ГК19-03. 2017 Ужегов Генрих

                Тысячи лет проходили сквозь меня как секунды…

АГАСФЕР*
Поэма

ВСТУПЛЕНИЕ

Ты во все века был молод
и неповторим.
Старый город, Вечный город
Иерусалим.

И захватчикам без родин,
Словно воронью,
Всем хотелось Град Господень
Взять под власть  свою.

К славе здесь искали брода
Кир и Антиох,
но никто души народа
Покорить не мог.

Под напором войн и распрей
устоял твой Крест**.
Здесь Христос был чернью распят,
распят и воскрес.

Потому что у порога
страшного конца,
выполнял Он Волю Бога,
Бога и Отца.

ГЛАВА 1. СУД ПИЛАТА

     "Пилат, созвав первосвященников, начальников и народ, сказал им: "Вы привели ко мне этого Человека, как развращающего народ; и вот я вас исследовал, и не нашёл Его виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его. Я посылал Его к Ироду, и Ирод также ничего не нашёл в Нём достойного смерти. Итак, лучше я накажу Его и отпущу".
     См. в Евангелии: от Матфея гл. 27, 15-26; от Марка, гл. 15, 6-15.

С утра к претории*** Пилата
пришла толпа судить Христа:
Посла небес, чьё имя свято,
чья жизнь безоблачно чиста.

Кругом служителей туники,
здесь Зло сегодня божество.
И топот ног, и шум, и крики:
– Распни Его! Распни Его!

– За что же вы его на муки?
Он Царство Божье предсказал…
Тогда я умываю руки, –
Пилат презрительно сказал.

– За совершенное злодейство
вы проклянёте этот час.
И горем станет иудейство,
коль ляжет кровь Его на вас…
 
Первосвященники кричали:
– У нас один лишь кесарь царь,
а чтоб Христа мы величали?..
Нет! Будем жить, как жили встарь.

И вот закончен суд неправый.
Христос толпою осуждён,
а, злом запятнанный, Варавва****,
развязан и освобождён.

Посланца Бога окружили
и, продолжая шутовство,
венец терновый возложили,
смеясь, на голову Его.

Под оскорбительные речи,
плевки, насмешки и битьё
на окровавленные плечи
надели грязное тряпьё.

Кругом безжалостные лица
и разъярённая толпа,
которой есть чему гордиться –
она всевластна и слепа.

Христос обвёл всех скорбным взглядом –
в крови, избитый и босой…
А смерть уже шагала рядом,
махая ржавою косой.

Она тогда ещё не знала,
Что для Святого смерти нет.
И тихо песню напевала,
идя за смертниками вслед:

ПЕСНЯ СМЕРТИ

На грешной Земле всё подвластно мне.
И я всё живое пугаю.
А люди, как свечки, горят в огне,
который я разжигаю.

Судьба многолика. К живущим порой
она не всегда справедлива.
Один дыру прикрывает дырой,
другому везёт на диво.

Один язычки соловьиные ест,
другой обитает в яме,
и кто-то несёт на Голгофу свой крест,
а кто-то – мешок с гвоздями.

Так было всегда и так будет впредь,
живые пусть тешатся вволю.
Одна только я, неподкупная смерть,
несу всем покой и волю.

ГЛВА 2. КРЕСТНЫЙ ПУТЬ

     "После того, как Иисус Христос был осужден на распятие, Он отдан был воинам. Воины, взявши Его, опять били с поруганиями и издевательствами. Когда же насмеялись над Ним, они сняли с Него багряницу и одели в собственные Его одежды. Осужденным на распятие полагалось нести крест свой, поэтому воины возложили на плечи Спасителю крест Его и повели на место, назначенное для распятия. Место это был холм, который назывался Голгофою или лобным местом, т.е. возвышенным…"
      См. в Евангелии: от Матфея, гл. 27, 27-32; от Марка, гл. 15, 16-21.

О! Как тяжёл ты, Крест Господень.
И не видать конца пути.
Но, если небу ты угоден,
тот Крест ты должен донести.

Христос устал. Избито тело.
И заливает кровь лицо.
Но Дух силён. Благое дело
Ему завещано Отцом.

А тяжкий Крест – грехи людские.
И, человечество любя,
Он, Богом посланный мессия,
их  должен принять на себя.

Без нареканий и боязни
помог Христу, как брату брат,
и Крест тяжёлый к месту казни
пронёс почти от Судных врат.

А Агасфер? Молва гласила:
забыл про все свои дела,
когда неведомая сила
его в дорогу позвала.

И он, как агнец на закланье,
под шум толпы и звон мечей
без интереса и желанья
пошёл за сбродом палачей.

Он видел все Христовы муки,
преторианцев суету,
как прибивали Его руки
к Животворящему Кресту.

И в память врезалась картина:
Христа усталое чело,
когда "копьё судьбы" Лонгина*****
Его мученья прервало.

ГЛАВА 3. СКИТАНИЯ АГАСФЕРА

                "И ты будешь вечно идти, и не будет
                тебе ни покоя, ни смерти".
                Из диалога Иисуса и Агасфера.

Всю ночь по Иерусалиму
бродил уставший Агасфер,
и в мыслях грешника незримо
блуждали тысячи химер.

Похожий на иногородца,
вокруг не видя ничего,
он знал, что больше не вернётся
к порогу дома своего.

Гонимый страхом катастрофы,
прошёл он Судные врата
и вдруг увидел тень Голгофы,
на ней чернели три креста.

Здесь под горой был вход в пещеру,
Скалой заваленный почти.
И стало страшно Агасферу
к пещере этой подойти.

Он знал кто там. А вдруг случится,
что он услышит чей-то глас.
И вход в пещеру отворится,
и Он покажется сейчас?

