27. И-да-М - 10 лет... Раздел II-9 Многоголосие и

(Продолжение)
                На фото: Антонина Насырова,
              автор рассказов, стихов, поделок из рыбьей кости


Антонина НАСЫРОВА

Об Антонине Васильевне говорить много не надо: за неё говорят её строки.
Казалось бы – чему радоваться этому человеку, с огромным трудом преодолевая  каждый шаг на костылях, не выходя годами из дома…
В Центре – с первых дней. Активная участница всех выставок с необыкновенными поделками - панно из рыбьей кости: на одном из них вишня цветёт, на другом - чудище какое-то…


ТАК НАЧАЛАСЬ ВОЙНА

Село Филимонки. В нём располагался дошкольный корпус детского дома-интерната.
Мы, дошколята, уже знали, что началась война с немцами. Уже прислушивались к вою сирены, перекрёстам прожекторов на небе. Ночью нас поднимали и вели строем в «бомбоубежище», то есть в подвальное помещение под кирпичным домом.
Кто шёл с подушкой на голове, кто - прижав её к груди, а Толик хотел спать, ныл и тащил свою подушку по земле. Мы, задрав головы, следили за перекрёстом света прожекторов. Дошли до первого бомбоубежища, а там - полным-полно народа набилось. У дверей стоят военные. Послали нас в другое подвальное помещение. На улице и в домах темно, только светлые лучи прожекторов перекрещивают небо.
В следующем подвале тоже было много народа, но нас впустили. В нём были сложены сломанные школьные парты На верх одной из них посадили меня. У этой парты не было сиденья, но я притихшая, обрадовалась, что удалось, наконец, сесть.
Многие уже спали сидя на сиденье, а голову опустив на парту. Кое-кто расположился на полу. На потолке мотается тусклая лампа, дети плачут. Женщины переругиваются, так как всем хочется устроить своих детей, да и самим бы прилечь.
Сидеть на парте неудобно - она покатая. На пол спускаться боюсь, могу упасть, перевернув парту, и ушибусь. Терпела, пока не уснула, и, конечно же, свалилась, но не плакала: очень хотелось спать. Какая-то женщина пожалела меня и дала подушку, я легла и провалилась в сон.
Резкий  вой сирены – это дали отбой тревоги, всех разбудили, и мы поплелись досыпать в свой дошкольный корпус.
Так для нас началась война.
Потом была эвакуация, Челябинск, Курган, в котором и прошло наше детство!      
         
ЛЮБАВУШКА

(Сказка)

      Жили – были рыбак с рыбачкой Василисой у самого Каспийского моря. Когда-то встретились рыбачка, Василиса, с парнем, - величали его Матвеем, то с первого взгляда  полюбили друг друга.
      Поженились. Жили дружно в любви и согласии. Был у них свой дом, огород, садик и козочка Любава. Они выходили в море, ловили каспийскую плотвицу, солили, вялили, на рынке продавали готовую воблу.
      Козочку решили продать: уход за ней времени требовал, а им некогда было, так как всё время забирала ловля рыбы.
     Шли годы, и всё было хорошо, да заболел Матвей. Бьёт, сотрясает его грудь кашель. Думали супруги: отлежится рыбак, поправится, да и пройдет кашель. Ан, нет! Заходится в кашле днём и ночью. Василисе не до рыбы, - дай Бог, чтоб муж поправился, не помер!
     Жена в огороде копается, за садом ухаживает, ягоду посадила, а рыбак на солнышке греется, да на жену любуется. Зазеленел двор, сад и огород.
      Однажды утром они просыпаются от блеяния козы: стоит козочка да калитку бодает, а у неё полное вымечко молочка.
      Обрадовалась Василиса, впустила козу во двор, дала ей воды в бадейке. Та напилась и ходит, щиплет травку по двору.
     Вышел и Матвей на солнышко. Жена говорит:
     - Что делать, а вдруг это наша козочка вернулась, а я не знаю, где живёт её хозяйка. И откуда она приблудилась? В нашем посёлке такой козы не видела. Надобно её подоить, а то молоко испортится, да и козу испортим. Найдётся хозяин – вернём.
      Козочка подпустила подоить себя. Рыбачка рада, мужа молоком напоила.
     Хозяина не нашлось, и осталась козочка у них. Стала жена рыбака молоком поить, чешет с козы шерсть да пух мужу на душегрейку. Есть и молоко и творожок. Глядь, а Матвеюшка-то поправляться стал. Оба козочке не нарадуются. Василиса целует козочку, благодарит, чешет, да приговаривает:
- Козочка-милашка, родная, откуда ж ты такая? Мне мужа излечила, считай, что воскресила!
А козочка в ответ человеческим голосом:
- Ты меня когда-то козочкою малой на базаре дёшево, на сети променяла. В море не ходите, рыбу не ловите, ветер деду вреден, будет худ и бледен!
Жена с мужем подивились, совесть их замучила: неужто это  их Любавушка?!
- Прости нас, родненькая, Любавушка, кормилица наша! Ах, как неразумно поступили они тогда с тобой! Обрадовались, что козочка вернулась, и  с тех пор стали все вместе жить в дружбе и согласии!

