Сапфо Цезурная. С комментариями

САПФО ЦЕЗУРНАЯ.

1о1о1/о/о/1о1... — 1- форма
оо1о1/о/о/1о1... — 2- форма
1ооо1/о/о/1о1... — 3- форма
оооо1/о/о/1о1... — 9- форма

В некотором смысле, эти 4- формы, строго Сапфические. Остальные 12- форм — общие с другими Метрами.
•••••••••••••••••••••••••••••
•••••••••••••••••••••••••••••
•••••••••••••••••••••••••••••
•••••••••••••••••••••••••••••

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Силлабо-метрико-тоническая. Строгая.

1о1'о1'/о/о/1'о1'... — 1- форма
оо1'о1'/о/о/1'о1'... — 2- форма

С определяющими ударами на 3- 5- 8- и 10- слоге. Касательно же первого удара, то он, как и в Хорее — редок.

••••••••••••••••••••••••
1 Мужская Цезура (мМмМ):
••••••••••••••••••••••••

Сапфо Греческая (Силлаботоническая):

1о1о1/оо1о1...
оо1о1/оо1о1...

Дурак
Марадона
http://www.stihi.ru/2017/03/24/1406

На краю Земли у гнилых ворот
Царь поставил крест тем, кто слеп и глух.
Обходил тот крест стороной народ,
Каждый раз царя, проклиная вслух.

Лишь Иван-дурак, думал что он – Бог,
Сам полез на крест и себя распял.
За возможность жить восхвалял он блох,
И вину чужих на себя он брал.

И рождал он свет, вновь спасая мир
От лихих ветров и ужасных войн.
А народ вокруг продолжал свой пир,
Обходя опять крест тот стороной.

И неслись года, и тянулись дни,
Слез Иван с креста и до смерти рад.
Царь приказ отдал: «Всех теперь распни!»
Постоял дурак... и полез назад.

© Copyright: Марадона, 2017

•••••••••••••••••••••••••
2 Женская Цезура (жЖжЖ):
•••••••••••••••••••••••••

Сапфо Римская (Силлабометрическая)

1о1о1о/о1о1...
оо1о1о/о1о1...

«Я живу в пустыне, вдали от света…»
Герцык Аделаида Казимировна
http://mirpoezylit.ru/books/6822/6/

Я живу в пустыне, вдали от света,
Один ветер вольный вокруг гуляет.
Не нужна мне только свобода эта,
И что делать с нею, душа не знает.

Не ищу я больше земного клада,
Прохожу все мимо, не глядя в очи,
И равно встречаю своей прохладой
Молодых и старых, и дни, и ночи.

Огоньки мигают чужих желаний…
Вот подходит утро в одежде сизой,
Провожаю ночь я до самой грани
И целую край золотистой ризы.

©
•••••••••••••••••••••••••••••••
3 Дактилическая Диереза (мМмМ):
•••••••••••••••••••••••••••••••

Сапфо Силлабическая

1о1о1оо/1о1...
оо1о1оо/1о1...

Либретто
Юрий Макашёв
http://stihi.ru/2017/04/03/2922

Видишь  книжки-сказочки – значит, день.
Слышишь колыбельную – скоро ночь.
Поспешишь   укутаться в полутень -
То  ли внук привидится, то ли дочь…

Понимаю…
Бабушка…
Все дела…
Макс  по лету сделает свой шажок…
*
Сохрани в  либретто 'Жила-была...'
Для меня малю-ю-сенький уголок…

© Copyright: Юрий Макашёв, 2017
•••••••••••••••••••••••••••••
•••••••••••••••••••••••••••••

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Импровизация. С плавающей и неочевидной Цезурой.

•••••••••••••••••••••••••••
4 Мужская и Женская (мМмМ):
•••••••••••••••••••••••••••

•••

а) 4- ударная: на всю строку с переходами в следующую:

•••

Что ни день, то час на часах, и то...
http://www.stihi.ru/2012/07/20/4071

***
Что ни день, то час на часах, и то
Я иду, куда? Далеко иду.
И сажусь (деталь панорамы, фон) –
На скамейку (дом), на скамейку дум.

