Вавилов, да Милано или Бетховен? Город золотой

   
Другие публикации канала
Город золотой. История знаменитой песни
Как Владимир Ульянов экстерном учился в деревне
Пасхальные стихи русских поэтов. О символике Пасхи
Вавилов, да Милано или Бетховен? Город золотой
Сегодня


Франческо да Милано, итальянский композитор Барокко
Зера Черкесова Новеллы

http://stihi.ru/2017/04/09/1064

https://proza.ru/2022/04/24/736

Начало см здесь:
http://www.stihi.ru/2017/04/09/902
Город золотой. История знаменитой песни

с портретом настоящего автора песни советского гитариста и композитора-стилизатора старинной музыки Владимира Вавилова



http://stihi.ru/2022/04/12/3719


О реинкарнации любимых песен в спирали времён.

Ранняя статья-исследование в более широком культурологическом контексте темы возвращений одних и тех же песенных мотивов в разные эпохи. В том числе мелодии "Города золотого".

Вместо предисловия.
Из интервью Анри Волохонского, автора слов.

-На вашу жизнь как-то повлияло то, что широкой публике вы известны прежде всего как автор текста к песне "Город золотой"?
 - Я? А что, я так известен, действительно?
- Ну это-то уж точно все знают.
- Да, правда? Ну... я думаю, что на самом деле большинство не знает. Я так скажу: мне очень приятно, что эту песню поют нищие в метро. Значит, ее уже никуда не деть. А как и с чьей помощью это произошло - совершенно несущественно.
-------------------

Вавилов, да Милано или Бетховен? Кто написал музыку Города золотого?
Дедектив продолжается. Владимир Зеев не поставил точку в расследовании удивительной истории авторства песни "Город золотой".

илл.: Франческо да Милано.

Начало см здесь:
http://www.stihi.ru/2017/04/09/902
Город золотой. История знаменитой песни
Но это только подтверждает мою версию платоновых эйдосов в мировой культуре. Лютневые и гитарные вариации старинной музыки Владимира Вавиловы - гениальны. Но все же тема "Города золотого" взята из "Канцоны" приписанной В.Вавиловым Франческо да Милано, но не зря, потому что "Fantasia No.30 Francesco da Milano" Andante espressivo как раз и начинается с широко известной темы Города золотого.

на советской пластинке лютневой музыки композиция составлена из двух, и музыкальная фраза, положившая начало "Городу" - это не "Канцона", а "Фантазия" ;) 
  "Если проследить всю цепочку интерпретаций, можно считать музыку народной"-соглашусь! см. далее.

"Fantasia No.30 Francesco da Milano" Andante espressivo
 Хосе де Azpiazu в его «Gitarrenschule» vol.III

Первая же фраза отчетливо выдает начало песни Город золотой.
речь вот о чем: "Fantasia No.30 Francesco da Milano" (послушайте: youtu.be/Tl7xR1Oh_54 ) Вавилов написал свою композицию, отталкиваясь от ее первой муз. фразы.
Канцону Владимира Вавилова, стилизацию лютневой музыки Франческо да Милано, можно считать вариацией на тему двух пьес да Милано.

------------------
 Еще есть версия музыки Вавилова:
Anton Nossik в статье "Бетховен и "Город золотой". Проверьте, если пожелаете.

"В титрах фильма Сергея Соловьёва «АССА» слова и музыка песни про «Город золотой» были приписаны Борису Гребенщикову, который исполняет её за кадром.
Город золотой.

Вскоре выяснилось, что текст принадлежит поэту Анри Волохонскому, а музыка — вроде как Алексею Хвостенко, впервые исполнившему стихи на эту мелодию. Впрочем, Хвостенко от авторства мелодии сразу открестился, указав на итальянского композитора-лютниста XVI века Франческо Канова да Милано. Будто бы именно он является автором «Сюиты для лютни», на музыку которой так красиво легли стихи Волохонского (как впоследствии выяснилось, Волохонский и писал свои стихи на эту конкретную мелодию). Версия подтверждалась советским альбомом 1968 года «Лютневая музыка XVI—XVII веков», где эта композиция стоит первым номером. Поэтому на протяжении последующих 15 лет автором музыки всюду указывался Франческо да Милано. На официальном сайте «Аквариума» его авторство по-прежнему отражено в выходных данных «Десяти стрел».