Великим страхом обуянный,
он от горы той побежал,
где, Божьим светом Осиянный,
Христос истерзанный лежал.

Шёл Агасфер по диким склонам
через Масличный перевал,
по узким тропам Завулона
туда, где раньше не бывал.

Один. Для всех чужой отныне,
он шёл, куда глаза глядят.
И ни долины, ни пустыни
не привлекали его взгляд.

Он шёл в печали и тревоге,
не видя цели вдалеке.
Его израненные ноги
кровь оставляли на песке.

Прошёл он много стран и весей
вдали от дома своего.
Для Агасфера мир стал тесен,
а смерть бежала от него.

Всегда и всеми презираем,
уже уставший кочевать,
считал он то селенье раем,
где мог бы переночевать.

Он проходил бесшумной тенью
и всех расспрашивал о том,
настало ль в мире просветленье?
Идёт ли человек с крестом?

Его встречали на Востоке
и на дороге, ведшей в Рим,
и в нескончаемом потоке
идущих в Иерусалим.

Однажды он монаха встретил,
попав в Афонские места,
тот был душой и ликом светел,
и жизнь его была чиста.

В свою избушку под скалою
он на ночь путника пустил,
и вкусным чаем с пастилою
и мушмулою угостил.

И помолившись на ночь Богу,
спросил скитальца про житьё:
– Что повело тебя в дорогу,
как имя скорбное твоё?

– Ты хочешь знать бродяги имя,
в каких краях я раньше жил?
Так знай: деяньями своими
я добрых слов не заслужил.

Я – Агасфер. По воле рока
мне недоступна доброта.
Я тот, кто оскорбил жестоко,
на казнь идущего Христа.

С тех пор я сотни лет скитаюсь.
За мною следом ходит страх.
Я перед каждым встречным каюсь
в своих пороках и грехах.

И состоянье это длится
Уже почти две тыщи лет.
К чему, отшельник, мне стремиться?
Мне жизни нет и смерти нет…

Судьба к живущим беспристрастна.
Года проходят, словно сон,
не смерть страшна, а жизнь ужасна,
сказал когда-то Соломон…

Из шалаша отшельник вышел,
сказал: – В былые времена
я притчу от монахов слышал.
Мне в память врезалась она.

"Где есть Христос, там будет и Иуда,
а где Иуда, там всегда кресты.
Мир не изменит никакое чудо
за исключеньем чуда доброты.

Пока жестокость не забудут люди,
земля не станет колыбелью роз.
Из века в век так было и так будет –
Добро и зло, Иуда и Христос".

И, обернувшись к Агасферу,
отшельник тихо продолжал:
– Я с детских лет Христову веру
всегда любил и уважал.

Господь сказал: "Живите, люди,
себя сомненьем не губя.
пусть зло вам души не остудит,
других любите, как себя".

Важнее заповедей Божьих
нет в этом мире ничего.
И нам, как свет на бездорожье,
святые Истины Его.

Ты, Агасфер, в своих скитаньях
провёл немало долгих лет
и понимаешь, что страданья
на сердце оставляют след.

По воле имени святого
ты, сквозь неверья пелену,
познал учение Христово
и осознал свою вину.

И помни, что на этом свете
Твоя задача непроста.
Ведь ты – единственный свидетель,
в день казни видевший Христа.

Неси в народ Христа ученье,
будь справедлив и добр всегда,
и Бог прервёт твои мученья
ещё до Страшного Суда.

Примечания 1:
* Агасфер – иерусалимский сапожник Майкоб Адер. Имя Агасфер он получил только в XVI веке. Возможно, первым свидетельством об Агасфере является сборник историй VI века "Леймонарьон" Иоанна Мошаса. На вопрос о своем имени Агасфер отвечал: "Я тот, кто ударил Господа, идущего на казнь, по лицу".
** Животворящий Крест или Крест Господень, или Животворящее Древо – крест, на котором, согласно христианскому вероучению, был распят Иисус Христос. Является одним из орудий Страстей Христовых и относится к главным христианским реликвиям.
*** Претория – шатер военачальника, резиденция правителя.
**** Имя Варавва (древнеарамейское Бар-Абба) состоит из "бар", что означает сын, и "абба", что означает отец. Предводитель шайки разбойников, грабивший народ в окрестностях Иерусалима.
***** Преторианец Лонгин, чтобы прекратить муки Христа, поразил Его копьём. Копьё Лонгина ("копьё Судьбы" считается одной из важнейших реликвий христианского мира, а сам Лонгин – почитаемый святой.

Примечание-2:
     Существует предание, что раз в пятьдесят лет Агасфер подходит к Иерусалиму, чтобы вымолить прощение у Гроба Господня, но каждый раз в Иерусалиме случаются страшные бури, и ему не удаётся осуществить задуманное.
     Агасфер дошёл до Голгофы, видел последние муки Христа, а когда всё было кончено, не смог вернуться обратно. В день памятной встречи ему было тридцать лет. Он обошёл многие страны, нуждался, болел, состарился. Каждый раз, достигнув 100-летнего возраста, он заболевает непонятной болезнью. Мучения переходят в странный экстаз, а затем, обречённый на вечность, выздоравливает и... возвращается к тому возрасту, в каком был в день смерти Христа.
     С тех пор Вечный Жид, не зная отдыха, не задерживаясь в одном месте более трёх дней, ходит по земле, ожидая, когда вернётся Тот, кто отправил его в этот нескончаемый путь.


Рецензии
Прочла повесть на одном дыхании.
Образы описаны настолько ярко, что ощущения после завершения чтения сравнимы с просмотром киноленты. Спасибо автору за мастерски написанную поэму!

Елена Блискунова   01.06.2017 02:54     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.