А вокруг идут, говорят, спешат,
А на небе – тишь и на сердце тишь,
И однажды, знаю, взлетит душа
Со скамейки в небо, где спят (где спишь).

© Copyright: Н.Неизвестная, 2012

•••

б) Сапфо Кольцовская:

1о1'о1оо1'о1...
оо1'о1оо1'о1...

С более сильными ударами на 3- и 8- слоге:

•••

А душа Тебе пусть хвалу поёт!
Лана Сапиенс
http://www.stihi.ru/2015/04/29/19

Обличи меня во грехах моих,
Покаянья слёзы, о Боже, дай.
Быть с Тобой хочу каждый час и миг,
Прорастая верой в Твой Вечный Рай.

Обличи меня, укажи мне путь,
По какому дальше идти вперёд,
И не дай с дороги прямой свернуть,
А душа Тебе пусть хвалу поёт.

Обличи меня и не дай забыть:
Постоянно Ты, мой Господь, со мной.
Научи на деле Тебя любить
И всегда-всегда слышать Голос Твой.

Обличи меня и дай силы мне
В Небеса лететь, побеждая грех,
Отвергая зло, не сдаваясь тьме -
Чтоб Твоей была я, мой Бог, Вовек!

© Copyright: Лана Сапиенс, 2015

•••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••
5 Мужская, Женская, Дактилическая с междуударными пропусками ударов (к Силлабике)
•••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••

Сапфо 3- 4- 5- ударная:

•••

а) Женская и Дактилическая (мМмМ):

•••

Ничего не надо - ни рощ, ни гор...
Мария Знобищева
http://www.stihi.ru/2015/01/03/8076

Ничего не надо: ни рощ, ни гор -
Так виднее неба разлив шальной,
Так яснее слава, стыдней - позор,
Свитые, как ризой, голубизной.

Смотрят три царевича: белый свет!
Царь послал за правдой, да нет пути.
Объявили старшие: "Правды нет!",
Потому что трудно за ней идти,

Потому что грузом ложится грусть,
Волком воет в тёмных дебрях ума,
Потому что снегом одета Русь,
Спят её волшебные закрома.

Но лучит морщинки премудрый царь,
Все ответы знающий наперёд,
Не бранит, не думает гнать с крыльца
Двух сынов,
а третьего сына ждёт.

© Copyright: Мария Знобищева, 2015

•••

б) Мужская, Женская и Дактилическая (мммЖ):

•••

Кровь за кровь
http://www.stihi.ru/2015/11/04/8440

Зуб за зуб, любимая, кровь за кровь.
Рассмешу свирепых своих богов.
Натравлю крылатых своих волков,
Чтобы смерть твоя не была напрасной.

Каждому, кто звал тебя в том лесу,
На ладонях месть свою поднесу.
Кто вберет до капли, того спасу,
Остальных схоронят в железных масках.

Боль за боль, любимая, меч за меч.
Чары не смогли тебя уберечь.
Осень, раскрасневшаяся в заре,
Окропила листья невинно-красным.

Ничего не смысля в чужих речах,
Я забью оковами палача.
И когда отступит моя печаль,
У дверей Вальхаллы мне скажешь «Здравствуй»

04.11.15

© Copyright: Саша Бест, 2015
•••••••••••••••••••••••••••••
•••••••••••••••••••••••••••••

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. Силлабическая.

1ооо1/о/о/1о1...

•••

Сапфо Воинственная — с женской Цезурой и постоянным Пиррихием на втором месте. Собственно, это 3- форма Сапфо.

1ооо1о/о1о1...

Главные удары на 1- 5- 8- и 10- слоге. Если к Сапфо Воинственной добавить Сапфо Силлабическую, то всё будет: Сапфо Воинственная:

мМмМ

Моя война
Рика Лиль
http://www.stihi.ru/2010/01/04/7401

Эта остановка – конец пути.
Выход. Королевство кривых зеркал.
Ты им – вечный вызов. Ты – прототип –
Чудик с искрой жизни в окне зрачка.

