Святая София. Плач по Византии

Василевсов бесчислен ряд.
Эта роскошь и мощь им
                помнится...
Отчего так печален взгляд
На галерее
           у Богородицы?*

Мне рыдание горло
           стиснуло:
Ни креститься нельзя,
           ни плакать...**
Отстоять ты пыталась истину,
А пришлось слишком больно
           падать...

Идеальное царство: сильное,
Справедливое, доброе, чистое...
Пред соблазнами как тут выстоять
И ни в чем не грешить
           пред истиной?

Может, целая жизнь -
           предстояние,
И один только миг - падение...
Не хватило тебе покаяния?
Иль нашло на тебя ослепление?

* если подняться на галерею, вы увидите прекрасное мозаичное изображение Богородицы, самое печальное, какое я видела

** в Святой Софии, как Вы знаете, несколько столетий была мечеть, и, хотя сейчас музей, но в мусульманской стране запрещены все проявления православного мировоззрения и веры


Рецензии
Ир -- это такое откровение!.. Обалдеть.

Светлана Клинушкина-Кутепова   24.05.2017 22:19     Заявить о нарушении
Когда мне не нравится или нечего сказать, я никогда не пишу. И я восхищаюсь твоими стихами не для того, чтобы ты пела мне дифирамбы. Я отдыхаю на твоей страничке. А ты можешь не писать, если не задело. Но ты мэтр для меня , и даже критика или замечание будут уместны и желанным. Тем более, что Ты знаешь и другие слова, кроме обалденно. Напиши: затемнен смысл, слабая рифма, плохо на слух, лишний слог. Поверь, если б я видела, я бы улучшила. И я считаю, что ещё смогу чему-то научиться, раз не могу не писать. Прости.

Ирина Каретникова-Смоленская   25.05.2017 07:56   Заявить о нарушении
Иришк, да ты что!?.. Я аж задохнулась вчера, как прочла твой стих!.. ЕСЛИ МНЕ НЕ НРАВИТСЯ, Я НИКОГДА НЕ ПИШУ, ТЕМ БОЛЕЕ ИЗ ОБЯЗАННОСТИ. Если я откликнулась именно на это -- значит, оно затронуло сильнее всего, понимаешь?.. Ты просто не знаешь, наверное, как я пишу рецензии -- очень коротко, в двух-трёх фразах, иногда в двух-трёх словах. Это мой стиль. Я так выражаю суть своей реакции -- и для меня главное и важное, какая эмоция возникает. И именно её я и выражаю. Когда я получаю твои отклики, я всегда поражаюсь твоим развёрнутым, очень мудрым и глубоким рассуждениям и объяснениям твоих ощущений. Это сумасшедше здорово и очень для меня дорого и ценно. НО Я ТАК НЕ УМЕЮ -- И КОГДА МНЕ ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ ЧЬЁ-ТО СТИХОТВОРЕНИЕ, ЭМОЦИЯ КОНЦЕНТРИРУЕТСЯ ВООБЩЕ В ОДНО СЛОВО! Например, очень часто пишу неосознанно:"Класс!", а мне отвечают -- "Ваша рецензия слишком короткая". Приходится разворачивать как-то, объясняя эмоцию , а на самом деле всё же в одном слове и сказано для меня -- потому что ёмкие короткие слова очень энергетически заряжены, а если их начинать объяснять, то они теряют часть заряда.
Понимаешь, я умею испытывать восторг от внутренней сущности того, что написано -- но не очень умею этот восторг объяснять, вот потому и на наших клубных "заседаниях" мы никогда не устраивали разбор произведений, а просто высказывали своё мнение, если что-то не нравилось, старались не обижать, но по эмоциям и мимике было понятно, что нравилось, что нет, и автор это всегда видел и чувствовал. Это ни в коем случае не пренебрежение и не отсутствие реакции -- наоборот, присутствие её в полном объёме! Никоим образом обидеть тебя не хотела. Просто я хоть и вынуждена была в какой-то мере быть литературоведом (Московский Государственный Институт Культуры, Факультет библиотековедения и библиографии, в прошлом -- главный библиотекарь Московской Областной Государственной Научной Библиотеки им. Н.К. Крупской), но на самом деле всегда тяготилась этим... Мне легче и органичнее высказывать яркие эмоции. Ёмко. Просто когда возникает с кем-м-то обширная переписка, то я, конечно, откликаюсь на неё и соответствую ей. И ценю это.Но если эмоция выскакивает так, как вот вчера -- я реагирую свободно и естественно для меня. ТВОЙ СТИХ СЧИТАЮ АБСОЛЮТНЫМ ОТКРОВЕНИЕМ, абсолютным переживанием и открытием души настежь. И выразила всё это в одном слове -- "обалдеть".

