Вербохлёст - песня
Золотистое верб свечение,
А в капели прозрачность слёз –
Это Вербное воскресение,
Иль языческий Вербохлёст.
Ива клонится на проталинке.
По реке проплывает лёд.
Всходит зелень трав на завалинке,
И мимозой ветла цветёт.
Греет солнце весь день весеннее…
Не до сна теперь, не до сна!
Дарит светлое настроение
Всем пленительная весна…
На пустой деревенской улице
В струях марева – дня мираж:
Верба жёлтая солнцем пудрится,
Созерцая весны пейзаж.
Как девчонка, придя в смущение
От веснушек, что на лице –
В это Вербное воскресение
Верба в жёлтой стоит пыльце…
*Слушайте эту песню в прекрасном исполнении Валерия Гулянова на Избе Читальне, или здесь:
https://clck.ru/Jm6Rn
***Пасха, Вели;к день — самый значительный и важный праздник в календаре восточных и западных славян, тогда как у южных славян таковым является весенний Юрьев день… Википедия.
Юрьев день - Егорий Вешний 6 мая, он же Ярила Вешний по другому календарю 23 апреля, это и есть ПасКа - народный пастушеский и коровий праздник.
Великий день, ВеликДень славяне встречали тогда, когда день после весеннего равноденствия становился продолжительнее ночи.
На Украине и в Белоруссии Пасху называют ВеликДнём, но эти праздники совершенно разные и по времени возникновения, и по смыслу, и по обрядам.
ВеликДень отмечали во время весеннего равноденствия, как праздник весеннего солнца и пробуждающейся природы, победы света над тьмой, дня над ночью, весны над зимой, тогда, когда день становился длиннее ночи.
И всю весну, как рождение, возрождение жизни - яйца крашеные и писанки. Как символ плодородия - куличи, а также творожные бабы - паски.
На Пасху перешли обряды встречи весны в день весеннего равноденствия. Раньше в этот день заканчивалась Великая Ночь и наступал Великий День – начинался со дня весеннего равноденствия. В мифологии и обрядности дня присутствуют сюжеты и мотивы, характерные для народного календаря весны и начала лета (поминальные, свадебные, метеорологические, аграрно-хозяйственные и мн. др.). Большое место в народных пасхальных праздниках занимают мотивы воскрешения СОЛНЦА, обновления и процветания природы.
Велик день - это праздник Русичей. Это наши с вами корни.
Дохристианский земледельческий календарь был ориентирован по солнцу, а календарь церковный ориентирован по луне.
Песах — иудейский праздник в память об исходе из Египта, один из трёх паломнических праздников. (Евp. Песах; от глагола passah – «переходить») всегда является 14 нисана (в еврейском календаре за основу приняты лунные месяцы), когда ангел Господень поразил всех первенцев египетских и прошел мимо домов евреев. (с)
Христианская Пасха празднуется через неделю после Песаха. В это время происходило распятие и воскрешение Иисуса Христа, потому тоже не держит постоянного числа, как и Песах.
Празднование Песаха связано с большим событием в жизни еврейского народа, а именно: исходу его из египетского рабства, где он пребывал свыше 400 лет, под предводительством жреца Моисея (Мосе, Осарсифа). На основе Пятикнижия библеисты утверждают, что это происходило в XV – XIII веках до новой эры, то есть задолго до Иисуса Христа.
**ПАСКА
Егорий – Ярила Вешний 23 апреля (6 мая) – Паска – праздник первого выгона скота в пастьбу.
На Полесье да и по всей Руси ещё в 20 веке Паска - была праздником "первой" паски коров. Пастух на паску собирал коров в корован, коровод и хозяйки давали ему с собой в дорогу кушать коровай и яйца. Кто больше даст, ту корову пастух будет лучше пастить (весенний пост бедный травой).
(Пас - ход, движение, пассажир, дать пас, пасти, пасть, пасси, поход, происшествие, попутчик, пост, почта, припас, запас, пассивно, паспорт, пастор, пастух, паства, папа.)
Для паски использовались прутики вербы с мягкими котиками, чтобы не ранить корову. Их бросали в реку, прося защиты для стада. Река, родник - место связи с природой, богом. Яйца шли как символ и известный лечебный метод для выкатывания коров, чтобы были как яйцо плодородными и круглыми
То есть, все праздники на Руси были приурочены к природным процессам.
Коровы были священными и назывались Зорьками, Звездами, потому что они удобряли почву и давали молоко, из которого делали сливки, творог, масло. Борис Продухо
***
В Индии коровы и сейчас священные животные. А пошло это от нас, ведь когда-то часть наших предков (при смене климата и наступившем похолодании в северной части Руси и в Сибири) вышла в Индию и унесла с собой туда наши народные верования. Это записано и в индийских Ведах - на прародине полгода был день, а полгода ночь – то есть, наш Крайний Север. Также многие российские гидронимы и топонимы становятся понятными только с применением санскрита.
Егорий (Ярила) Вешний – Юрьев, Ярьев день – вот первый день паски коров на Руси.
На Масленицу – (Ярила Красный, Велик День - народный праздник прироста солнца, дня, света сразу после весеннего равноденствия) пекли блины в виде солнца. И с незапамятных времён весной к праздникам Солнца пекли славянские женщины куличи и паски – бабки
В некоторых регионах данный кулич также называют паской. Паски приготовляют и творожные, называемые бабами. А зайцы всегда считались символом плодородия у многих народов.
Со всеми весенними праздниками Русов - славян также связана традиция крашения яиц, так как яйцо символизирует новую жизнь, начало её, чудо рождения и возрождения.
После введения на Руси христианства много народных праздников понемногу трансформировали и адаптировали под христианские события. Историки считают, что так произошло и с обрядовым хлебом и пасхальным куличом и яйцами.
Пояснения мои из публикации «Остару встретить выйдет друид»:
Свидетельство о публикации №117040212845