К России-Памяти Евгения Евтушенко

Не в снегах своих талых
Средь березовых соков,
А в неведомых далях
Ты искала пророков

Он уехал в те дали,
И подобно изгою
Жил в негласной опале
Не в тебе,но тобою

Жил,как прежде,презревший
Все дороги-тираны
Жил,поэзией вещей
Им пророча бурьяны

Возвратить не хотела
Ты его,хоть бы нА день
И средь дня,среди бела
Он тобою не найден

Он поднял тебя к небу
Но тобою не поднят
Узнан он тобой не был,
И тобою не понят

Вышло так,что при жизни
Он в тебя не вместился,
И лишь прахом к Отчизне
Под конец воротился

Не для чьей-то оценки,
А как сын и мессия.
Пока есть Евтушенки
Будет жить и Россия.


Рецензии
"Заметки по поводу стихотворения Памяти Евтушенко"

В этой заметке я хотел бы прокомментировать свой стих «Памяти Евтушенко» поскольку столкнулся с неверно толкующими и искажающими суть и замысел стиха нападками по поводу его содержания.
Комментирую исключительно ради тех читателей,которые настроены доброжелательно дабы внести для них ясность и избежать искаженной трактовки.
Для начала поясню,что предшествовало появлению данного стиха и какие мотивы подтолкнули меня к его написанию.
С творчеством Евгения Александровича Евтушенко,к своему сожалению я стал по настоящему знакомится сравнительно недавно,года три назад,если конечно не считать таких стихов как "Хотят ли руссские войны" на которых росло мое поколение,поколение если дозволено сказать последних нерусских русскоязычных детей Советского Союза.
После знакомства с такими произведениями Евгения Александровича как "Вагон","У римской забытой дороги","Нехватки","Памяти Ахматовой" и многими другими его блестящими на мой взгляд с художественной точки зрения творениями у меня возникло чувство некоего восторга от осознания того,что я открыл нового для себя художника-мыслителя.
Меня заинтересовала личность Евтушенко, и я стал просматривать доступные в сети итервью, читать статьи о его жизни,там же наткнулся и на различные комментарии,и оценки личности Евтушенко,как положительные так и отрицательные со стороны различных людей.
Конечно очевидно,что нравится всем невзможно, и у каждой личности, тем более такой известной какою был Евгений Александрович, бывают как сторонники так и недоброжелатели,но всё же истеричность и резкость отрицательных комментариев по поводу личности Евтушенко бросалась в глаза.Я попытался немного разобраться в сути всего этого сыр-бора,дабы прояснить для себя мотивы стоящие за негативными комментариями.
После того как я ознакомился с некоторыми неоспоримыми фактами из жизни Евтушенко такими как более терпимое отношение со стороны тогдашней власти (иного за такие слова как «Танки идут по правде,которая не газета.»могли бы в то время и посадить),конфликты с такими известными писателями как Войнович,Бродский,непростые отношения и с другими деятелями искусства-у меня сложилось впечатление,что в основу формирования отрицательного образа Евтушенко легло личное отрицательное отношение к нему некоторых известных персон. Похоже что далеко не последнюю роль в формировании этого отрицательного образа сыграли в частности натянутые отношения с поэтом-драматургом,позже вынужденным изгнанником Иосифом Александровичем Бродским.
И не зря даже сегодня отрицательный образ героя нашего стиха продолжает подпитываться поклонниками последнего,которых в рядах людей причисляющих себя к современной поэзии довольно много.
О качестве творчества двух поэтов распространяться долго в этой заметке смысла не вижу,скажу только,что в творчестве Евтушенко на мой взгляд есть настолько значимые стихи,что многословность,Маяковскость некоторых других не принижают общего уровня его наследия.О Бродском скажу,что он конечно же был мастером языка,но стихи его при прочтении большей частью всегда находил скучноватыми.