  Зеэв Гейзель, литератор, поэт и просветитель, провёл поразительное расследование, позволившее полностью опровергнуть привычную атрибуцию авторства этой прекрасной музыки. Полная история его многолетних разысканий описана здесь в 11 главах с эпилогом, но вкратце вот что ему удалось превыше сомнения установить: в 1968 году ленинградский музыкант-виртуоз Владимир Вавилов, чтобы записать на фирме «Мелодия» свои собственные сочинения для лютни, приписал их авторство реальным итальянским композиторам XVI-XVII веков, которые на самом деле ничего подобного не писали. Просто если бы он пытался те же сочинения издать под своим именем, чиновники с ним разговаривать не стали бы, а классиков — пожалуйста, издали на ура и потом несколько раз ещё допечатывали тиражи. При жизни Вавилова об обмане догадывались специалисты, но шума не поднимали. С публикацией Гейзеля (через 33 года после смерти Вавилова) наступила полная и окончательная ясность.

Так что сегодня мы знаем доподлинно, что автором музыки, приписывавшейся Франческо да Милано, как и многих других сочинений на той легендарной, трижды переиздававшейся, пластинке «Мелодии», на самом деле являлся непризнанный ленинградский гений Владимир Фёдорович Вавилов (1925-1973), к званиям которого через 30 лет после смерти добавился титул «мистификатор». К счастью, разыскания Гейзеля не прошли незамеченными, и сегодня про авторство Вавилова сказано в классике, сказано в календарях.
 
Нисколько ни умаляя заслуг Зеэва Гейзеля в разыскании и его тёзки Вавилова в композиции, осмелюсь обратить внимание читателя на ещё один музыкальный источник, которым вдохновение Вавилова, очевидно, питалось при создании «Канцоны и танца»: заключительное Rondo, Molto Allegro из Третьего фортепьянного концерта Людвига ван Бетховена, Op. 27. В современной роковой обработке оно звучит, например, так:
 Op. 27. В современной роковой обработке оно звучит, например, так:

В версии ближе к классической это рондо звучит так:

Мне кажется, трудно не заметить тут каденции, которая послужила Владимиру Фёдоровичу кирпичиком в его бессмертном творении. С оглядкой на наши нервные времена и судилища, сразу оговорюсь, что речь, разумеется, не о плагиате, а о бережном и очень красивом цитировании Людвига Иваныча. Который, к слову сказать, и сам любил поиграться с чужими фразами. Во времена классиков, когда не было поблизости ни Трунова, ни Добровинского, такая практика считалась нормой.

NB: очень красивое исполнение 3-го фортепьянного концерта Бетховена музыкантами The Pocket Symphony
 

Конец цитаты. Послушаем однако сначала оригинальное произведение произведение Бетховена, а затем рок-обработки.

 Рекомендую:

Людвиг ван Бетховен
 Rondo, Molto Allegro из Третьего фортепьянного концерта Людвига ван Бетховена, Op. 27.
Например:
https://www.youtube.com/watch?v=x6B8ykTfbvw
Очень красивая музыка! Бетховенское произведение в каденции напоминает мелодию "Града золотого".  Но все же ближе да Милано-Вавилов:))Однако удивительно услышать тему песни в бетховенском концерте.

 "Канцону и танец" да Милано с легендарной пластинки фирмы "Мелодия".
музыка В. Вавилова - Канцона Франческо да Милано
music by V. Vavilov - Canzone Francesco da Milano

Здесь например гитарное исполнение Канцоны как она звучала на пластинке: https://www.youtube.com/watch?v=I6LUxOLieSY

А здесь интересная аранжировка Канцоны да Милано-Вавилова:
https://www.youtube.com/watch?v=DrbrdHkd9G4
Школа гитаристов В. Русинова.

"Fantasia No.30 Francesco da Milano" с той же пластинки(см интернет-ресурсы, ю туб, к примеру).youtu.be/Tl7xR1Oh_54

 И попробуем разобраться, что взял и что внес своего В. Вавилов и насколько уместно считать отныне его полноправным автором музыки знаменитой песни(это и вопрос о гонорарах наследникам, между прочим).
 К произведениям, не менее Города золотого известным только уже в мире академической музыки является "Аве Мария" Каччини. Как следует из все того же известного расследования Владимира Зеева - и оно в действительности принадлежит гениальному мистификатору Владимиру Вавилову.

  9 апреля 2017г. Продолжение моей статьи о песне "Город золотой".  В указанной вначале статьи ссылке история песни  и стилизованный под старинный портрет Анри Волохонского, автора стихов песни.

https://zera-cherkesov.livejournal.com/68690.html

https://zen.yandex.ru


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.