О Благоразумном разбойнике

                О смысле покаянного подвига Благоразумного разбойника

      Православная церковь почитает Благоразумного разбойника как пример истинного покаяния. Его история нашла своё отражение в гимнографии, особо в песнопениях Великой пятницы, а слова разбойника, обращённые к Иисусу Христу, стали припевом к тропарям на блаженны. Упоминание о Благоразумном разбойнике содержится в молитве перед причащением, в которой покаяние разбойника и исповедание им Иисуса Христа противопоставляются предательству Иуды: «не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя».
      В душе разбойника произошла великая перемена. Обратившийся разбойник совершил три подвига.
      Прежде всего, подвиг веры. Разбойник смог в прикованном, как и он, к кресту и обреченном на смерть человеке увидеть воплотившегося Бога. Какая изумительная сила веры!
      Он совершил и подвиг любви. Умирал в страданиях. Когда человек мучим нестерпимой болью, он весь сосредоточен на себе. Бывший разбойник, находясь в таком состоянии, оказался способным проявить сострадание к Иисусу. Когда другой разбойник злословил Его, он унимал его и говорил: «Он ничего худого не сделал» (Лк. 23:41). Есть ли столько любви к Иисусу Христу у нас, получающих столько благодеяний от Бога?
      Третий его подвиг – подвиг надежды. Несмотря на свое мрачное прошлое, он не отчаялся в своем спасении и из глубины своего сердца, горящего покаянием и любовью к Богу,  попросил: «помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!»(Лк. 23:42)

      Сколько святых в Церкви, которым особо молятся, служатся молебны, читаются каноны на Богослужениях, а святому, который первым вошел в Рай, - никто не молится, не служатся ему молебен, потому что даже тропаря и кондака ему нет, никто почему-то за 2000 лет не написал. Потому что он был разбойник и совершил много злых дел? Но спасает не начало, а конец. Покаяние благоразумного разбойника является примером для всех нас, грешных. Его последние при жизни покаянные слова читаются в молитве перед Причастием, в припеве акафиста Страстям Христовым, он вспоминается на службе Страстной недели Великого поста... Если он святой, и Сам Христос его первым ввел в Рай, если ему пишутся иконы, то почему ему не молятся?
      Я однажды стал ему молиться, просто поминать своими словами: "Святой Благоразумный разбойниче, моли Бога о мне, грешном", месяц поминал, может больше, и думаю, слышит он меня или нет? Если слышит, то должен же знак какой-то подать.
      А я, как пономарь, вхожу в алтарь почти всегда северными вратами. И вот в нашем новом построенном храме, где тогда иконы иконостаса привозили из Москвы постепенно по мере их изготовления, привезли очередную новую икону для северных врат и ее установили. Каково же было мое изумление, когда мне пришлось пойти в алтарь, - на северных "моих" вратах меня встречал большой образ Благоразумного Разбойника! Вот так встреча! Вот тебе и знак насчет молитв! Слава Богу, дивному во святых Его! Теперь мы стали встречаться с ним каждый раз на службе.
      ...Прошло несколько лет. В благодарность Богу и этому святому мне однажды очень захотелось написать тропарь и кондак Благоразумному разбойнику, но я же никогда этого не делал! Но тут Господь после молитвы к Нему, и к этому святому помог начать через одного человека, и дальше всё получилось так, как мне хотелось. Но, конечно, настоятель не мог благословить петь это в храме во время молебна, так как это не утверждено Синоидальной комиссией, хотя ничего против не имел по содержанию тропаря и кондака. Поэтому дома келейно каждый может молиться Благоразумному разбойнику и своими словами, и этими молитвами.

      «Рах» — имя разбойника, чаще всего встречающееся в православной иконописи.

       В 2004 году митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней в Селидовской колонии строгого режима в Донецкой области освятил первый православный храм во имя Благоразумного разбойника Раха.

               
                Молитвословия для келейного чтения 

                Тропарь, глас 2

     Егда распят был еси со Христом,/ и покаялся еси от злых дел своих, / о Благоразумный бывший разбойниче Раше,/ превзошел еси в праведности первосвященники и фарисеи, / исповедав перед злобствующими иудеями страждущего Христа Богом, / и показал еси нам образ смирения и покаяния, / воззвал еси ко Иисусу с сокрушенным сердцем: / «Помяни мя, Господи, егда приидиши во Царствии Твоем», / и получил еси от Него Божественное обетование и определение: / «Аминь глаголю тебе, /  днесь со мною будеши в Раи», // Его же моли,  помиловатися душам нашим.

