Больше, чем поэт

«… Больше, чем поэт». Да, именно эти его слова  приходят на ум, когда мы говорим о Евгении Евтушенко. В 19 лет выпустивший первый сборник своих стихов и тогда же ставший самым молодым в стране членом Союза писателей, он может показаться кому-то счастливчиком и баловнем судьбы. Но это не так. Все годы советской власти он ходил по острию ножа. Глубокой искренностью дышат его строки: «Мне говорят – ты смелый человек. Неправда. Никогда я не был смелым. Считал я просто недостойным делом унизиться до трусости коллег».
Главное, что отличает его от собратьев по перу, ; то, что написанное им принадлежит не только истории литературы. Он обладал исключительной способностью воспринимать требования времени и сразу откликаться на них. Его «Бабий Яр» был первым открытым протестом против властвовавшего в СССР государственного антисемитизма. Написанное почти экспромтом во время гастролей в Киеве, прочитанное Ивану  Драчу и по телефону Александру Межирову, тут же, вопреки сопротивлению властей оглашенное на концерте, это стихотворение прокатилось по миру, вызывая восхищение одних и бешенство других.
А «Наследники Сталина» ; гневный ответ  на попытки наиболее реакционной части  кремлевской элиты замолчать чудовищные преступления, творившиеся на нашей земле четверть века и реабилитировать их главного виновника! Это им Евтушенко бросил в лицо: «Покуда наследники Сталина живы еще на земле, мне будет казаться, что Сталин еще в мавзолее.
Известно, какое негодование у демократической общественности вызвал ввод войск стран Варшавского договора в Чехословакию, реакция на эту разбойничью акцию брежневского руководства со стороны Сахарова и Солженицына. 25 августа 1968 года семь героев вышли с протестом на Красную площадь. Но за два дня до этой демонстрации прозвучал гневный голос Евтушенко, написавшего стихотворение «Танки идут по Праге».
И даже юношеские его строки, из первых, по которым мы узнали этого поэта и с тех пор уже никогда не путали его ни с кем другим: «Постель была расстелена, и ты была растеряна» ; это ведь  протест против советского ханжества, лишавшего жителей этой несчастной страны даже права на личную жизнь.
Мы с Евтушенко люди одного поколения. Я помню его появление и его первые поэтические сборники. Я был из тех, кто ломился на его вечера в Политехническом музее. Пробиться туда было так трудно, что весь зал состоял из его единомышленников. Мертвая тишина, царившая пока он говорил, сменялась взрывами оваций, когда умолкал его голос.
Мне довелось присутствовать и на вечере, который Евтушенко устроил в Харькове, в помещении Центрального лектория, находившегося на нынешней площади Конституции. Я слушал в этом зале и Самойлова, и Слуцкого, и Коржавина, и Левитанского, но никто из этих замечательных поэтов не был способен так овладеть сердцами, как Евтушенко. Хотите верьте, хотите нет, когда он читал свои «Итальянские слезы», весь зал плакал!
А разве можно забыть, что когда 14 мая 1989 г. проходили первые и последние в советской истории действительно свободные выборы, Евтушенко с огромным отрывом, набрав в 19 раз больше голосов, чем ближайший кандидат, был избран народным депутатом СССР от Дзержинского территориального избирательного округа города Харькова и оставался  им до падения коммунистического режима.
Евтушенко не только оставил нам свои стихи, которые навечно останутся в нашем культурном пространстве. Он спас для нас огромное количество запретных при советской власти стихов других поэтов, которые могли погибнуть, если бы не его усилия. В 1990-х гг. он собрал и выпустил в свет огромную антологию «Строфы века». Наряду со стихами великих и известных поэтов, в  ней отражено и творчество людей, не имевших до тех пор громкого имени в литературе.
Одна из таких судеб – на моих глазах и в моей памяти. В Харькове жила скромная, ничем не знаменитая женщина  ; Ирина Васильевна Шашкова, тогда более известная под фамилией Знаменская (по мужу). Она работала в отделе редких книг Библиотеки им. Короленко, и за исключением ближайшего доверенного, дружеского круга, к которому принадлежал и я,  никто не знал, что она пишет «в стол» прекрасные стихи, в том числе исключительно острые в политическим отношении. Какие-то из них она решилась показать Эренбургу, который ей ответил: «Многое в Ваших стихах мне очень близко и дорого».
При  жизни ни одна ее строка опубликована не была. В 2005 г. усилиями ее дочери и друзей, среди которых был и я, вышел сборник ее избранных стихотворений. Но первую ее публикацию еще до нас осуществил Евтушенко! Как выясняется, он сохранил у себя машинописную подборку стихов Шашковой, которую ему передали в 1989 году в Харькове!
18 июля Евгению Александровичу исполнилось бы 85 лет. Несмотря на то, что у него не так давно была ампутирована правая нога, он планировал отметить эту дату продолжительным туром с выступлениями в странах бывшего Союза. Не довелось. 1 апреля 2017 г. около 19.30 он скончался во сне от внезапной остановки сердца, и через полчаса интернет разнес эту горестную весть по всему миру. У многих до кого она дошла, верно, встал в памяти некрасовский стих: «И высоко вознесся ты над нами…»

