Свой путь

Человек сам выбирает свой путь…
Просто хочу поделиться кое-какими мыслями на этот счёт. Мне всю свою жизнь пришлось работать с изобретателями. Это не менее талантливые люди, чем поэты. Их произведения не менее поэтичны, только форма их изложения несколько иная. Я эксперт. Это по сути тот же критик, только в технической сфере.  Эксперту, как и критику, по долгу службы приходится знать, хоть чуточку, но больше, чем творцу. Творец! Кто может сравниться с ним ?!.. Он видит дорогу, он ищет и даже касается своей звезды. Сильные характеры, высочайшие знания, блестящий интеллект! Сколько раз мне приходилось восторгаться их творениями! Бывало, захватывало дух!

Вот приходит он к тебе, на вид: либо убелённый сединами зрелый мужчина, либо молодой, талантливый, или, иногда, совсем мальчишка, только что после институтской скамьи… Но творца видно сразу. Он видит дорогу, она ему открыта. Он видит свою звезду. Он стремится по этой дороге, стремится к звезде, к истине.

А ты вдруг, конечно не вдруг, а опираясь на огромное море уже достигнутых знаний, видишь, что путь его не верен или не совсем верен. Если не верен, то это настоящая трагедия для него и для меня, но и стимул – не сдаваться, идти и искать дальше. А вот, когда не совсем верен, и тебе удаётся определить эту погрешность и поправить – вот тогда, это твой триумф. Поначалу творец не доволен тобой, он упирается всеми своими силами. Идёт непримиримая борьба за истину. Он такой бесстрашный воин, он готов положить живот свой за свою идею. Приходится выстоять такую борьбу!..

Приведу два случая.

Доцент кафедры, кандидат технических наук…  Идея самотормозящего тормоза. Вы скажете: не поэтично… О, нет! Ещё как поэтично! Коническая резьба: при повороте вправо – тормозит, при повороте влево – работает, как подшипник скольжения. Множество попыток написать формулу изобретения, написать правильно, ухватив самую суть. А суть ускользает, ускользает от самого творца! Тут моя помощь: определяю, что система работает только тогда, когда угол наклона резьбы и угол конуса резьбы в сумме равны девяноста градусам. В ответ – сначала недоумение изобретателя – так просто, а он не догадался, всё же кандидат наук… Через сутки – звонок по телефону. Масса благодарностей:"Понимаете, я тридцать пять лет над этой идеей… то, что сделали Вы, мог сделать только мой университетский учитель. Я не мальчик, я знаю всему этому цену. Как Вам это удалось?"
Тридцать пять лет!.. А как удалось? Конечно, исследование всех решений по этому вопросу чрезвычайно важно, но и чувствуешь другое. Чувствуешь, что кто-то показал тебе этот путь. И в совокупности твоих стремлений, стремлений творца и, так и кажется, что и ещё кого-то важного, происходит это рождение. Рождение новой мысли!

Далее – более сложная задача. Доктор технических наук. Конструкция механизма, облегчающего работу машины. Суть – поворот завихряющих воздушный поток лопаток на определённый расчётный угол. Угол определяется формулой, включающей большое количество параметров. Чтобы её написать, нужна целая строка. Как доволен автор! Красота! Всё учтено, понятно изложено, схвачена суть. Я эксперт. Передо мной доктор! И тут, почти застревающим в горле голосом я, зажмурив глаза, произношу: "Может быть, всё таки, угол бета сделать зависимым не от скорости, а от ускорения потока?" Жду реакции, сердце – в пятках. Вижу привычное недоумение, но оно длится буквально несколько секунд. Потом молчание… Но сквозь это молчание – поток, энергетический поток любви, любви технаря, и невыразимого восторга. И такая радость!..

А теперь главное: я заметила ошибку. Ошибку! Ты уверен, что на свете существует остров, который называется Ганн-Эдон. И ты уверен, что там ты увидел на мне платье, самое любимое тобой. Поэтому всё сгорело и опустошилось. А я тебе скажу, что есть на свете ещё более впечатляющий остров. Он называется Спираль  Гол-Актики. Если тебе удастся когда-нибудь на него попасть, в чём я нисколько не сомневаюсь, то там ты непременно увидишь меня в платье, которое самое любимое мной. Там всё неопалимо, там не возникает опустошения. Это единственный правильный путь к звезде!


Рецензии