Словом,Бродский-поэт не для всех,а для узкого круга любителей и профессионалов.
Что же касается значимости Бродского в поэзии в целом,то я больше согласен со взглядами изложенными Наумом Коржавиным в его статье «Миф о великом Бродском».
По поводу взаимонеприязни двух поэтов судя по общему тону высказываний в интервью,также по тому, что Евтушенко в свое время помогал Бродскому на что я не нашел и намека со стороны последнего в отношении первого- у меня создалось стойкое впечатление что Евтушенко отосился к Бродскому и отзывался о нем чисто по-человечески лучше и более объективно нежели последний о Евтушенко,по крайней мере не опускался до уровня завуалированных оскорблений(Евтух,мерзит от уровня всего этого и.т.д),старался ограничиваться такими комментариями как «творчеству Бродского не хватало теплинки».Одним словом-Бродский лез на рожон,Евтушенко пытался как-то все это сгладить.Такое впечатление создалось у меня.
Дух соперничества не чужд никому, и творческие люди исключением в этом не являются,при этом я однако считаю,что выводить соперничество за рамки творчества как это делал когда-то Иосиф Александрович не прибавляет чести никому,как не прибавило чести и ему(мир однако же его праху).
Все люди без изъятия не без греха,и поэты(и Евтушенко,и Бродский) имели свои грехи судья которым- Господь.Более того я убежден, что и пророки в том числе (ни Исус,ни Магомет ни другие) будучи людьми, как исторические личности тоже не были без греха.Но со временем некоторые люди превращаются в символы,их мелкие грехи стираются,закрываются прочным пластом того что эти личности собою символизировали,что они принесли и подарили человечеству,заслоняются теми горизонтами к которым направляли сердца людей своими творениями,и чем весомее,позитивнее созданное личностью и оставленное ею человечеству,тем более невидимыми и несущественными становятся их прегрешения.
Творчество Евтушенко меня убедило,отрицательные толки и сплетни в его адрес-нет.А поэта ,на мой взгляд ,нужно оценивать прежде всего по его творчеству.
Итак,о своем стихе непосредственно:
Поэтическому поприщу издавна приписываются элементы мессианства.
Они на мой взгляд тем сильней,чем гражданственней,человечнее содержание творчества персоны.Сочетание этих элементов с ясностью мысли-чувства(пишу мысли и чувства слитно потому-что,поэзия на мой взгляд это та область где мысль и чувство сливаются в единое мыслящее чувство или чувствующую мысль,как угодно) и с художественным мастерством в работе со словом в творчестве Евтушенко вырисовывает в лице последнего образ некоего мессии своего времени,и в моем коротком стихотворении Евтушенко представлен именно в этом образе,где символизирует поэта тщетно стремящегося стать для своей Родины чем-то больше чем поэтом.
Судьба Евтушенко которую можно охарактеризовать одной известной фразой «В своем Отечестве пророков не бывает» представляется в стихе трагической с точки зрения отношений поэта и его Родины,и замысел стиха нацелен именно на то, чтобы дать оценку этим отношениям,то есть между Родиной и воспевшим ее Поэтом выступающим в моем стихе в образе непризнанного мессии. Потому-что именно на эту роль на мой взгляд и претендовал Евтушенко,к этому статусу и стремился,на что косвенно указывает его знаменитая фраза «Поэт в России больше чем Поэт»и именно в этом статусе ему отказывала Родина.
Прежде всего я попытался проникнуть в саму душу поэта ,понять его «правду»,почему его так сильно задевали упреки соотечественников в том,что он покинул Родину,и уже с этой позиции я попытался расставить все точки над «i»,поэтому стих будучи апологическим, ни в коей мере не является одой в адрес Евтушенко.
Тут третье лицо(автор) не то чтобы оправдывает,но как-бы рассказывает Родине о неузнанном ею пророке,о его мотивах и душе.