                Кондак, глас 6
 
    О Благоразумный разбойниче Раше,/ егда распят был еси со Христом на Голгофе,/ и видев Того смирение и любовь к людям в Его предсмертной молитве,/ возгорелся еси огнем добродели покаяния в сердце своем,/ и попалил еси им все зло в себе, / и узрев верою рядом Спасителя своего, / прилепился еси к Нему всей душою, /  и по смерти бысть первым возведен в Рай,/ и нас научи ко Христу в покаянии прибегати,/ и во умилении и сокрушении сердца взывати://  «Помяни нас, Господи, во Царствии Твоем».

                Величание

         Ублажаем тя,/ святый Благоразумный разбойниче Раше,/ и чтим святое покаяние твое, / ты бо молиши за нас/ Христа Бога нашего.


                Молитва к святому Благоразумному разбойнику Раху

      О святый Благоразумный разбойниче Раше!
      Ты перед кончиной своей, распинаемый рядом со Христом на Голгофе, узрел глазами веры Самого Бога, страждущего по Любви Своей вместе с тобой, и Эта Любовь Божия благодатью Своей попалила всё зло в сердце твоем, сокрушило всю гордыню в нем, очистила его огнем покаяния, и очистившаяся душа твоя возжелало единственное ей на потребу – быть навсегда со Христом. Из глубины  сердца своего с великой силой веры и надежды  ты воззвал к Иисусу: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» Вера, надежда и любовь твоя ко Господу в этот момент не посрамили тебя, поношаемому всеми вокруг, и Христос, видящий душу твою покаянную, вынес тебе оправдательный приговор: «Аминь глаголю тебе, днесь со мною будеши  в раи».
      О, великий угодниче Божий, Благоразумный разбойниче Раше, переживший в покаянии своем на кресте духовное преображение, умоли Господа нашего Иисуса Христа да простит рабам Божиих (имена) все согрешения их, и да вселится в них благодать Божия, опаляющая, очищающая, освящающая всякого человека, и да дарует им прежде конца покаяние; неверующих же, заблудших и отпавших от Церкви – да просветит их очи сердечные узреть Свет Божественной Христовой Веры и к Святой  Соборной и Апостольской Церкви  обратит и сопричтет, и спасет их имиже веси судьбами, да со всеми святыми прославляют милующего и спасающего единого Бога, - Отца  и  Сына  и  Святаго  Духа во веки веков. Аминь.
   

                Первый   святой               
               
                «И сказал ему Иисус: истинно говорю
                тебе, ныне же будешь со Мною в раю».
                (Евангелие от Марка, гл. 23, ст.43)

   Гора  Голгофа... Бурлящая толпа иудеев, обступившая три креста, на одном из которых  распят Христос. Перекрикивая друг друга, собравшиеся  хулят Распятого: «Спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста!» (Мф.,27:40), начиная с первосвященников и кончая  распятых тут же двух преступников,  злодеев, – разбойников. «И распятые с Ним поносили Его».(Мк.,15:32). Никто не мог поверить и признать  в этом умученном, униженном и беспомощно висящем на кресте приговоренном к смерти человеке  - Самого Бога.
   Но тут произошло, с человеческой точки зрения, совершенно невероятное. Избитый, истерзанный мучителями, умирающий Иисус из последних сил произнес слова Своего обращения к Отцу Небесному: «Отче, отпусти им: не ведят  бо  что  творят».(Лк.,23:34)
    Нет, это просто невозможно, такого еще никогда не было, – чтобы человек, насмерть забиваемый своими врагами, перед смертью желал им прощения! Это вопреки всякому человеческому разуму, это вопреки даже Божественному закону, данного иудеям пророком Моисеем: «Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то  же, что  он  сделал: перелом за перелом, око  за  око,  зуб за зуб; как он сделал  повреждение на теле человека, так и ему должно сделать». (Левит, 24:19–20)
    Так просить просто обычный человек не мог, и это невозможно было простому человеку, это выше всех  человеческих  сил! Такую силу вопреки всем земным законам, силу такой Божественной Любви мог явить только Бог! И заменить Ветхий Закон с его многочисленными правилами  Новым Законом Любви мог только Бог и только Он Сам, Собой  исполняя  высший  Закон  Любви,  Себя полагая  на смерть за Искупление  от смерти  род человеческий!
   И вот Божественная Любовь  своим Личным примером поразила ум и сердце точно также страдающего разбойника, распятого справа от Христа. И  в свете  этой  Любви  преступник  увидел  все свое сердце и всю свою жизнь, полными всякой нечистоты, недостойными этой Божией Любви, но к  Которой он вдруг устремился всей своей душею, как к самому важному, как к неожиданно обретенной истинной цели  и  смыслу своей уже  кончающейся  жизни. И возгорелось сердце бывшего разбойника верою и ревностью о Боге. Он, сам будучи претерпевая  мучительную казнь,  просто ринулся всей своей душой на защиту Сына Божия, прерывая поношения другого  разбойника: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал!».  И обращаясь ко Христу с последней  надеждой, он из глубины своего сердца, горящего покаянием и любовью к Богу,  попросил: «Помяни меня, Господи, когда приидеши  во  Царствие Твое!» И Божия Любовь, милующая даже Своих врагов, устами умирающего на Кресте Иисуса вынесла спасительный приговор  обратившемуся грешнику: «Аминь глаголю тебе, днесь со мною будеши  в раи». (Лк.,23:40–43)

