Экспертный обзор. Андрей Пермяков. Март-2017

Поскольку необходимости ранжировать произведения с присвоением им баллов в данном случае нет, расставлю стихи в порядке, удобном для комментирования. Но честно скажу: восемь из них отобрал сравнительно легко, а вот ещё два выбирал из значительного количества вполне равных, на мой взгляд, текстов. А вот куда запрятал эти два текста — не сознаюсь. Но честно не в финал подборки!
Можно ли было выбрать больше? Наверное, да. Помешал этому один весьма распространённый недостаток: избыточность. То есть стихотворение уже закончилось, но автор его упорно продолжает, не добавляя смысла.

Дальнейшее, возможно, прозвучит парадоксом, но первые два выбранных произведения — весьма длинные. Только вот как, например, сделать короче такой текст, где тема февраля, формально самого короткого, но отчего-то бесконечно тянущегося месяца отражена в очень разных аспектах и то с довольно явными, то с очень тонкими отсылками к стихам, написанным ранее? Не очень ласково зацепили «лишь» и «уже» в предпоследней строфе, но это так — вроде затяжки на тёплом февральском свитере:

16. ОЛЕГ ГОРШКОВ «Выбираешь февраль...»
http://www.stihi.ru/2017/03/06/9816 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»

Выбираешь февраль с бесноватой волынкой метелей,
немотою снегов – неизбывной, глубокой как страх
перед празднеством смерти, с дымящим на кладбищах елей
миражом Рождества, с мчащей на оголтелых ветрах
кавалерией времени – воинством неумолимым.
От него не спастись. Белый свет разметал снеговей –
то пропавшая без вести вьюжит эпоха, чьё имя
ты почти позабыл, опоздавши стать воздухом в ней.

Выбираешь пути, чтоб торить их по топкому снегу,
от начала начал, столько, сколько ещё проживёшь,
лишь бы дальше от мест, где хула и хвала – всё за деньги,
как война или мир, только жизнь – ни за грош, ни за грош.
Тучен град Вавилон, величавы цари, но в конце им
умирать в кандалах срама, немощи, скорби, тоски.
И бежишь от волхвов, а волхвы всё трясут кадуцеем,
в кровь стирая язык, бредя небом своим плутовским. 

Выбираешь «прости», и «прощай» выбираешь, а значит,
выбираешь «люблю». И твоя непогожая речь
замирает в тебе, изнутри тебя холодом нянчит,
и лелеет всё то, что уже не сумел ты сберечь.
Всё разборчивей зов голосящих взахлёб колоколен,
что наотмашь зовут в затрапезной родимой глуши.
Спит отечество, но бродит лакомый дух алкоголя
вместе с духом святым, ибо здесь нет покоя лишь им.

Истончившийся холст в Лету канувших тысячелетий
всё полощет февраль, и те, двое, всё бродят окрест.
Но над всей этой пустошью, видимо, есть кто-то третий,   
потому что опять в гулах вьюги ты слышишь оркестр,
потому что зовут колокольни, и звёздные Рыбы
к Водолею плывут. И отечество здесь и не здесь.
Потому, наконец, что он есть у тебя, этот выбор,
что бы ни было там, но ты знаешь, он всё-таки есть.


И следующий текст тоже не сократишь. Путь-то в нём описан длинный, но, в сущности — короткий. Гораздо меньше половины страны. Тема, вернее, темы, конечно, опасные: всё-таки, про поезд и написано много, и материал, что называется, фактурный. В таком материале легко затеряться. А тут ещё и власть поругиваем. И в финале присутствует пафос. Вроде, всё должно получиться натянуто, вычурно и с претензией. Но нет. Очень хорошо получается. Наверное, спасает личное-личное отношение автора ко всему этому.

29. АЛЕНА ШИПИЦЫНА «Поезд Владивосток-Новокузнецк»
http://www.stihi.ru/2016/07/27/5129 квота Регины Соболевой за ведение рубрики "В гостях у..."