Тише! Эти чуют чужую боль.
Ах, ты не был сильным? Заткнись, и стань!
Видишь эти стены? Пробей их лбом –
Воля – как и ярость – сминают сталь.

А на наших стягах – подруга-ночь.
А за нас все кошки – и крепкий ром.
Ты готов сломаться? Могу помочь!
Лучше сразу сдохнуть, чем жить рабом.

Горький вкус свободы – и пить до дна.
К черту королевство стеклянной лжи.
Гимном возрожденья – моя война:
Только на осколках восходит жизнь.

© Copyright: Рика Лиль, 2010
•••••••••••••••••••••••••••••
•••••••••••••••••••••••••••••

ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ. Особенная.

•••

Строгая (~относительно ударности~). Сапфо Летающая (Танцевальная) — двух- трёх- ударная:

1о1''о1'''оо1о1'(')
оо1''о1'''оо1о1'(')
оо1''о1'''оооо1'(')

Основные удары приходятся на 3- 6- и 10- слоге, где на 6- приходится главный удар. Если к этой Сапфо добавить Сапфо Силлабическую, то всё будет: Сапфо Летающей.

•••

жмжм

Атрофия листика, дистрофия...
http://www.stihi.ru/2013/10/09/8713

***
Атрофия листика, дистрофия
солнцевидных прутиков, жидковат
звукоряд чирикающих в эфире
воробьят и, может быть, жуковат.

Жуковато выглядит лес олений,
на охоту ходит с улыбкой еж,
он поймал за голову и колени
половину рыжика, целый дождь.

Лена, Катя, выйдете, поглядите,
разве здесь побегаешь по утрам?
Отступает лес, и ползет вредитель –
в муравьях живучий подъемный кран.

© Copyright:
Н.Неизвестная, 2013

•••

жж

Принесла шиповника беловато...
http://www.stihi.ru/2016/05/31/4575

Принесла шиповника – беловато.
Не найти виновника – виновата
я сама, сама все дела решаю,
из песка построю и разрушаю,
прекращаю речи вести как реки,
ничего не помню о человеке –
будто слово вылито или спето, –
нет его в потоке земного света,
нет его в кипящей листве дороги –
расстояний пленники одиноки, –
нет его и в норах у землероек,
но во сне появится, дверь открою.

Кто ты, кто ты, облако черновато,
тополей пылающих пепел ваты,
мох волос, семянка на подбородке,
на ногах корней расползлись колодки,
и во рту земля, и в карманах травы,
и пришёл в сиянии чёрной славы,
в окруженьи птиц, трясогузок с поля,
ничего не чуя в земном – ни боли,
ни тоски, ни страсти, ни жары, ни хлада, –
расточая запахи снов и яда.

Дорогого гостя за стол просила,
из-под крана воду ему носила,
доставала ветер как угощенье,
и шиповник белый цветёт – прощенье.

© Copyright: Мария Маркова, 2016

•••

мм

Самой лучшей песенке на земле...
http://www.stihi.ru/2016/08/30/10019

Самой лучшей песенке на земле –
это сердце бабочкой на игле.
Повторяй, насвистывай – не теряй.
Не теряй, насвистывай – повторяй.

Это лето кончилось – не узнать.
Зеркало поморщилось – неба гладь
затянуло ситчиком – сизый цвет.
Дождик ходит с ситечком. Каждый след
полон слёз потерянных по пути –
иногда за дождиком не пройти.

Ласковая песенка, не спеши,
вдруг ты остановишься – ни души?
Кинешься, оглянешься – и одна.
Никому – любезная – не слышна.

© Copyright: Мария Маркова, 2016
•••••••••••••••••••••••••••••
•••••••••••••••••••••••••••••
•••••••••••••••••••••••••••••
•••••••••••••••••••••••••••••

•••ПРИМЕЧАНИЯ•••

Возможно, конешно, мы слегка опережаем события — о поглощениях одной Сапфо другой — поскольку отталкивались, мы, исключительно, от представленных стихов. Но, пусть будет. А там посмотрим.

