29. И-да-М - 10 лет... Раздел II-11 Многоголосие

(Продолжение)             На фото Ярослав Пичугин


Ярослав ПИЧУГИН               
 
    Пичугин Ярослав Борисович родился в 1953 году  в г. Москве.
Директор издательства глухих «Загрей». Ответственный редактор журнала «Вестник РС ВЕСА». Начальник информационно-аналитического отдела ЦП ВОГ.
Слух потерял в 1970 г. после окончания средней школы.
Окончил МВТУ им. Баумана в 1977 году работал программистом. С 1989 года – старший инженер, научный сотрудник НИИ Информатики и Систем Управления при МГТУ им. Баумана.
Поэт, прозаик, журналист. Автор книг стихов и прозы: «Аорта времени» (1993), «Человек-жест» (1997), «На оси осени» (2000), «Струна» (2002),                «Травостой» (2003), «День-колокол» (2005).  Стихи и проза публиковались в периодической печати и коллективных сборниках.


                ЖИВОПИСЬ ЖЕСТА

  Александр Мартьянов – многогранная творческая личность. Он сумел проявить себя как художник и как артист. Причём оба эти призвания переходят у него одно в другое вполне органично. Когда Александр ещё учился на художественном отделении ЛВЦ, его заинтересовал театр, и даже дипломная работа была связана с оформлением плакатов для пантомимы Вячеслава Полунина.
  Позже Мартьянов поступил в Щукинское театральное училище, в группу А. Мекке. Многие помнят, как ярко он сыграл главную роль в дипломном спектакле «Жорж Дантен» (по Мольеру). В составе группы он объездил многие страны мира. Побывал и в Галлодете (США) на Первом Международном фестивале «Путь глухих». Но Мартьянова не совсем удовлетворяла узкая специализация – танцы и отдельные сценические номера, в которую, как в кокон, обернул работу талантливых глухих артистов их творческий руководитель А. Мекке. И Александр принимает решение продолжить образование, вернутся на новом уровне к своей первой привязанности, живописи. Он поступает в Государственный специализированный институт искусств (ГСИИ), где как раз в то время формировалась группа будущих художников. Годы учёбы промелькнули быстро.
  Мартьянов активно участвовал не только в студенческих выставках, но наравне с профессиональными художниками выставлялся на Всероссийской художественной выставке глухих в 1996 году, где его триптих «Жест. Свет. Нить» имел заслуженный успех и был приобретён Центральным правлением ВОГ. Вместе с мастерами «Гефеста» он выезжал в Бельгию и в Финляндию.
  Пожалуй, первые два года были наиболее удачными для Александра с точки зрения творческой реализации. Отличная защита диплома, победа в конкурсе на лучшую эмблему Московской городской организации ВОГ. И, наконец, первая профессиональная выставка живописи и графики, состоявшаяся в конце сентября прошлого года в Московском правлении ВОГ. Именно здесь неслышащие любители живописи смогли оценить масштаб сделанного Мартьяновым, понять, что за эти годы подающий надежды художник превратился в настоящего мастера со своим художественным почерком, своими темами.
  Сюжеты многих его картин связаны жестами. С той особой пластикой изображения слова, синтез которых можно передавать только на языке «говорящих рук». На полотне «Тихий свет» запечатлён таинственный мир пробуждения чувства между глухими мужчиной и женщиной, объясняющихся жестами. Две его работы «Пьеро» и «Раздумье» можно назвать творческими автопортретами художника. Каждая из них насыщена символикой. В «Пьеро» раскрывается мир глухого артиста, окружённого водой (а Пьеро стоит по пояс в болоте), как сценой. Здесь трагизм бытия артиста смягчён лёгкой иронией. В раздумьях трёхстворчатое трюмо отражает художника, глубоко задумавшегося о своих будущих работах. А две боковые створки зеркала заполнены возникающими в сознании автора образами. Но и тут не обошлось без иронии: за рамкой зеркала в углу картины повис маленький слуховой аппарат, как нечто совершенно чуждое художнику.
  Мартьянов творчески преодолел ряд влияний, но они только обогатили его. Особенно хочется сказать о дружбе художника с известным глухим живописцем А. Аверьяновым, у которого он многому научился. И в колористике, и в ироничном игровом отношении к модели. Но вернее говорить о глубинном совпадении восприятия мира у этих интересных художников, особенно о внимании к детскому возрасту, к тем истокам, из которых бьют родники творчества. Стоит упомянуть яркое полотно Мартьянова «В интернат», где мальчик  изображён в позе на пути в далёкую школу. Он отпечатывает свою ладошку на инистом узоре стекла, передаёт жест – знак приветствия, принятия мира.
Ранние картины – «Второе окно» и «Тропинка, ведущая в детство» созданы почти двадцать лет назад, в годы учёбы Александра в ЛВЦ. Именно там, в Павловском политехникуме, закладывались основы его художественного видения. Тогда же он сложился и как интересный график. Мартьянову особенно удаётся создание эмблем. Ему принадлежат эмблемы ГСИ и Московской городской организации ВОГ, Регионального секретариата ВФГВЕСА. Он участвовал и в конкурсе на эмблему ВОГ и получил хорошие отзывы.
Не забывает Мартьянов и театр, хотя сейчас в основном выступает «соло» – в клоунаде, в пантомиме. Но, пожалуй, наибольшего успеха он достиг как импровизатор в жанре визуальной (жестовой) поэзии. В России в среде глухих поэтов первенствует письменная поэзия, а импровизаторов визуальной поэзии до недавнего времени не было. Любовь к жестам в сочетании с артистическим талантом сделала Александра мастером и в этом оригинальном жанре. Кстати, на открытии выставки он порадовал друзей новым исполнением своей известной пантомимы «Я – глухой…». Совершенное знание жестов привело его и к преподавательской работе: сейчас он обучает жестовому языку студентов в стенах родного ГСИИ.
К своим сорока годам Мартьянов успел много. Участвовал в художественных выставках в России и за рубежом. За границу его приглашают и как мастера клоунады. Впереди у Мартьянова новые вернисажи, но прошедшая выставка – особая. Она впервые с такой полнотой представила зрителю творчество этого разностороннего художника.

