Пес без ошейника


    Ранним октябрьским утром небо вдруг насупилось, и из отяжелевших вмиг  туч заморосил неприятный мелкий дождь. Иван Кириллович шел по грунтовой дороге к ближайшему селу. По субботам он обычно помогал своему сыну, недавно переехавшему  за город, строить приличный забор вокруг участка. Сегодняшний сюрприз погоды не сулил комфортных условий труда, поэтому настроение у Ивана Кирилловича было неважное. Но , будучи по природе своей человеком трудолюбивым и энергичным, он бодро и уверенно шагал по уныло чавкающей земле. Вдруг его внимание привлек такой же мокрый пес, который увязался за ним  следом. Животное бежало по той же дороге метрах в тридцати. Собака напомнила Ивану Кирилловичу  восточноевропейскую овчарку, которая когда-то была у него в детстве. Конечно, сходство было несколько отдаленным, лапы были чуть короче, а кончик левого уха подвисал, что придавало псу необъяснимый шарм, прием, который так любят производители мягких  игрушек. «Неплохо было бы сыну уже охранником обзавестись,»- думал мужчина, остановившись и глядя на приближающегося и виляющего саблевидным хвостом потомка лесного волка. Пес, оживившись, смотрел умными карими глазами на Ивана Кирилловича и ждал милости судьбы. «Ну, пошли, что ли, бобик, »-сказал, немного помедлив, тот и бросил ему кусок колбасы из своего обеденного свертка. Собака, проворно схватив угощение, согласно засеменила за новым знакомым.
Когда наш дует дошел до села, дождь немного успокоился, и теперь сквозь прорехи в облачном покрове на землю проливались приятные лучи осеннего солнца. Согревшийся пес и Иван Кириллович пришли к деревянным воротам нового дома, выкрашенного в лимонно-желтый цвет.
-Здравствуй, отец!- поприветствовал с порога Демьян Иванович. -А кого это ты привел?
-Да вот, привязался, сынок, по дороге. Жалко животное, да и вам пес нужен.
-Да куда он нам? У нас дети маленькие, а он гавкать да кусаться будет.
-Этот? Да вряд ли, посмотри, какие глаза у него добрые.
Демьян Иванович недоверчиво посмотрел на пса. Когда он жил в городе, его квартира была небольшой, и никакой другой живности, кроме волнистого попугая, он тогда позволить себе не мог. Не любил особо хозяин и собак, так как считал их животными шумными, грязными и требующими большого ухода. А недавно у Демьяна родился сын, и совместный оркестр, состоящий из плача ребенка и лая собаки по ночам, никак не входил в его планы.
-Ну пусть хоть немного пересидит у тебя, на дровах поживет, а там и дом ему сыщется,- продолжал уговаривать сына Иван  Кириллович. -Забор то до конца не достроен, а этот хоть лаять будет за еду.
Пес же все время разговора стоял за спиной своего заступника и старался уловить хоть малейшие нотки настроения Демьяна Ивановича. Собачьим чутьем своим, он понимал, что решается для него сейчас вопрос выживания в условиях наступающих холодов и зависит он от этого светловолосого, пахнущего дымом ,человека, с глазами цвета зеленой травы. В этих глазах пес надеялся увидеть хоть небольшое потепление и одобрение.
-Ну только, чтоб не лаял  он сутки  напролет! Эх, ладно, пусть остается, пойду Ольге скажу, пусть кашу варит теперь на шестерых.
С этими словами хозяин исчез в недрах дома. Повеселевшего пса Иван Кириллович отвел в дровню и велел оставаться там. Переодевшись в рабочую одежду, отец и сын вышли на двор и принялись за работу.
Пес внимательно наблюдал, чем заняты его новые хозяева. За свою недолгую жизнь он успел пожить при одном дворе, да был выгнан, до сих пор не понимая за что. Одна из курочек, которые проживали у его прежнего хозяина, совсем занемогла, да и старая она уже была, поэтому пес был уверен, что съев ее, он сделает большое одолжение своему дому. Но прежний хозяин словно взбесился, сорвал с него ошейник, да и пустил во все четыре стороны, страшно ругаясь и брызгая слюною. Пес, конечно огорчился, но ,по правде говоря, душная околошейная повязка, именуемая ошейником, не нравилась ему вовсе, и при случае он всегда старался от нее избавиться. Надеялся наш герой и сейчас, что с новым хозяином ему не придется носить это неприятное собачье украшение.
На двор вышла молодая хозяйка, Ольга Алексеевна. Движения ее были суетливы и торопливы, а шаг женщины больше напоминал бег меленькой трусцой. Быстро оглядев животное, она осталась довольна, потому что своими размерам пес сразу внушил ей уважение. Ольга Алексеевна подолгу оставалась сама в доме, когда муж уходил на работу, и присутствие нового охранника немного бы ее успокоило. Еды в доме хватало, и она, потрепав собаке отвисшее ухо, засеменила в дом, готовить обед...
