Поэтизация пушкинских мест

   Поэтизацию пушкинских мест в творчестве тверской поэтессы мы также можем увидеть в стихотворении «Сегодня, словно в русской бане, парко…» (2000). В этом стихотворении Безрукова упоминает чукавинский парк как одно из мест, отмеченных посещением А.С. Пушкина:

Сегодня, словно в русской бане, парко,
Березы разомлели от жары.
И одуванчики, как мыльные шары,
В густой траве Чукавинского парка.

   Чукавинский парк - это усадебный парк с ценными породами деревьев, заложенный в середине XVIII столетия. В усадьбе Чукавино жил выдающийся русский врач терапевт М.Я. Мудров, лечивший А.С. Пушкина и его семью (Тверские усадьбы. Впечатления. Книга первая. «Тверская усадьба; Указатель архивных документов, книг и статей. 1900 - 1995 гг.» - Тверь, 1996).
   История усадьбы такова: во второй половине XVII столетия она принадлежала боярам Сытиным. Затем владение из рода Сытиных в качестве приданого перешло к боярам Чоглоковым, имевшим родственные связи в ближайшем окружении Елизаветы Петровны. Однако со смертью императрицы Чоглоковым пришлось отдалиться от двора и поселиться довольно далеко от столицы - в Чукавино. Опять же в качестве приданого владение перешло в род Болховских, а затем к Великопольским. Сын Надежды и Ермолая Великопольских - поэт И.Е. Великопольский известен в основном своим знакомством с А.С. Пушкиным.
   Нужно отметить, что в этом стихотворении у тверской поэтессы также свое восприятие погоды и свои представления и впечатления от места, которое связано с именем и личностью А.С. Пушкина.
   Стихотворение Г. Безруковой насыщено упоминаниями элементов дворянской усадебной культуры, которая так ярко охарактеризовала пушкинскую эпоху: это и усадебный парк, и барский дом, покой, достаток, внутренняя самодостаточность такого пространства, что она и описывает в своем стихотворении:

Висит пчела с лениво-мерным звоном,
И в забытьи полдневном барский дом.
Сейчас кваску б из погреба со льдом,
Но нелюдимо в царстве этом сонном.

Последнее четверостишие стихотворения дает нам возможность увидеть личностное отношение Безруковой к А.С. Пушкину:

Хозяев нет. А гость веселый - жив.
И грянет гром, под вечер, торжествуя!
И штукатурка рухнет, обнажив
Тень на стене - кудрявую, живую…

   Последняя строчка стихотворения обращает внимание читателя на образ поэта - «тень на стене - кудрявую, живую» - постоянно присутствующий в тех пушкинских местах, которые в культурном сознании современника связаны с именем поэта. Таким образом, у читателя, несомненно, воссоздается общеизвестное - в силу своего массового распространения - изображение Пушкина с его постоянной приметой - с его «кудрявой» головой.
    Кроме того, узнав, что «хозяев нет, а гость веселый - жив», мы можем предположить, что Г. Безрукова имеет ввиду, что наш поэт в культурном сознании современника-тверитянина остается живым, его воспринимают как неотъемлемую часть классической и современной литературы и культуры, и что спустя столько времени человек, будь то писатель или краевед, находящийся в Старицком крае, не может не вспомнить о А.С. Пушкине и даже, находясь в «пушкинском» месте, непременно ощутит его присутствие. 

   
   


Рецензии