Скорый мчится, разрывая сутки в лохмотья.
Май. Конец. Тесно. Душно и доширачно.
Города. Станции. Люди сходят и входят.
Каждый сам о себе говорит смачно:
Вот старушка: «Моя-то невестка дура,
Дочка тоже, одна только я святая.
Ой, глядите, на станции, что за скульптура?
Поезда не люблю, потому как, летаю.
После Новозкунецка на месяц в Москву,
Там внучонка свожу я на Красную площадь.
Президент на меня навевает тоску,
Уж могли бы актёра найти и попроще.
От Кабаевой двое растёт пацанов,
А не женится всё, выбирает, кого-то.
У Медведева, вроде,поменьше понтов,
Но, какой-то весь жалкий, аж, плакать охота.
Вахтовик: «Я от Владика сутки не спал,
Пиво пили с напарником, резались в карты.
На работе хреново и дома завал,
Только тут и могу оттянуться с азартом.
…И гниют, и горят кубометры лесов,
Да, чего, кубометры, ты глянь, километры!
Вот бы взять за кадык этих грёбанных псов,
И в Сибирь, пусть на вахте батрачат до смерти.
Ночью в Ачинске мальчик-кадетик подсел:
«Сирота. Еду к тётке. Давненько ждёт в гости»
-Сирота? – тут, конечно, вагон загалдел:
«Вот яички, вот курочка, омуля хвостик».
Даже ночью: пивко, сухари, доширак.
Проводница – цыганка с фамилией царской:
«Что ж вы, родненькие, не наедитесь никак?»
А сама хороша! Вся в рубиновых цацках.
"Та-да-да, та-да-да"... В повороте занос.
Голосит от нагрузки обшивка, стращая.
И летим, и летим, лишь бы, не под откос,
Вереницы путей позади оставляя.
Еду в Лениниск-Кузнецкий, там конкурс у нас,
Кто достоин почтенья и зваться поэтом.
Принимай удивлённого гостя, Кузбасс!
Я везу вам приветы, улыбки и лето.

P.S: Поезд дальше покатится в дальнюю даль.
Разменяв пассажиров, постель, полотенца.
И тоска, и любовь, и святая печаль,
Словно тонкие иглы, вонзятся мне в сердце.


А тут, в следующем стихотворении, наоборот: финал сбивает набранный пафос. И пафос этот, боюсь, непонятен половине человечества. Худшей, естественно, половине. Мужчинам, то есть. Нет, на уровне разума всё, конечно, ясно, всё доступно, но и только. А в последних двух строках — будто, примирение. С нашей, мужской глупостью примирение. И да: отец возникает ещё в середине текста и в на редкость славном для стихов о подобных моментах контексте.

7. АЛЁНА РЫЧКОВА-ЗАКАБЛУКОВСКАЯ «Десятый ангел»
http://www.stihi.ru/2017/02/07/6253 отборочный тур для резидентов

Какой по счёту ангел вострубил,
Десятые приканчивая сутки?
Мне для рожденья не хватало сил,
Как новобранцу на момент побудки.
Мне не хватало веса и тепла
От матери, бедою обелённой.
Она прозрачной девочкой плыла,
Она на мир глядела изумлённо,
Как маленький взъерошенный птенец.
И я птенец. И обе мы –  две муки.
И что бы с нами.. кабы не отец.
Так древо жизни раскрывает руки –
Садись рядком, да говори ладком.
А между тем июнь в закат катился.
Гудел наш дом. Плескался самогон.
А как иначе  – человек родился.


Следующее стихотворение, вроде короткое совсем, о чём говорит и его заголовок, но даже не просто ёмкое, а будто развёрнутое во времени. От школьного точения карандаша милой отличницей до времён разборчивой невесты и далее. Лёгкая тревога от двусмысленного слова «точит», ирония, вроде, отрицающая саму же себя, собственно, лаконизм — всё работает на создание весьма высокого напряжения, не предусматривающего финального взрыва и катарсиса. И нет этого взрыва. Стало быть, и не надо.

8. ИСХАКОВ АЛЕКСЕЙ «В трёх словах»
http://www.stihi.ru/2016/04/21/7358 отборочный тур для резидентов

Наташа точит карандаш.
В сосредоточенности – сила.
Подруги вышли некрасиво
за нехороших Дим и Саш.

Остановилась, отвлеклась.
Тогда произошёл Серёжа.
Возможно нужно было строже
следить за выраженьем глаз

Здесь в двух словах не передашь,
скорее в трёх, такое дело.
Серёжа трогает Анжелу,
Наташа точит карандаш.


