десять раз.
Но, я смотрю на образ... Нет, не так;
И всё же, то – царица непременно.

Археолог – он завсегда немного
Поэт и романтический влюблённый,
Который за плененьем и позором
Диктаторов – скрыл собственный позор.

Художник не к пропорциям стремился,
Изображая девичьи приметы;
И даже для египетской царицы
Он большее сказал в её портрете.

Вот, шея тонкая с нехитрым ожерельем
Из треугольных тёмненьких камней;
Подвески отягчают уши ей;
А надо лбом змеёныши чернеют,

Прихваченные золотом цепей...
Все украшенья удивительно простые;
Одежда нижняя прозрачна и легка,
А верхняя на лентах у плеча.

И все лица той девушки черты
От каноничной красоты так далеки...
Лоб, кажется, велик; округлы щёки;
Нос мягок, губы узки, пышны брови.

Но главная неправильность – глаза.
"Да глаз таких размеров не бывает!"
("О, египтяночка моя, я умираю..."),
Сказал бы всякий, первый бросив взгляд

На тот портрет. Глаза такие есть,
Хотя и редки. Длинные ресницы,
Усталая тяжеловесность век...
А что во взгляде? Жажда там таится.

Глаза препобеждают всё лицо,
Всё тело, целый круг вселенной,
В упорном равнодушном устремленьи,
Вне всяких категорий и концов.

Глаза взирают и хотят смотреть,
Как во всю жизнь смотрели и искали,
И всё же насыщения не знали,
От зрелищ не желая протрезветь...

Представить их закрытыми – нельзя,
Ни спящими и ни едва дремавшими.
Ни утомленья, ни веселья в тех глазах,
Нет интереса, нет заботы, нет печали...

В них светится одно: алчба глухая,
Что до могилы, что и за могилой;
И меры никакой алчба не знает,
Её томленья б не удовлетворили

Ни император, ни гиперборей,
Ни олимпийский бог. Глаза глядят
Пугающе, насквозь из эры в эру,
Как пахнет лотос в илистых водах...

Глаз левый меньше правого (заметь!);
Особенность такая носит след
Физиологии любой натуры страстной –
От жажды постоянной и напрасной
Увидеть то, чего на свете нет.


Рецензии
Действительно, феномен фаюмских портретов очень показателен. Именно этот я тоже заметил прежде всех. И дело не в формальной красоте, а в той атмосфере, которую это изображение создаёт вокруг себя. Даже иконопись формировалась не без влияния фаюмского портрета.
С искренним уважением,

Алексей Панищев   30.07.2022 12:37     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.