Бологое-4. Заметки энергетика. Отцы- командиры

  5.3. Первым замом комдива стал боевой и заслуженный  бывший командир танкового полка А. М. Савченко. Казалось он несколько скучал по настоящей командирской деятельности, тем более, что перед этим организовал  ракетно-техническую базу (РТБ), «головастиков», очень ответственную организацию, где новичка, если у него не тряслись руки при приближении к боеголовке (от ответственности!)  к работе на ней не допускали (говорят).  Анатолий Максимович командовал бы и дивизией, но-  не ракетчик!  Не надолго сменил его Кабанов П.И., а потом пришёл  редкостный самодур  Е..в.  Когда он оставался за командира и начинал обход сооружений, офицеры выпрыгивали  даже и со вторых этажей штабов и казарм. Любил проверять исполнительность офицеров Управления дивизии, давая поручения не по их службе и деятельности. За пару недель отсутствия комдива взысканий объявлялось больше, чем за весь год. Ушёл в ростовское училище, откуда обиженно запрашивали по линии командных пунктов: «За что вы нам его прислали?»
   Первым начальником штаба был  Фокин В.Я., в нашу энергетику он не вникал, своих забот невпроворот, а сменщик его, Мартынов З.А., побывав до того командиром на БСП-1,относился к нам нейтрально, припоминая при случае, как я грозился  «посадить на ДЭС» его площадку за перерасход электроэнергии. На службе он был педант, сухарь, а в домашней обстановке, по словам соседей, -милейший человек.
   Политотделом руководил опытнейший Н.П.Власов. Поскольку в партию я вступал поздно (в кандидаты принимали в конце 1962г на ходу, в коридоре штаба, спеша на постановку БСП на боевое дежурство),то « наша любовь» с этой организацией была впереди.
   Тяжёлую ношу зам.по тылу тащили Васильев А.П., ему через КЭЧ подчинялось электрохозяйство жилого городка, но комдив за «пропадание света» упорно спрашивал с нашей службы, с главного энергетика. По правде говоря, общее мнение  работу тыловиков недооценивает: техника иногда может и подождать, а солдаты должны кушать ежедневно и три раза в день.
   Главным инженерам-замам по РВО до наших внешних сетей и жилых городков дела было мало, но  внутри  БСП за ДЭС,  электрощитовые, электрооборудование технологических систем они с нас спрашивали сполна. Итак, первым был В. Т. Бардышев.  Принимая первые грузы, организуя службу, он (мне кажется) правильно оценил предстоящие трудности и своевременно ушёл в НИИ.  Загатин Владимир Петрович вынес основной груз приёмки, постановки на боевое дежурство  и организации эксплуатации РВО комплексов. При этом он оставался добрейшим человеком и пользовался заслуженным авторитетом в дивизии.
   Первыми тремя полками командовали А.А. Фирсанов, Б. П. Токарев, В.В. Крапивин. В 1964году  по числу дивизионов стало 8 ракетных полков.  Первые командиры частей были опытны и самобытны. Вот  «неожиданно» наша группа управления дивизии выезжает проверять боеготовность БСП. Какой-  догадываемся  только проехав километров 50 по штатной «бетонке». Вечереет, офицеры, кроме дежурных смен, выехали домой. Подъезжаем к штабу  на  БСП-4,  и у нашего старшего от досады отвисает челюсть:  командир полка, опытнейший «дед» В.В.Крапивин сидит разутый на крыльце в готовности подать сигнал «Тревога!».
  Хозяйственный  Е. В. Золотайкин  ( заядлый охотник и рыболов) завёл вблизи БСП -3 такой свинарник, которого вряд ли можно было найти во всём валдайском районе.
   М.М. Кинсбурский  по утрам за 2 км. от БСП-11 высаживал офицеров из автобуса и ехал  на проходную контролировать результаты их кросса. Но вот  по распорядку дня- начало занятий. Мих-Мих высунулся в окно кабинета (думаете, любуется  природой?) – высматривает «шатающихся» солдат, которых, без выяснения причин, радостно направляет на уборку  ухоженной территории.
   У Великанова Ф. А. жилая часть БСП-51 была экспериментальной, обвалованные арочные сооружения протекали, и с водой был непорядок. Качество её членам приезжающих комиссий демонстрировали так: открывали пробку графина с отстоявшейся водой и зажигали спичку- горел метан. А командиром Ф.А. был лихим…
  И конечно,все они достойно выполняли  свои нелёгкие командирские дела, жизненный опыт и организаторскиё способности первых руководителей  служб дивизии и командиров частей обеспечили решение  поставленных перед дивизией задач.

                (Продолжение следует).
 


Рецензии