Снова февраль. Поэтический всё-таки месяц, оказывается. Но, опять-таки, этим и опасный. Слишком уж много про него хороших стихов. Однако, вот: получилось же. Февраль, особенно финал его, не совсем же настоящая зима. Небо уже высокое. Так и здесь: человек ещё не проснулся, сон и явь вполне перемешаны, первый утренний чай не допит, а тут, оказывается, сон-то оставил следы. Ну, правда ж: они, эти узоры на стекле, вымершие почти с распространением пластиковых рам, не могут же они быть из нашего мира? Их непременно оставляют волки снов.

15. АННА-МАРИЯ СИТНИКОВА «Когда-то в феврале»
http://www.stihi.ru/2017/02/15/11499 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»

Пока я спал, прошла семья оленей,
Сквозь спальное окно, наискосок,
Отбрасывая призрачные тени
На потолочный купол, пол и стены,
Дубовый шкаф, в заснеженный лесок.
Пока мне снился космос, звёздный холод,
Чужие люди с чуждых нам планет,
Земной паук творил ажурный полог –
Вселенная росла, с высоких полок
Смотрели боги-слоники. На свет
Фаянсовой луны летели мушки,
Пылинки, бормотальные слова,
Фланелевый медведь шептал на ушко:
«Уйдёт плохое…» Расцветала в кружке
С остывшим чаем терпкая трава.
И всё имело смысл волшебной ночью,
Случившейся когда-то в феврале...
А утром пил я чай с пыльцой цветочной
И видел след олений, рядом – волчий,
Застывшие узором на стекле.


А вот это стихотворение я даже и не анализировал, не перечитывал. Отобрал сразу же. Очень люблю такое: детское, как взрослое, сквозь которое глядит взрослое детское. Так очень хорошо умеет делать Настя Орлова из Ярославля, Янис Грантс из Челябинска, а больше — очень мало кто.

19. МАРИНА НОСОВА «Шли гулять единорожки»
http://www.stihi.ru/2014/05/27/5868 номинатор Эдуард Филь

                Марине-Ариэле Меламед

Как-то  утром по дорожке шли гулять единорожки,
Шли без папы и без мамы  среди лип и тополей,
Шли и весело болтали и коврижку уплетали,
Шли, одетые в пижамы и панамки без полей.

Смотрят: слева от дорожки краковяк танцуют мошки.
Смотрят: от дорожки справа с ветерком играют травы.
Из соседнего болотца им кричала «Как живётся?»
Пара серых журавлей.
Лепестками белых лилий облака по небу плыли,
Тёплым дождичком пылили на панамки без полей.

Солнце добрыми руками гладило цветы и камни,
Спинки, хвостики и чёлки, шёрстки, пёрышки, иголки,
И пижамы и панамки – и в ответ из каждой ямки,
С каждой ветки, с каждой горки,
Из-под каждого куста
Всё  жужжало и звенело, стрекотало и свистело,
И цвело и зеленело –
В общем, просто красота!

Так и шли они вприпрыжку, дружно лопали коврижку,
Отдавали птицами крошки, отдыхали у ручья,
Пели песни, мыли ножки – две смешных единорожки,
Ты и я.


Движемся дальше, читаем, удивляемся. Казалось бы: «Что он Гекубе, что ему Гекуба»? Зачем нам Лаос, а тем более — зачем нам лаосец, рыдающий над благодатной природой своей небольшой родины, да ещё и на эту природу беззаконно ябедничающий? Однако, вот: задевает это стихотворение. Возможно, тому виной невольные отсылки к сообществу русских поэтов, оказавшихся после революции в Харбине. А там были не только Валерий Перелешин, Арсений Несмелов или, скажем, Ларисса Андерсен, но и буквально десятки авторов, оставивших пусть не столь значительный, но приметный след в литературе. Хотя вряд ли дело и в них. Может, дело в образе пожираемой бурыми медведями осени, может, очередной, но всё-таки вечный извод темы «И это пройдёт», однако текст безусловно состоялся.

28. ЮРИЙ ГЛУХОВ-СЕНТЯБРЬ «Осень в Лаосе»
http://www.stihi.ru/2012/03/30/6738 квота Бориса Панкина за ведение рубрики "В гостях у..."

В далеком-далеком Лаосе
Природа предельно честна:
Три месяца стылая осень,
А после – три года весна.

Поют соловьи над Меконгом,
Блестит в небесах бирюза,
И отзвуком дальнего гонга
В горах громыхает гроза.