                О, бывший тать, о, нынешний святой!
                Все зло свое перечеркнул немногим:
                Перед безумной воющей толпой
                Ты исповедал Страждущего Богом.

                О, ты, который с Господом терпел,
                О, покаяньем вырванный из ада,
                Одна лишь правда ожила в тебе,   
                Что полон был ты всяческой неправды.

                И в этот миг, последний крестный миг,
                Ты оправдал поруганного Бога,
                И капля правды, перевесив мир,
                Ввела под своды райского чертога.

    Первый святой – этот благоразумный разбойник, вошедший в рай, дает нам собой живой пример покаяния, правды, веры, надежды и любви к  Богу. О как нам, однако ж, до него далеко!
    Он, оказавшись рядом с Богом, почувствовал и принял Его всем своим сердцем, исторгнув из души свое бывшее зло. Мы же, принимая Самого Христа в себя в Таинстве Евхаристии, остаемся в присутствии Самого Бога жестокосердными и себялюбивыми, как тот разбойник слева от Христа, который просил снять его с креста. Такому Бог не нужен был, он готов был прибегнуть к любой силе и возможности, чтобы уйти от страданий, от ответственности за свои злодеяния.
    Покаяние же благоразумного разбойника обратило его самого в величайшее смирение, так что даже и крестные муки он принял без ропота.
    А сколько же у нас недовольства, возмущения и нежелания потерпеть и смириться хотя бы с мизерной житейской неурядицей! Где уж тут прощать врагов, благотворить им, пример Христа остается в книжке, как правильная и красивая история, а в жизни мы не хотим следовать за Ним и видеть глазами веры, что это Он нас призывает через эти скорби и дает возможность потерпеть, чтоб взрастить в нас добродетели для Царства Небесного. Ведь ни одна добродетель без терпения не рождается. Не хотим терпеть, – человек, который указывает нам на наши недостатки, становится нашим  первым врагом.
    А у разбойника – вся правда ожила вдруг в нем, что полон был он всяческой неправды. Крест Христов – Крест терпения нами правды Божией, Крест смирения и воспитания любви, – этот Крест  разделяет всех  живущих людей на тех, «кто слева», и на тех, «кто справа».
    И пока у нас в душе не утвердится правда благоразумного разбойника о нашей неправде по отношению к Богу и о нашей неправде, неправоте в отношениях с ближними, мы не сможем оказаться справа от Христа...

                Гора Голгофа, Пасхи Колыбель...
                Шепчу одно неверными устами:               
                «Душе моя, помысли о себе,
                Душе моя, душе, куда мы станем?»

                О, Мати Света, не остави нас.
                Взыщи мене, Единая Отрадо.
                Да оживет во мне хоть в смертный час
                Разбойничья спасительная правда...            
               