Светлана Клинушкина-Кутепова   25.05.2017 08:24   Заявить о нарушении
Ладно, прости меня, пожалуйста. Это я комплексую. Пока сидела в своей деревне, периодически выплескивая что-то и даже не стараясь это сохранить, вроде как -то спокойна была. А сейчас увидела, как люди пишут, и стало стыдно за свою простоту и слабые рифмы. Ну ты хоть для меня, глупой, хоть первое время, пиши поконкретнее, что хорошо, что плохо, я научусь тебя понимать мб. Не просить же мне об этом чужих, а я хочу учиться, чтобы это знание неосознанно уже само выстраивало мои пробы пера. Да, хочу поделиться с тобой радостью: у меня планшет появился, я ведь до сих пор набирала на телефон за 2800, а до этого жила с кнопочным. Не сердись, спасибо тебе за все. С праздником Вознесения Христова!

Ирина Каретникова-Смоленская   25.05.2017 10:28   Заявить о нарушении
Света, тебе надо эту Богородицу увидеть, её печальные глаза. Последний раз нам дали 40 минут на осмотр Софии, там экскурсии почему-то нельзя проводить, но я была много раз, поэтому все это время простояла около Неё, а слёзы стеной текли по Византии, хотя ни один мускул не дрогнул. Мы ездили две недели по Греции, Македонии и Турции с гидом из Греции, тур "Три Софии. Золото Византии"