Слониху зовет броненосец
Гулять в заливные луга,
Лаоску целует лаосец,
И гуси кричат: гагага.

Когда на рассвете кокосы
Мешают с бананами цвет,
Лаосец подумает: "Осень...
Мелькнула, и вот её нет.

Ушла, улетела на север,
В бескрайний и сумрачный лес.
Там дикие русские звери,
А вдруг её кто-нибудь съест?..

Нам ждать её долгих три года,
Глядеть на цветущий кокос –
Предельно жестока природа,
Что так обделила Лаос."


Стихотворение Эльдара Ахадова вообще не должно было получиться. И ритм какой-то подчёркнуто есенинский, и отчего-то предполагается, что день должен быть покрыт охрой, а если уходит без неё, то что-то здесь неверное. И сумрак-то обижен грубоватым термином «полудохлый», да ещё витиевато сравнён с пиррихием. И почему слава вдруг обязана наслаждаться тернистой тропой? Вроде, элементы корявенькие, друг с другом не сопоставимые, а стихотворение хочется перечитать. И перечитываешь ведь. Чего-то в нём начинаешь понимать, чего-то — нет, однако, вот оно, получилось.

31. ЭЛЬДАР АХАДОВ «День уходит тихий-тихий»
http://www.stihi.ru/2016/08/02/8529 номинатор Игорь Белавин

День уходит тихий-тихий,
Не покрытый рыхлой охрой...
Безголосый, как пиррихий,
Всюду сумрак полудохлый.
Так за выселками слава,
Насладясь тропою терний,
На случайный выкрик "браво"
Обращает взгляд вечерний.


Обещал не делить представленные стихи на ранги, но стихотворение про Пиросмани особенно тронуло. Нет, плохой термин — «тронуло». Хуже будет только определительное «заинтересовало». Словом, понравилось, да и всё. Всем понравилось: ритмом, смелостью посыла на самой грани, сочетанием молитвы с ропотом, лёгкой зашифрованностью… Это вообще очень сложно долго говорить о хорошем тексте. Вот долго и не буду. Просто отмечу.

34. АЛЕКСЕЙ ГРИГОРЬЕВ «пиросмани»
http://www.stihi.ru/2017/01/23/7739 номинатор «Термитник поэзии»

посели его господи на облаках
в четырех стенах золотого света
дай ему холодного молока
не своди его в одночасье в эту
где одна лишь тень обнимает тень
в неурочный час у заветной мели
не позволь уйти ему в темноте
в предпоследний вечер страстной недели
слышишь как он бормочет покой покой
уже с той иной закрывая ставни
пока ты воскреснув зовёшь нико
на кого ты меня одного оставил


Всё же хорошо в финальном из выбранных стихотворений, но зачем там Фрейд? Сразу текст из очень-очень личного превращается в типичный. Дескать, у всех и каждого так было. Было. Но у каждого по-разному. И, главное, катрен-то этот не выкинешь, потому что длина стихотворения точно совпадает его смыслу. Да и в целом оно радует.

38. КЛАРИССА МАКЛЕЛАН «Рождение романтизма»
http://www.stihi.ru/2014/07/02/352 номинатор Елена Наильевна

Дети на даче глупую развели.
"Жду тебя" – пишут –  "Семечко для земли.
Кружит планета.
 Паша.
Любовь чиста.
Встретимся у смородинного куста".

Гляньте, как полетела она во двор.
Сбиты коленки. Камешек,  косогор.
Бабкины крики. Джемпер красивый: ведь
Лыбится олимпийский с него медведь.

Больше не верит мелкая никому,
Только пираты-рыцари потому.
Отзвуки драмы маленькой и смешной,
Вроде забылось, а до сих пор со мной.

Вот самый грозный ходит фрегат на рейд.
Вот самый взро... До колик хохочет Фрейд.
Множество лет, невнятное, как транслит,
Вместо коленок где-то в груди болит.

Что же мы это, зверем ревет тоска.
Ты не спасешь меня, бабушка, бабушка.
Речка течет – змеиные рукава,
Светлая на могиле твоей трава.


================================================

Итоги мартовского конкурса: http://www.stihi.ru/2017/04/19/6646


Рецензии
Спасибо большое, Андрей!

Анна-Мария Ситникова   12.04.2017 12:57     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.