ГК19-03. 2017 Практическое уроки стихосложения - 2

ЗАНЯТИЕ 2

О ПОЭЗИИ И СТИХОСЛОЖЕНИИ

     В середине прошлого века, на страницах журнала "Юность" шла дискуссия о "физиках" и "лириках" в поэзии. Если сказать коротко, то под "физиками" подразумевались поэты, пишущие "умом", но не сердцем. К "лирикам" же относили поэтов, которые на первое место в своих произведениях ставили чувства, переживания, эмоции. Спор между "физиками" и "лириками" не привёл ни к чему – каждый лагерь остался при своём мнении. Стихов в наше время развелось великое множество. Музы будто с цепей посрывались. Счёт людей, причисляющих себя к поэтам, идёт на десятки тысяч. Сейчас даже в любой психиатрической лечебнице каждый второй пациент – поэт! При этом средний уровень поэтической квалификации большинства поэтов невысок и, в основном, эту категорию поэтов можно классифицировать как "разнорабочие" от поэзии. В средствах массовой информации публикуется огромное количество текстов, написанных вроде бы по всем правилам, но не представляющих собой никакой поэтической ценности.
     Каждый читатель, каждый образованный человек должен чётко различать два понятия – стихосложение и поэзию.
     Что такое стихосложение? Это, во-первых, умение подобрать рифму, во-вторых – выбрать ритм и следовать ему на протяжении всего стихотворения, в третьих – правильным литературным языком выразить свои мысли, чувства, эмоции. Кроме того, в любом стихотворении должен чётко вырисовываться запоминающийся образ, должны присутствовать правильно использованные сравнения и метафоры. Но каждое из вышеперечисленных понятий является только ступенькой, ведущей к блистательному трону Поэзии, частью мозаики большой картины. Стихосложение – это неодушевлённый каркас, это только фотография действительности. Но если в этот каркас вдохнуть душу, он оживает и начинает самостоятельную жизнь как частица большой Поэзии. Ошибкой многих поэтов (даже больших) является то, что, пройдя все ступени стихосложения, они останавливаются на последнем рубеже. Всё у них сделано правильно, всё на месте, соблюдены все законы стихосложения, но последнюю ступеньку – вдохнуть душу в произведение, они преодолеть не могут. Это и есть "физики", о которых говорилось в начале статьи. Они просто фотографируют действительность, но не изображают её как истинные художники, у которых каждый мазок, каждый штрих раскрывает душу и характер изображаемого предмета.
     Известный литературовед Шенгели в своём "Трактате о русском стихе" (1921 г.) писал: "Ремеслу стихосложения можно обучить каждого. Умелый стихотворец может быть или не быть поэтом, а неумелый им быть не может. То есть ремесло стихосложения – есть условие, необходимое для всех пишущих, но одного его недостаточно, чтобы быть поэтом".
     Иначе говоря, мыслящие и тонко чувствующие натуры, которые пишут плохие стихи, теоретически могут когда-нибудь стать стихотворцами, но поэтами они не станут никогда.
     Более двухсот лет назад Никола Буало в своём произведении "Поэтическое искусство" великолепными александрийскими строфами беспощадно высмеивал многочисленных поэтов-выскочек с их скверными стихами:
1. Не станет никогда поэтом стихоплёт.
2. Не внемля голосу тщеславия пустого,
    проверьте ваш талант и трезво, и сурово.
3. Стихи, где мысли есть, но звуки ухо ранят,
    ни слушать, ни читать у нас никто не станет.
4. Когда во Франции из тьмы Парнас возник,
    царил там произвол неудержим и дик,
    цезуру обойдя, стремились слов потоки...
    Поэзией звались рифмованные строки.
     Не прямое ли это напоминание о том, что следует, всё-таки, стихи ("рифмованные строки") и поэзию различать? И ведь всё до наивности просто и давно известно. Только всегда ли мы этим советам следуем?
     А вот советы М. Цветаевой начинающему поэту:
     "Стихи – ответственность. Скажется – сбудется. Зная это, некоторых вещей я просто не писала".
     "Ты ещё питаешься внешним миром, тогда как пища поэта – мир внутренний. Твои стихи поверхностны оттого, что в них мир внешний не пропущен сквозь мир внутренний".
     "Твои стихи моложе тебя. Дорасти до самого себя и перерасти – вот путь поэта.
     "Слова в твоих стихах большей частью заместимы, значит – не те. Твоя стихотворная единица, пока, фраза, а не слово. Тебе хочется сказать много, но ты ещё не дошёл до той грани, когда сказать что-то просто НЕОБХОДИМО".
      Стихосложению учатся, а поэтами рождаются, потому далеко не в каждом стихотворении есть то, отчего хочется плакать, смеяться, ликовать или тосковать, то, что называется настоящей поэзией.
      Замечательно по этому поводу сказал Твардовский: "Поэт тот, кого читают люди, обычно не читающие стихов".
     Не всё, что называется стихами, есть стихи. Однако, подлинные стихи – это всегда поэзия. Их мало и даже у самых известных поэтов можно отыскать только десяток-другой стихотворений, которые отвечают запросам истинной Поэзии, поэзии с большой буквы. Настоящая поэзия – это всегда открытие; это новый мир и нельзя точно определить и указать рамки этого мира будущему поэту: дескать, твори от сих до сих? А вот признаки дешёвой стихотворной поделки указать можно. Это и отсутствие поэтической метафоры, это избитые фразы и давно затёртые слова, это – старческое брюзжание или просто стихи ни о чём. Главное, что отличает настоящую поэзию – поэтическая мысль, увы, редко сегодня встречается, несмотря на все авторские амбиции.
     Ещё 150 лет назад М.Ю. Лермонтов писал о роли и назначении поэта и поэзии: "Настоящий большой поэт не может создавать произведения просто ради самого процесса стихосложения. Он невольно задумывается над тем, в чём смысл и назначение его творчества, о чём он хочет поведать людям". Юный Лермонтов – поэт-романтик, ощущая свой могучий поэтический дар, возвышающий его над людьми, прежде всего, ценил собственную свободу, презирая мнения насмешливого, блистательного света.