Ирина Каретникова-Смоленская   25.05.2017 10:34   Заявить о нарушении
Ты понимаешь, милая -- самолёты противопоказаны, чуть не умерла в последний раз, а ведь летала много, но теперь всё лопается в ушах, в носу, сумасшедшая, непереносимая боль по ходу тройничного нерва, кровища, еле выжила, и теперь только поезда и остались. А посмотреть на чудеса очень хочется -- ведь рядом с ними что-то в душе прерождается и появляется осязаемая благодать невозможная какая-то... Может, и придёт моё время, и поеду?.. И тебя с праздником светлым! А что касается твоих внутренних поисков себя как поэта, будь уверена -- если я увижу что-то негармоничное вдруг, я обязательно скажу в личке, а если не говорю -- значит, хорошо! Но я понимаю, и постараюсь именно тебе объяснять свои ощущения, раз тебе так это важно услышать со стороны. Да -- со стороны порой видней... Но вот какая штука со мной -- мне это никогда не нужно было сосвем, и я даже не понимала раньше, зачем человеку такой подробный посторонний взгляд. мне это даже мешало -- ведь мы пишем, выражая себя, и читаем, находя в чужом своё, иногда совсем отличное от того, что автор вкладывал, и это нормально, для того и пишем! Но именно потому я и чувствовала, и выражала только эмоцию, потому что считала абсолютно излишним какое-либо вмешательство извне в чужой творческий процесс -- мне это не нужно было, и я считала, что и другим тоже, ведь если пишешь и оставляешь это в законченном виде -- значит, сказал всё, что хотел, а другие вольны думать всё, что хотят, это их право и их вИдение, а мне видится и слышится так, и никак иначе! Но на критику ошибок и реальных промахов я реагирую вполне нормально. А вот содержание -- моё абсолютное право, как и каждого из нас. Так я думала всегда, пока не встретила женщину, которая хотела от нашего клуба именно профессионального роста путём учёбы и разборов, и т. д. Я крайне была удивлена, ведь считала, что рост может происходить только внутри самого человека, в силу его опыта, его стремления к выплеску чего-то выношенного и неудержимого уже, и лучшая школа -- это непрерывное нахождение в творческой атмосфере, которая учит сама по себе: мы же слышим и видим живые примеры таланта и мастерства, и они -- лучшая школа, если в них окунаться регулярно. Я совсем не педагог, Ирочка, потому как не терплю менторства в творчестве, и анализ написанного -- совсем не моё. А вот высказать мнение более глубоко и абсолютно искренне, тем более тебе, я могу точно, и с удовольствием буду это делать. Но это будет мнение, не литературоведческий разбор. С детства не терплю лишних правил и рамок -- ведь пишу с 11 лет, и это ОТ ТВОРЦА, а не от людей, и научить писать стихи невозможно. Или дано, или нет. Так что ориентир я плохой. Вот подруга моя всегда говорит, что должна быть обязательно база, а товарищ по цеху всё время пытался то пушкинской строкой писать, то ещё как-то втискивать себя в рамки, а я вот даже не помню, чем отличается ямб от хорея, а дактиль от анапеста -- и слава Богу! Не нужно это мне совсем -- интуитивно пишу, как слышу. Нельзя регламентировать творчество, засовывать в стили и проч. -- всё умирает, и мастерство это ремесленное. Со мной не согласны очень многие, и потому союзы писателей не вдохновляют свободную от пут душу мою, Иришк. А что касается тебя -- ты пишешь душой, и я это чувствую, и все огрехи твои, если есть они, оттого, что тоже выплёскиваешь себя интуитивно, не ремесленно, а очень трудно потом возвращаться и посторонним взглядом смотреть на написанное тобою же, как на чужое, и что-то править, ведь оно ещё продолжает жить чувством в тебе. Но спустя время уже видишь свои промахи, когда остываешь от переживания по поводу написанного. Оттого я и оправдываю тех, кто не совсем мастер по технике -- зато мастер по душе, от чьих стихов дрожь, мурашки, слёзы... Потому что они живые. А вот по поводу того, что кто-то пишет сильнее, по-твоему -- на самом деле, все мы разные, и для разных стихов предназначены, и говорим пусть на одном языке, но с разными акцентами, и это очень правильно, так и достигается широчайшая палитра поэтической живописи! Так что пишешь ты по-своему и очень живо, очень искренне и строчки твои трогают истинностью своей, и это главное. Не думай, что ты слабее кого-то, просто каждому своё, а лучшая учёба и лучший рост и есть вот эта твоя эмоция, вот это твоё ощущение восторга, изумления, трепетания и даже уничижения перед чьим-то большим талантом и гениальным творением (так мы все без исключения реагируем на что-то нам, как кажется, недоступное по мастерству, но это не так -- ведь кто-то так же реагирует на наши стихи!). Ой, прости, что так долго разглагольствую -- прорвало меня, видишь... Молчу, молчу -- а потом как понесёт!.. Вот тебе маленький пример чудесной лирики человека, который, как и ты, не всегда уверен, что стихи его чего-то стоят, потому что нет почти обратной связи, и ему кажется, что и писать тогда не стоит, если это неинтересно никому. А стихи-то прелестные, иногда потрясающие! Я даже плачу, честное слово! От тебя трепещу по чувству глубокому, а от него плачу и взаимодействую с ним внутренне. Очень тебе советую познакомиться с его творчеством, если ещё его не читала. Люблю тебя искренне, обнимаю -- ты уже стала частью моей виртуальной жизни, моя дорогая! http://www.stihi.ru/2016/03/09/1872

Светлана Клинушкина-Кутепова   25.05.2017 11:31   Заявить о нарушении
Свет, прикинь, я так и знала, ещё вчера, когда тебя в личке спрашивала, что это Сережа. Да, он чудесный, и тем чудеснее, что мужик. А я тут пробую другой стиль, с твоей подачи про библиотеку, вспомнила второго мужа с его ревностью и пробую написать историю разлук, может какой горячей дурехе пригодится не горячиться сразу влюбляться, а присмотреться сначала, насколько понимать смогут друг друга. Глянь, мне, как всегда, рано, но я уже выложила начало. Хочу дуреху учить не горячиться, а сама до сих пор не научилась

Ирина Каретникова-Смоленская   25.05.2017 12:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.