Пожиратель Фильмов

«Пожиратель фильмов верит в то, что говорить и писать о кино могут лишь те, кто в него сильно влюбились, кто любит кино страстной и всепоглощающей любовью. И для него – пожирателя – только тот, кто без кино не может прожить и дня, лишь тот и имеет право жить кино».

                (Энцо Унгари, «Экран моих страстных желаний»)


Написанная молодым итальянским режиссёром Даниэле Чеккарини (Кат-ап Эдициони) с предисловием Адриано Апра’ книга «Энцо Унгари, пожиратель фильмов» рассказывает о жизненном и творческом пути этого замечательного кинокритика, сценариста, деятеля культуры, родившегося в лигурийском портовом городе Специя 13 июля 1948 года и безвременно умершего 22 февраля 1985 года, когда ему  было всего 37 лет.

Энцо Унгари был одним из наиболее заметных представителей того поколения кинокритиков, которые в профессиональном плане наиболее активно заявили о себе сразу после памятного молодёжного бунта лихого 1968 года.

Донателло Фумарола вспоминает об Унгари как о деятеле, занимавшемся продвижением кино, которое на стыке 70-х и 80-х годов  «сумело вновь изобрести себя и помериться силами на новых экспериментальных площадках, как в плане просмотра, так и в плане производства фильмов или написания для них сценариев. При этом кинематограф просачивался в ту эпоху как широко распространённый код-язык».

Книга Чеккарини побуждает нас вновь пережить времена рождения легендарного кино и снова предлагает сегодняшнему зрителю «очищающую красоту эзотерического ритуала, который изменил традиционные каноны художественной коммуникации».

В своей работе автор стремится раскрыть секрет и показать нам всё то наслаждение, которое «пожиратель фильмов» испытывает при просмотре кинофильмов… Как в нём вызревала страсть киномана, достигнув «крайнего предела необратимой интоксикации».

Цель, которую поставил себе автор, - воссоздать параболу творческой жизни Энцо Унгари с помощью его же произведений, размышлений и свидетельств тех, кто был ему близок.

Унгари сотрудничал со многими известными режиссёрами, например, с Дарио Ардженто и Джанни Амико.

Вместе с Бернардо Бертолуччи  Энцо Унгари написал сценарий фильма-события «Последний император», который был удостоен аж целых 9 Оскаров!

Будучи талантливым и проницательным художником, Унгари много сил отдавал организации кинофестивалей, равно как работе над сценариями. И на этом пути он заметно преуспел.

Как верно подметили кинокритики, основными составляющими его творческого багажа были:  «практика телевидения, как инструмент для генерации последующих «коротких замыканий» при просмотре фильмов; опыт киноклубов, радикализованный посредством крупных народных манифестаций;  критический взгляд на кино, который вовсе не отделим от получения «удовольствия» - того самого, которого тогдашние суровые кинокритики бичевали и  клеймили что есть силы, называя всё признаком интеллектуального упадка;  свобода преодолевать строгие ограничения и запреты в кино, идёт ли речь об «авторском кино» или о т.н. «коммерческом кино».

Долгое время Энцо Унгари сотрудничал с Адриано Апра’, вначале для журнала «Кино и фильмы» Унгари писал разнообразные статьи в период с 1968 по 1970-й год. Затем, после переезда в Рим (1970) он занимался организацией киноклуба «Фильмстудио’70».

Между 1977 и 1979 г. Унгари был организатором первых трёх выпусков летнего киносмотра в Базилике г. Массенцио. Это был своего рода киноклуб под открытым небом. И в этом клубе у  5-тысячной зрительской аудитории была возможность посмотреть широкий спектр кинофильмов, начиная с экспериментальных и кончая чисто развлекательными.

Энцо Унгари – автор ряда киносценариев.  Среди них вспомним сценарии для картины «Пять дней», 1973 г.,  режиссёра Дарио Ардженто; «Потерянные вещи», 1980 г.,  Джузеппе Бертолуччи; «Я больше не с тобой», 1983 г., режиссёра Джанни Амико; «Арс-Аманди, или искусство любви, 1983 г., Валериана Боровчика и, конечно, сценарии для ТВ, в том числе – для фильма «Возвращение» , 1972 г., и «Пять времён года», 1976 г., обе картины режиссёра Амико.

С 1979 по 1982 г. Энцо Унгари сотрудничал с Карло Лидзани в рамках Венецианского кинофестиваля.  И это сотрудничество развивалось под знаком открытости в отношении тогда ещё новых и непривычных форм взаимодействия между различными культурными и политическими типами режиссур. Унгари, среди прочего, удалось также создать в структуре фестиваля киносекцию итальянского Юга и Севера, которая успешно проработала не один год.

Среди работ Унгари, которые хотелось бы сегодня вспомнить, - «Кино Энди Уорхола »– (1972 г., вместе с Апра’),  «Образ катастрофы: кино, шок и табу» (1975 г.). «Экран моих страстных желаний» (1978 г.) и «Scene madri» Бернардо Бертолуччи (1982 г., второе расширенное издание 1987 г., вместе Д. Ранводом, содержащее сценарий «Последнего императора» Бернардо Бертолуччи.

В работе над этим сценарием вместе со знаменитым режиссёром принимал участие и Энцо Унгари, но из-за тяжёлой болезни и скорой кончины он не смог завершить этот труд. Между тем это – ключевая работа, вошедшая в историю итальянской и мировой кинематографии.

После смерти Унгари  Адриано  Апра’ собрал воедино все разрозненные сочинения сценариста (некоторые до сих не были изданы), опубликовав часть из них в книге «Частные показы: признания фильмолюба» (1996 г.)

Даниэле Чеккарини – итальянский режиссёр, является также президентом Премии «Специя – короткометражное кино». Получил университетское образование по специальности «Политология». Окончил Национальную Академию Кино (диплом по кинорежиссуре). Изучал фотоискусство в миланской Академии Кавердаша.


Рецензии