Шли дни,и пес понемногу осваивался на дровне. Для него была воздвигнута конура, стены которой были выложены особо крупными бревнами, распиливать которые Демьяну Ивановичу пока было неохота. Питался пес достаточно – то объедками со стола, то сваренными на смеси молока и воды кашами. Лаял он, на удивление хозяина, только лишь по поводу, если видел человека, проходящего близко к дому, а к общему ночному хору любителей погавкать не присоединялся никогда. Один недостаток был у пса- любил он подолгу убегать в соседние пролески и долго рыскать там, бросая свое место работы. За эту склонность к бродяжничеству на семейном совете было решено назвать собаку Варягом. Пес согласно отзывался на свою новую кличку, а также оказался обучен команде "Сидеть"и  даже умел приносить палку. Только ,правда, не всегда он отдавал ее, заставляя бегать за собой желающих отнять ее людей, чем приводил в неописуемый восторг старшую дочку Демьяна Ивановича, Василису. Сам же хозяин все равно относился ко псу с большим недоверием."Бродяга он, зачем нам такой?"-говорил по вечерам Демьян Иванович жене.
"Ну может, образумится, привыкнет,"- утешала хозяйка, вздыхая, на что муж лишь скептически морщил лоб."Надо найти ему нормальный дом и хозяев,"-часто говорил он, засыпая.
Тем временем приближалась зима, которая в тех краях имела обыкновение быть теплой. Варяг часто и подолгу убегал в ближайший лес, возвращаясь оттуда грязным и счастливым.
И вот однажды к дому следом за псом пришел белесый конопатый мальчик лет десяти-одиннадцати.
-Эй , хозяева!- позвал он через забор.
-Да, да! Чего тебе?- на крик вышла Ольга Алексеевна с полугодовалым младенцем на руках.
-Я насчет пса. Гуляю с ним не первый день в лесу, а нам как раз домой такой нужен, у нас куры в загоне, и конура есть пустая. А этот  ваш?- указал мальчишка в сторону Варяга.
-Да наш, вроде,- несколько неуверенно сказала Ольга Алексеевна, -приблудился к нам чуть более месяца назад.- Только отдавать его кому не думали еще. Хозяин сейчас на работе, как придет, спрошу его, но вряд ли, ты особо то не надейся. Как тебя?
-Давид,- четко и уверенно произнес паренек. Ольге Алексеевне стало ясно, что этот обладатель белесого чуба просто так не сдастся.
-Ну ладно, Давид, приходи дня через три, мы пока подумаем.
Пришедший вечером домой Демьян Иванович несказанно обрадовался новости. Ему по-прежнему не особо нравился слишком вольный норов пса, да и содержание его предусматривало многих сил, и душевных и материальных, Варяг был весел, здоров, молод, но имел дурную привычку приветствовать хозяина, ставя лапы ему на грудь и оставляя на новой куртке следы грязных, мокрых лап. Для Демьяна Ивановича, не привыкшего с детства к жизни с таким животным, это проявление собачей радости было неслыханной дерзостью.
-Ольга, отдавай сразу, как придет он,- говорил мужчина за ужином.- Мы другого заведем, я ему и будку построю нормальную, ну пусть младший подрастет немножко. Тебе тяжело, на всех готовить, да и пес детей в игре зашибить сможет. А тут еще эти его вылазки в лес. Ну точно, Варяг, свободолюбивый!
Ольга Алексеевна мужу сопротивлялась. К собаке она успела проникнуться симпатией и привыкнуть. Втайне она наивно  надеялась, что если в этом году будет закончено строительство забора, Варяг перестанет убегать в лес, и станет наконец отличным сторожем. Поэтому, когда на следующий день, не дожидаясь пятницы, пришел Давид, она отвечала ему:
-Хозяин пока не решил.
-А когда он будет? - спрашивал мальчуган.
-Сказала тебе, в пятницу приходи!
Но тут из-за поворота дороги неожиданно показался Демьян Иванович, вернувшийся раньше со  службы.
-А, это ты за псом?- обрадовано поприветствовал он Давида. - Ну, забирай!
Только ошейник на него одень, а то мы все как-то забыли купить. А, да, и на цепь посади, слышишь, и к конуре привяжи. А то он побегать-то любит...
Ольга Алексеевна огорченно прикусила губу. Бой за собаку был проигран.Варяг радостно бегал вокруг мальчика, видимо, успев подружиться с ним за время совместных прогулок в лесу. Этот паренек определенно нравился собаке, от него пахло куриным супом и сеном, а эти запахи Варягу были знакомы с детства. Когда Давид и пес уже собрались уходить, Ольга Алексеевна крикнула им вслед:"Вар-я-яг! Мы назвали его Вар-я-ягом!" Мальчишка лишь неопределенно махнул ей рукой.