«Не в снегах своих талых
Средь березовых соков,
А в неведомых далях
Ты искала пророков

Он уехал в те дали,
И подобно изгою
Жил в негласной опале
Не в тебе,но тобою»

Стих с начала до конца написан в форме обращения к России,то есть к Родине поэта.
Первые же слова обращенные к Родине о том, что она и не искала пророков на своих просторах,как бы ставят вопрос-« а вправе ли Родина сама устремившая взоры вдаль упрекать того,кто ее покинул?»
Вспомним,что Евтушенко покинул Родину в 1991-м году,уехав преподовать в США,это многократно ставилось ему в упрек позже на Родине,что наиболее сильно расстраивало Евгения Александровича.Давайте попытаемся вспомнить то время,начало 90-х,то как боготворила тогда страна все западное,иностранное,ставя ни во что своих граждан.
Итак он,в этой строфе не названный еще пророком покидает Родину ,которая сама во всем стремится именно в те самые неведомые дали,которая ищет советов и учений там,а не среди своих.
Он, в котором неузнан мессия не просто покидает родную землю,он устремляется в те самые дали ,куда устремлены взоры его Родины как-бы в надежде что Родина найдет его там.И живет там в негласной опале,в игноре,продолжая в душе жить своею Родиной и проповедовать свои гуманистические взгляды о которых сказано ниже.

«Жил,как прежде,презревший
Все дороги-тираны
Жил,поэзией вещей
Им пророча бурьяны»

В этой строфе описаны те взгляды поэта,которые нахожу мессианскими,взятые из его стихотворения «У Римской забытой дороги» ,где поэт пророчит забытье(высокий бурьян) всем дорогам забывшим Бога ,то есть жестоким путям-идеологиям.

«Возвратить не хотела
Ты его,хоть бы нА день
И средь дня,среди бела
Он тобою не найден»

Итак,уехав в те самые дали он так и остается неузнанным в той роли,которой достоен и Родина не горит желанием возвратить его себе в этом качестве.
В этой строфе имеет место изменение устойчивого сочетания «Среди бела дня» на «Средь дня,средь бела».Коверкать устойчивые сочетания не рекоммендуется.
Но в этом случае я позволил себе изменить стилистическую окраску в результате чего строка звучит «простонародней»нежели если сказать по книжному-средь бела дня.В русской поэзии,особенно в фольклерной поэзии сплошь и рядом используются подобные сочетания, «посреди ночи,посреди темной», «по полю, по широкому»и.т.д.

«Он поднял тебя к небу
Но тобою не поднят
Узнан он тобой не был,
И тобою не понят»

Он превознес Родину но опять же Родина не превознесла его в той роли в которой он выступал и не узнала в нем того кем он для нее являлся.

«Вышло так,что при жизни
Он в тебя не вместился,
Но,уйдя не в Отчизне,
Он к тебе воротился»

Не приняв и не поняв душу поэта при его жизни, Родина приняла прах воспевшего ее поэта,то есть поэт не смог отдать душу своей Родине так как душа его в нее не вмещалась,была отторгнута Родиной, но он отдал ей свой прах как последнее чем мог с ней поделится.

«Не за чьей-то оценкой,
Он и был твой мессия
Если есть Евтушенко
Значит есть,и Россия.»

Финальная фраза перефразирование знаменитой фразы Евтушенко «Если будет Россия,значит, буду и я» в перефразировании сообщается о том,что Родина жива любящими ее людьми ,такими как воспевший ее Поэт,гражданин и гуманист Евгений Александрович Евтушенко.

Рауф Маммадов   22.06.2017 18:44     Заявить о нарушении
Согласен с Вашей оценкой творчества Евгения Евтушенко. Гений, конечно, и глупо с этим спорить. Я в юности знал наизусть почти все его лучшие стихи, пока он не уехал... И сейчас многие помню и восхищаюсь ими ( "Отцовский слух", "Баллада о ласточке", "Экскаваторщик", "Я разлюбил тебя..." и т.д.)
Даже прочитав стихи советского периода, да оценив другой труд - прозу, сценарии, Кино, Фотовыставки, великолепные творческие вечера в Политехническом и т.п, -
- убедишься лично, что имеешь дело с гениальным человеком. И то, что его могила находится у нас, в России, в Москве - настолько естественно, что иначе и быть не могло и не может...

Фёдоров Юрий   30.01.2018 16:46   Заявить о нарушении
Да,чем больше читаешь Евтушенко,тем в более разных ключах открывается мир человека мыслящего,человека чувствующего,человека многогранного,оттого и непонятного многим одномерным людям(или как там у Маркузе),которые не разобравшись,и не пытаясь разобраться критикуют его личность.

Рауф Маммадов   30.01.2018 16:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.