Царство жеста
Если действо карнавала
Средь распутицы земной
Вас немного взволновало,
То последуйте за мной

Можно въехать на верблюде
Хоть концы недалеки.
Разговаривают люди,
Как порхают мотыльки.

Присмотритесь, царство жеста,
Речи спорой беготня.
Из того ли сделан теста,
Чтоб понять их за полдня?

Театральное обличье
И движений чистота…
Обучаясь ноте птичьей,
Не скажите – глухота.

Здесь в рисунке лёгком жеста
Веет света благодать
И тому отыщешь место,
Что в словах не передать.   


Антонина  ПОПОНОВА

В 1994 году Всероссийское общество инвалидов из Южного административного округа организовало выставку работ инвалидов, на которую пригласили и меня.
Я показывала свои работы – панно-тарелки из папье-маше. Там же я встретила человека большой души, заставившего меня поверить в свои силы, забыть о недугах. Этот человек – Мария Максимовна Веселовская.
Вскоре открылась Всесоюзная выставка в Кремле – смотр работ инвалидов, куда пригласили нас с М.М.Веселовской.
За свои декоративные тарелки получила премию.
В 1995 году Мария Максимовна организовала центр «Иван да Марья». Продолжалась моя работа и в Центре. Я не только делала тарелки из папье-маше, но и вышивала картины шерстью, делала декоративную посуду и шила детские платья.
Много было выставок за десять лет. Особо запомнилась  выставка в ДК Экономической Академии им.Плеханова, на которой мэр нашего города Ю.М. Лужков открывал конкурс кулинаров. Там были выставлены и наши работы. Ю.М.Лужкову подарили мою тарелку! Тарелки с символикой, имевшие большой успех, были проданы. 
 Помню   юбилейную выставку в мэрии в апреле 1997 года, Она также была посвящена 850–летию Москвы.
На некоторое время мне пришлось оставить участие в Центре в связи с потерей зрения левого глаза. Благодаря общению с людьми, моим успехам на выставках и вдохновителю  всех наших – Веселовской Марии Максимовне, я продлила свою жизнь почти до ста лет. 

               
 
А.И.Попонова у своих декоративных панно-тарелок. ГДК «Маяк»


Рецензии