               
               
                Стихи иеромонаха Романа (Матюшина)


Рецензии
Очень хорошие стихи и хороший рассказ. Вначале чтения улыбалась, а в конце текли слезы.
И правда, с Вами происходят настоящие чудеса, Сергей (вот и во вчерашнем рассказе тоже). Так бывает наверно, когда человек сам располагает свое сердце и душу к Богу. А точнее, всю свою жизнь. Вы счастливый, выбрали путь и следуете ему. Но не каждый так может.
Вспомнились слова одного молодого священника в одном из наших храмов, он говорил на проповеди примерно следующее: "Многие из вас ждут от Бога готовых чудес, ничего не прикладывая для этого. Чуть ли (а то и прямо) не предъявляют претензии к Богу: на исповеди жалуются, что Он не дает им то, что они просят. Даже после поездок по святым местам ничего, мол, не меняется в их жизни, как все было, так и остается. Но подумайте: то ли вы просите? И так ли вы живете, если Бог не слышит вас? Думаете, что Бога можно купить?" и так далее.

Анастасия Валейко   06.12.2019 23:31     Заявить о нарушении
«И правда, с Вами происходят настоящие чудеса…»
Чудеса происходят с каждым, каждый день. Только для неверующего человека – всё происходящее случайно, а для верующего случайностей не бывает, и через всё происходящее можно увидеть действие Божественного духовного мира. Сам дар жизни – чудо! И сам человек – чудо, и не простое, а - «чудо в перьях». Причем «перья» - у каждого свои: иллюзии, заблуждения, представления о самом себе и всякие глупости, которыми он охотно себя украшает.

«Вы счастливый, выбрали путь и следуете ему. Но не каждый так может».
Человек, если чего-то хочет, - он ищет пути, а если не хочет, - он ищет причины.

«…на исповеди жалуются, что Он не дает им то, что они просят».
Как говорил святой преподобный Исаак Сирин: «Вся забота сатаны заключается в том, чтобы убедить человека, что Господь не заботится о нем».
Вместо того, чтобы им роптать, что не получают того, что хотят, лучше пусть благодарят Бога, что они не получают того, что заслуживают.
Бог своим спасаемым дает не то, что они порой бездумно просят, а то, что им действительно нужно и полезно для спасения своей души.
Бог слишком нас любит и не даст нам умереть в нашей беспечности и успокоенности. Для Бога важнее не наше благополучие, а спасение нашей души – Бог будет спасать нас и ценой нашего неблагополучия, лишь бы наша бесценная душа обратилась к Богу. И если бы Бог по временам нас не укладывал на лопатки, нам бы некогда было посмотреть на небо.
Такая вот притча: «Человек жалуется Богу на жизнь: и то не то, и на работе всё не так, и в семье проблемы, и долги, и здоровье… Вдруг появляется Господь и говорит: «Это всё понятно, но ты Мне вот что скажи, - продлевать будем?» …»

Вам жизнь дает бесценные советы: –
Того, что есть, могло бы и не быть…
Представили? – За каждый лучик света
Учитесь жизнь свою за всё благодарить!

Начните благодарить Бога за то, что у вас есть, и Он даст вам то, чего вам не хватает! «Тайна благодати» - в благодарении: http://stihi.ru/2019/02/23/10026
Не ропщи, человек,
Что ты мал и не знатен,
Что прожитый твой век –
Для людей не понятен.
Он назначен тебе Тем,
Кто жребий служенья
Раздает на Земле,
То – Его назначенье.
Не ропщи, беднота,
Без угла и без хлеба,
Знай, твоя тягота –
Дар особенный Неба!
Не ропщи ты, больной
Долголетним недугом, -
Через Крест тот святой
Будешь Господу другом.
Не ропщи, что хула
Твою жизнь отравляет,
Знай – земли похвала
Мзду Небес уменьшает.
Не ропщи, что друзья
Тебя бросили в горе, –
Бог не бросит тебя
В этом жизненном море.
Бедность, зло и недуг –
Все закроет могила,
Сбереги чистым дух, –
В этом истины сила!
Верь, надейся, терпи
Чашу бед – без сомнений,
И спасешь душу ты
Для Небесных Селений!

(Отец Николай Гурьянов)

С уважением,

Сергий Пономарь   09.02.2021 20:16   Заявить о нарушении
Рада была прочесть, Сергей. Оч.познавательно.
Спасибо Вам.

Всегда с уважением,

Анастасия Валейко   10.02.2021 12:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.