•••

Посмотрел, внимательней, на Сапфо Летающую...: оказалось, что все начала у неё — диерезные с пропуском 8- удара или слабым 8- ударом. И т.д. — преимущественно на Дактилической Диерезе, если рассматривать относительно Метра — последний стих весь. Ритмически же — здесь нет ни Цезуры ни Диерезы. Словно это пеонные формы Ямба и Хорея:

1ооо1ооо1... — Х5
о1ооо1ооо1... — Я5

И другие их 3- ударные формы:

оо1о1ооо1... — Х5
ооо1о1ооо1... — Я5

А это Сапфо Летающая:

оо1о1оо0о1... — ХД5
1ооо1оо0о1... — ХД5

С одной стороны, да, — здесь нет Цезуры, но с другой стороны, в Летающей Сапфо, слова расположены так, что среднее слово работает на два фронта, тем самым создавая некий элемент весов:

Атрофия ЛИСТИКА

ЛИСТИКА дистрофия

И вот так вот на протяжении всего стиха — как на летающих лодочках и качелях. Поэтому, можно сказать, что Цезура здесь есть. Не Метрически..., но Ритмически на Протос Хроносе (___свободном времени___) слова, приходящемся между Арсисом (ударом) и последующим Тезисом (неударом) Дактильной Стопы:

Атрофия_ЛИ___стика_дистрофия

оо1о1__оооо1о

оо 1о 1__0о 1о 1о

Атрофия_ли___
___стика_дистрофия

При всём при этом, если немного подумать, то последнего, константного удара (на 10 месте), здесь как будто вообще нет. Хотя, вначале мы его обозначили, как одного из главных. Возможно, потому, что он, всё таки последний.

•••

О Сапфо — Сапфическом Метре известно ещё со времён Древней Греции. Собственно, он, получил своё название от имени поэтессы Сапфо (Сафо), — жившей на одном интересном греческом острове и много писавшей этим Метром. Но... продолжим,

конкретно, по существу дела — это 5-стопный Хорео-Дактилический Логаэд. Говоря языком Стопы, первая форма его будет равна 4- Хореям и 1- Дактилю на 3- месте:

1о 1о 1оо 1о 1о

Соответственно, благодаря Цезуре, этот Метр делится на 2- полустишия:

При мужской Цезуре:

1о 1о 1/оо 1о 1о — мы получаем два хореических полустишия: Х3м/Х3... и,  в некотором смысле, имеем РАВЕНСТВО этих полустиший.

При женской Цезуре:

1о 1о 1о/о 1о 1о — мы получаем одно хореическое и одно ямбическое полустишия: Х3/Я2... где, хореическое полустишие, немного тяжелее ямбического, тем самым ямбическое полустишие как бы выделено — акцентированно. Возможно, потому, что оно, опять же, заканчивает строку.

При Диерезе:

1о 1о 1оо/ 1о 1о — мы, вновь, получаем два хореических полустишия: Х3д/Х2... Но не равных. Ибо здесь, явно, первое хореическое полустишие тяжелей второго. Тем самым, акцент второго полустишия, чувствуется как бы дробным. В некотором смысле Силлабическим. Правда,

•••

о Силлабических моментах Сапфо, мы, пока не готовы говорить. Возможно позже.

•••

Чисто-теоретически, Сапфический Метр, может быть и с Цезурой и Диерезой после второй Стопы:

1о1/о/1оо1о1... —

но это опять же элемент гекзаметрической Силлабики, — о которой мы, пока, тоже не готовы говорить.

•••

О Сапфо Безцезурной, в следующем цикле стихов...:

Сапфо Безцезурная.
Собиратель Гербариев Лунных: литературный дневник
http://archive.li/8pWDr http://www.stihi.ru/diary/sobiratel2/2017-09-22


Рецензии