Снова потянулись дни. Ольга Алексеевна тайком смахивала слезу, когда Демьян Иванович разбирал на дровне хижину Варяга. Были сожжены подстилки, а на месте прежней будки был сделан небольшой домик для Василисы, которая игралась  теперь там со своими куклами во время прогулок.
И вот однажды утром, Варяг снова показался на дворе. Удивленная Ольга Владимировна вышла на крыльцо, услышав за окном знакомый басистый лай. Потрепав рукой черно-рыжую голову, она спросила у животного,г лядя ему в умные карие глаза:
-Ну, и чего  ты прискакал? Где же твой ошейник и новый хозяин, Варяг?
Пес в ответ лишь помахал виновато саблевидным хвостом в ожидании еды. Хозяйка вынесла ему немного костей, и Варяг расположился на своем прежнем месте, среди дров. Дети были в восторге, Василиса уже успела соскучится по живому псу, а маленький Елисейка стучал в окно, увидев собаку за окном.
Вечером пришел Демьян Иванович.
-Ну вот, опять, -огорченно сказал он.- Выгнали его, видать. Эх, жаль я не спросил мальчишку, где ж он  там живет. Ну и что нам с ним теперь делать?
-Ну, пусть пока поживет, я ему сама из дров и старых досок конуру сложу, -уговаривала мужа Ольга Алексеевна.
-Ой, твори, что хочешь!- отмахнулся Демьян Иванович. -Теперь это не наш пес, а хозяин знает, где его найти.
Но Давид не приходил. На третий день хозяйка смастерила Варягу новое жилище, застелив его изнутри соломой и старыми тряпками. Пес остался доволен. Он не мог рассказать о том, почему ему пришлось  "делать лапы" из дома Давида. Как-то утром одна из курочек выбежала из загона, и Варяг принялся ловить ее, играючи скаля зубы и пытаясь пригнуть птицу к земле, чтобы схватить ее за шею. Эту невинную попытку увидел отец Давида и погнал пса за ворота, грозя огромными вилами вдогонку. Пес вспомнил про каши Ольги Алексеевны, и мысль о возврате показалась ему неизбежной. В доме Давида ему было скучно и грустно сидеть на цепи и изредка перекрикиваться с соседними собаками. Кормили животное там исправно, но ему явно не хватало свободы, отчего он погрустнел и немного осунулся. Давид решил назвать пса по-своему, и новоиспеченный Волчок, как в поговорке, очень часто смотрел в сторону леса.
Теперь же, во владениях Демьяна Ивановича, Варяг-Волчок почувствовал себя лучше. По -прежнему его миска была полна, и хотя хозяин не очень-то его жаловал, жилось ему на дровне вполне прилично. Одно только беспокоило пса- его лаз в заборе уменьшался с каждым днем. К концу декабря Иван Кириллович и Демьян Иванович полностью завершили свое эпохальное строительство. У Варяга оставался лишь небольшой выход под сеткой-рабицей, в зарослях густого шиповника, которые никто не решался трогать.
А еще Варяг подружился с соседским псом, пожилым кобелем породы "немецкая овчарка".
Вдвоем эта парочка прогуливалась дважды в день, и казалось, что оба ведут какие-то свои философские беседы о вечных ценностях и превратностях погоды. Для Варяга Демьян Иванович выстроил настоящую будку, все -таки разрубив для топки те самые дрова, из которых наспех выстроила конуру хозяйка. Ну чем не собачий рай? Однако у Варяга была одна тайна.
А заключалась она в том, что пес жил на два дома! Утром , когда Демьян Иванович уходил на работу, а Ольга Алексеевна была занята с ребятней, Варяг ,позавтракав и погуляв с пожилым товарищем, прибегал на второй завтрак к дому Давида. Отец мальчика давно простил псину, отделив его будку от кур еще одним слоем сетки. Побыв там и встретив мальчика из школы, Волчок снова бежал часа в четыре пополудни к Демьяну Ивановичу, и становился Варягом. Ольга Алексеевна думала в  это время, что пес или в будке, или гуляет неподалеку. Встретив Демьян Ивановича с работы, показательно полаяв на прохожих, пес бежал снова к  Давиду на четвертую кормежку. Ночевал хитрюга в нескольких конурах попеременно. Одно лишь было загвоздкой в этой совершенной схеме- попытки обоих хозяев надеть на него ошейник. Ошейник во дворе Давида пес научился скидывать, заходя в будку. Ну а Ольга Алексеевна извела три старых ремня, и одну цепь от фонаря, в попытках надеть ошейник на пройдоху. Все ее самоделки пес благополучно скидывал в лесу, зацепившись за старую корягу свободной частью ошейника -хозяйка боялась делать слишком тугой узел, зная, что Варяг подолгу гуляет неизвестно где.