Я сам собою жил доныне.
Свободно мчалась песнь моя,
как птица дикая в пустыне,
как вдаль по озеру ладья.

     Но уже в юности поэта одолевали сомнения: можно ли желать славы и бессмертия, если его народ влачит жалкое, ничтожное существование.

Безумец я! вы правы, правы!
Смешно бессмертье на земли.
Как смел желать я громкой славы,
когда вы счастливы в пыли?

     В этих строчках уже слышится раскаянье поэта в своем гордом высокомерии, в удалении от земной, обыденной жизни. В них говорится о том, что поэт нужен людям, он должен быть с ними и в горе, и в радости. Лермонтов пришел к пониманию того, что литература, поэзия, является могучим средством воздействия на сердца и умы людей. Мир настоящего поэта – мир внутренний. Поэт от Бога чаще всего не знает пути, по которому он будет идти, но он знает цель и это в его жизни главное. Человек, занимающийся поэзией время от времени, по настроению, не может достигнуть вершин творчества и беспредельности, тот, кто хочет провозглашать божественную истину должен отдаться ей всецело, должен принести себя в жертву. Для настоящего поэта поэзия – священнодействие, истинный поэт – служитель стихий, и он должен жить среди этих стихий в полной отрешённости от внешнего мира. Существует различие между творчеством и вдохновением. Чем выше духовные чувства автора при работе со стихом, тем богаче произведение. Можно сесть и написать с потолка или лучше сказать сложить стих по всем правилам и законам. Но существуют мгновения, когда тебя посещает то самое вдохновение, при котором ты пишешь и пишешь, и именно тогда ты получаешь истинное наслаждение и удовольствие. И если, спустя некоторое время, при прочтении данного стиха, ты так же остро переживаешь то, о чём написано – значит, произведение удалось. Вообще, стихотворение в этом плане надо воспринимать, как душевное высказывание автора, как мантру или молитву, которая не только рассказывает какой-либо сюжет, но и передает (это самое главное) энергетику и возбуждает чувства читателя. Чем больше чувств и переживаний вложил автор в своё произведение, тем выше его энергетика и сила воздействия на окружающих. Иногда можно встретить парадоксальные вещи – с точки зрения правил стихосложения вещь написана слабо, но она обладает такой энергетикой, что достигает вершин настоящей поэзии. Ведь наши чувства увеличиваются в разы, если мы делимся ими с окружающими, и окружающие понимают их. Пусть это будет хоровое пение застольной песни или обоюдная любовь.
     В далёкие 50-е годы Юз Алешковский написал "Песню о Сталине", которая начиналась словами:

Товарищ Сталин, Вы большой учёный –
в языкознанье знаете Вы толк,
а я простой советский заключенный,
и мне товарищ серый брянский волк.

