Несколько слов о нашей знаменитой Катюше

              Несколько слов о нашей знаменитой «Катюше».

В наших фильмах уже ни раз были показаны сюжеты (на них не редко и построен весь фильм) о героических усилиях бойцов артиллеристов и спец.служб по спасению попавших в окружение немцев в годы Великой отечественной войны знаменитых наших реактивных систем БМ-13. так именовалась «Катюша». В марте 2017 года был показан фильм "Привет от Катюши"с участием актера  Александра Устюгова, спасавшего эту «катюшу», который  с восторгом смотрело много зрителей. Сопереживая с участниками этого героического действа, я тоже думал, а чего вы напрягаетесь, да сожгите этот Зис-5 и делу конец, но на экране разворачивались такие дела…все интереснее, и интереснее. На то оно и кино, но хотелось бы спросить Устюгова о том, для чего он напрягался,спасая этот ЗИС - 5, но что спрашивать?  Он актер, с режиссером не поспоришь, и этим все сказано.
Действительно появление катюше в 1941 году под командованием капитана Флерова под Оршей внесло переполох в рядах гитлеровцев. Это был невиданный  до сих пор мощнейший удар какого-то  невероятного оружия русских, сметающего на своем пути огненной лавой все живое. Историки говорят, что батарея нанесла первый удар по железнодорожной станции
 г.Орши.  Результаты конечно были ошеломляющими. Расстреляв весь боезапас, капитан Флеров уничтожил (по сведениям историков) свою батарею.
 Теперь о самом фильме. Первые реактивные минометы БМ-13 «Катюши» были установлены на шасси советского автомобиля Зис-5, затем Зис-6.
Вот этот-то Зис-5 и спасал Устюгов (актер действительно хороший, особенно в Ментовских войнах). Если зритель увидел рассмотреть, то там, на автомобиле вместо кузова была установлена какая- то несложная металлическая  конструкция  из трубчатых направляющих. Это и была вся система  для крепления и запуска реактивного снаряда (ракеты), вот
и все. Никакого секрета эти металлическая конструкция не представляла и смертельные героические усилия для ее спасения,  возможно, были напрасны. Немцы имели уже в своем распоряжении несколько таких экземпляров (как и танков Т-34)  попавших или при отступлении наших войск и не сумевших взорвать их, или в спешке вообще оставленными  погибшими артиллеристами. На войне все возможно.
Так вот весь секрет-то был не в самой машине с ее приспособлениями для крепления и запуска снарядов, а в самих реактивных снарядах (ракетах).
В первые месяцы войны да и в дальнейшем эти реактивные снаряды (ракеты), какие  мы видели в хронике военных лет, как с оглушительным характерным воем и огненными струями они срывались с машины и уносились в сторону врага). Весь секрет их мощи заключался в огромном головном заряде и их двигателях, примерно как сейчас у наших оперативно-тактических  ракет, работающих на  твердо-топливных двигателях.
Это и был главный секрет. У немцев такого двигателя не было, они пытались захватить такие ракеты, возможно, что в их руки они и попадали, но здесь был еще один  маленький секрет – они были неразборными, т.е.  имели свою внутреннюю защиту – на неизвлекаемость. Попадая в руки врага такую ракету невозможно было разобрать и посмотреть что у нее там внутри. При разборке происходил взрыв и… уже никакого секрета.
 Наши же кинематографисты не могли придумать закрученный сюжет, как эвакуация этой установки, которую  ценой своей жизни пытались спасти али красноармейцы. Конечно это имеет огромное воспитательное значение для наших людей, особенно для молодежи, но для знающих вызывает просто улыбку.
Да, пример с точки зрения воспитания патриотизма у наших людей велик, но машина эта не имела к секрету особого отношения. разве только то, что такое вооружение у русских появилось. У немцев тоже были аналогичные системы залпового огня – шестиствольные минометы, их прозвали наши солдаты  «Ванюшами», и если вы увидите на кадрах военной немецкой кинохроники приспособление из шести коротких труб на двух колесах и особенно море дыма при запуске – это и есть «Ванюша». Дыма было очень много, потому что у немцев не было такого порохового двигателя, как на «катюше», они и охотились за этим секретом всю войну, но так и не смогли  его разгадать. Снаряды хранили в себе секрет сами – вскрыл, получи взрыв. Не спрятался, разнесет на куски и сам снаряд, и того, кто хочет добраться до его секрета.
причина. Состав порохового двигателя хотели заполучить немцы, а не металлические направляющие на зис-5. В средине войны «Катюши» уже стали монтировать на американских автомобилях «Студебеккер» повышенной проходимости, с чем мне и пришлось столкнуться в пятидесятых годах первого года службы в Советской Армии. Эти установки еще были. Затем появились Бм-21 «Грады», «Смерчи», «Ураганы» и.т.д., но в основе наших современных систем залпового огня, конечно – это знаменитая наша «Катюша»


Рецензии