-Ну что с него взять? -посмеивался Демьян Иванович. -Дитя джунглей он. Как ты лодку назовешь...
Так и бродил пес без ошейника из одного дома в другой, абсолютно не чувствуя никаких преград в своем рискованном предприятии.
Однако, и его не минуло разоблачение. Однажды пес подрался с соседской рыжей собакой, которая жила на улице Давида в доме с зелеными воротами напротив.
С окровавленной лапкой, жалобно поскуливая, он прискакал к  дому Демьяна Ивановича и еле-еле пролез через свой  лаз. Ольга Алексеевна, заметив в окне пса, всплеснула руками и выбежала на улицу.
-Кто ж тебя так, бедняжечка!- воскликнула она. Затем, захватив из дома  ведро воды и бинт, хозяйка снова вышла на крыльцо и перемотала псу переднюю лапу. Вечером сердитый Демьян Иванович сказал жене:
-Так дело не пойдет! Добегался по лесам- огородам! Сегодня же, слышишь, посажу его на цепь, железную и на тугой ошейник! Чтоб не бегал больше, охранничек! Тьфу ты, да он как третий ребенок, ей Богу!
Варяг-Волчок покорился решению хозяина. Два дня он грустно хромал на привязи под окном, а его пожилой друг напрасно ожидал товарища у лаза. Ольга Алексеевна смазывала рану антисептиками и перебинтовывала  эластичным бинтом, так как оказалось, что поврежденную лапу пес еще и подвернул.
А на третий день, в воскресенье, когда Демьян Иванович с семьей отдыхал после плотного обеда, в дверь постучались.
-Хозяева!- послышался звонкий мальчишеский голос.
-Кто там?'- выйдя на крыльцо, спросил хозяин.
-Это я, Давид! Вы Волчка моего не видали?
-Кого?- удивленно переспросил Демьян Иванович, открывая калитку и впуская мальчика во двор.
-Волчок!- обрадованно закричал паренек,- Вот ты где! Это его соседская собака так отделала, территорию они не поделили. А что он у вас то делает, да и еще на привязи?
-Живет...- обескуражено ответила Ольга Алексеевна, выходя на крыльцо.
"Думаю, как же мне от цепи -то избавиться,"- ответил второму своему хозяину в мыслях сам виновник переполоха, виновато виляя хвостом по привычке."Ну все, закончилось мое сытое счастье,"- грустно продолжал думать пес. Он одинаково хорошо относился и к Давиду, и к семейной паре, которая первой приютила его осенью. Ему нравилась эта вольготная жизнь, эти прогулки по лесу и незаметные вылазки, было в них что-то, что несказанно приукрашало существование пса в этом мире.Наверное, если бы Варяг-Волчок был бы человеком, он стал бы  известным путешественником и авантюристом. Но к сожалению своему, он был просто собакой, которой нынешнее положение дел сулило в скорейшем времени очередное бездомное будущее.
Но пес, по -видимому, все же родился под счастливой звездой. Отдаленный потомок восточноевропейской овчарки обладал какой-то необыкновенной харизмой. Посовещавшись, Давид и Демьян Иванович пришли к тому,что пес основную часть времени все- таки будет жить у Давида на суровой привязи, но мальчик обязуется выпускать пса на прогулку дважды в день, утром и вечером.
Так они и решили. Родители Давида, узнав о проделках  пса, завели ему друга по конуре, чтобы Волчку не было так скучно, и чтобы хоть один пес был настоящим охранником для кур. Варяг-Волчок продолжал свои совместные прогулки с немецкой овчаркой возле дома Демьяна Ивановича, а Ольга Алексеевна копила для него кости и не съеденные детьми завтраки.
И пес чувствовал себя по-прежнему вольготно.
Правда, недавно  пес- пройдоха встретил по пути от одной семьи к другой добродушного морщинистого старичка, который покормил его вкусной сосиской. Собака  прониклась  к нему таким уважением, что стала ежедневно захаживать к нему на перекус. И уже  вскоре Варяг-Волчок приобрел в свою копилку еще одну кличку "Серенький".Но это была  уже совсем другая история...


Рецензии
Хороший стиль, Светлана! История кажется вполне реальной и от этого ещё притягательней. Я и людей таких знаю.
"Но это ... уже совсем другая история..."
Всех благ!

Владимир Ерпалов   05.06.2017 20:13     Заявить о нарушении
Спасибо Вам за отзыв!А люди,да,порой удивляют больше,чем животные.

Светлана Якуткина   09.06.2017 11:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.