                Леонид Фризман


Рецензии
Пусть мёртвые будут, как Луна, повёрнуты к нам одной - лучшей - стороной...
И от Евтушенко хватит доброго света. Пусть те, кому по силам или нужда большая случилась, Отрываются от грешной Земли, набирают САМИ вторую космическую и добравшись до сферы неподвижных уже - увы! - светил, исследуют их с любой стороны с необходимой им, по каким-то неведомым причинам, степенью тщательности и добросовестностью...
Одно хочу заметить - не Поэтское это дело - молчать.
А уж чего-чего, а намолчали они - эти звёзды - хором - не скоро разгребёшь... А разгребёшь, так может и стихам не из чего будет расти. Да ладно бы они друг о дружке молчали. Дело святое для кузнецов своего счастья. Но вот когда они все, опять же хором, отработанной породой - молчанием, после добычи словесной руды, закапывают кого-то, хочется понять - в чём причина такой избирательной меткости да целкости...
Я всё о малоизвестном поэте Сергее Поликарпове, на апплодисментах которому, отрезанных от него и примонтированных к "нашим всем" - выходимцам из Политехнического - жаворонкам оттепельным.... Нет, он выжил. Даже летал потом и долетел аж до сборника в "Худ.лите" Вот только невысоко пришлось. Может, и сам виноват. Как говорится - в ботву ушёл... А может на "Титанике" нашей Поэзии шлюпок не хватило? И кто-то не тонул, а кто и камнем...
Будут силы, надо бы написать о поэтах, знать которых неприлично. Типа Надсона, Асеева, Поликарпова. А некоторых - ещё смешнее! - знать, вроде, надо. По имени да по судьбе. Но стихи цитировать не принято. Например, Галича, называвшего себя, правда, "последним поэтом серебрянного века"
А, возвращаясь к Евтушенко, хочется ещё Межирова вспомнить. Ладно там депутатьё стремится в Лондоны - известно, что "с Темзы выдачи нет!" А они-то - Совесть и Честь - куда от нас?

Стишок у меня был про Евгения Александровича. Позвольте уж. Может кто просветит - почему?
На "Жажда" Евтушенко

Похоже, опять многовато
Для нашей страны бедноватой
Художников и поэтов
Чего же их носит по свету?

Какая то странная тяга -
Чернила не те? Иль бумага?
Не скажешь – искать колбасу
Они улетают в Талсу*

Дыра – по сравненью с Москвой
И даже, простите, с Тамбовом,
Чтоб путь там заканчивать свой.
И грустно, хоть, в общем, не ново.

И что им опять не сидится?
Под Сколково сделай Парнас!
Но нет в Гиппокрене водицы –
Бури не бури – только газ!

13.04.2010

Капитан Буратино   12.04.2017 14:41     Заявить о нарушении
К вышеизложенному от нижеподписавшегося... :)
http://www.stihi.ru/2016/11/04/307

Капитан Буратино   12.04.2017 16:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.