     Песня в течение короткого времени разлетелась по всей стране. В чём же заключался секрет огромной популярности этой явно не поэзии? Всё очень просто. Автор уловил настроение советских граждан в эпоху "оттепели" и сумел точно выразить их чувства. В слова песни он вложил огромную энергетическую силу, которая нашла отклик в сердцах миллионов людей.
     Или взять, всем известное, "В лесу родилась ёлочка". В стихах нет ни красивых образов, ни великолепных сравнений и метафор. И, тем не менее, 200 миллионов человек знают слова этой немудрёной песенки, поют её. Почему? Да потому что энергетика, вложенная автором в текст этого стихотворения, оказалась близкой миллионам людей, настроение автора вошло в резонанс с настроением миллионов читателей.
     О придании поэтического звучания стиху никто не сказал лучше Ахматовой:

Когда б вы знали, из какого сора
растут стихи, не ведая стыда.
Как жёлтый одуванчик у забора,
как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дёгтя запах свежий,
таинственная плесень на стене...
И стих уже звучит, задорен, нежен,
на радость вам и мне.

     Настоящие стихи – это не только высокая энергетика, но и предвидение. Вспомните стихотворение М.Ю. Лермонтова "Предсказание":

Настанет год, России чёрный год,
когда царей корона упадёт,
забудет чернь к ним прежнюю любовь,
и пища многих будет смерть и кровь...

Или:

Нет, я не Байрон, я другой,
ещё не ведомый избранник,
как он, гонимый миром странник,
но только с русскою душой.
Я раньше начал, кончу ране...

И ведь каждая строчка стихов великого поэта оказалась пророческой.
     В своём стихотворении "Евреям" А. Ахматова пишет:

...По всей земле – от края и до края –
распятие и снятие с креста.
С последним из сынов твоих, Израиль,
воистину мы погребём Христа.

     Стихотворение было написано в 1916 году, когда поэтесса впервые встретилась с Мандельштамом. Ахматова и Мандельштам часто гуляли по Москве и были увлечены друг другом. И не о нём ли Ахматова написала последние две строчки?!
     Конечно, нельзя всё понимать буквально. Существует ведь ещё такой вид искусства, как искусство чтения. Осипа Мандельштама, увы, не погребли, а сбросили в яму на "Второй речке" под Владивостоком. И он, крещёный еврей, был не первым и не последним сыном Израиля. Но как она могла знать? Как могла предвидеть?!
     Она – не могла... А Поэзия – могла и может, Но при одном условии: если Создатель запечатлел поцелуй на челе Поэта. И станет тогда Поэзия вещать современникам и потомкам о том, что было и будет, и бить в набат людских сердец. Надо только вслушаться в её голос.
     Истинная Поэзия, как известно, всё знает и не умеет лгать. Более того, наступает момент, когда она, отделяясь от автора, начинает жить самостоятельно и сливается с вечностью. Поэзия – язык души. Это и крик души, и её исповедь. Некоторые люди всю жизнь тянутся к поэзии, но даже коснуться края её одежд большинству не суждено.
     Если говорить образно, стихосложение – рябь на воде, поэзия – мощные подводные течения, приливы, отливы, водовороты и буруны. Стихосложение – лишь часть поэтического искусства, одна из ступенек, ведущих на Парнас, и если автор хочет стать настоящим поэтом, он должен хорошо изучить его законы и владеть ими мастерски. Форма стихотворения определяется правилами стихосложения, но поэзию в стихи влагает содержание (мысль, лексика, образы и т.д.). Поэзией надо жить, и чтобы стать настоящим поэтом, нужно всю жизнь учиться. Учиться у мастеров с большой буквы, у великих поэтов. И не тот поэт, который пишет по 3…4 стихотворения в день (при желании можно зарифмовать и газету), а тот, кто живёт стихами, в ком горит неугасимый огонь, данный ему Богом при рождении.

Ужегов Г.Н.


Рецензии