                ***

Сбиваются в стаи стрижи,
Аллеи листвой запестрели
И в посвисте птиц и ветров,
Я осени слышу свирели.

По-летнему тихо, тепло,
Но зелень кропится дождями,
А пижма златые монетки
Уже предлагает горстями.

                ***

Упадок настроения и сил –
Так сердце кровью, болью изнывает,
И песня - настроенью в унисон,
Невольно слезы, горечь вызывает.

Наплачешься под песню вволю,
Все проклянёшь: и жизнь и долю!
Сменилась музыка, - вздохнешь разок другой,
Пойдёшь, умоешься холодною водой…

Вновь жить захочешь, вроде.
Да… Настроенье – как погода!..


ОДНОСТРОЧИЯ

 Ландыши – те же колокольчики, но об этом не звонят.
И цветы мать-и-мачехи сиротами растут.
Твоя любовь в исписанных листах лишь пеплом стала.
В сетях прошлого живу.
Человек хлопотал, хлопотал и схло-по-тал!
Человек цокает от удивления, а лошадь - на работе.
Оса хрупка - да жало острое имеет!


ПЕТЯ

В нашей сельской школе учились дети здоровые и мы, дети-инвалиды из детдома.
Относились к нам по-разному: кто дружил с нами, кто старался унизить и оскорбить.
Среди нас был парнишка Петя: в детстве его уронили родители и повредили позвоночник. Он долго лежал в гипсовой кроватке, а потом родители сдали его в детский дом.         
 Мальчишка был горбатым, но веселым, подвижным, добрым. Он сразу вошёл в нашу среду своим парнем.
Он был татарчонком; обычно татары своих детей не сдают. Татары детей любят, жалеют и не бросают. Больше всего у нас было русских ребятишек.
Да, в школе к нам относились по-разному.
Учились мы уже в седьмом классе. Петька был такой заводной, юморной! Если кто-то затевал разговор на тему здоровья, то он отвечал:
- Кто виноват – не знаю. Позвоночник повреждён, есть горб, его не спрячешь.
Если кто-то окликал: «Эй, горбун! – он, обернувшись, говорил:
- Не огорчайся, может, ещё и ты его приобретёшь!   
Желания драться с ним ни у кого не было: он был крепко сложен, не злоблив. Носил рубашки на выпуск, чтобы не подчеркивать своё уродство.
Рубашки под курточку ему шили наши девочки в швейной мастерской.
В седьмом классе Петя обратил внимание на новенькую здоровую девочку. Её это злило. Она училась на троечки, а он все годы считался отличником, всё схватывал на лету, учился легко и весело. Его все уважали. Умом и силой его Бог не обидел. Девочка ему нравилась, и он предложил свою помощь. Она, перекинув косу за спину, сказала:
- Я и без пятёрок проживу! Это тебе они нужны, у тебя ничего больше и нет. Как был ты Квазимодо, так им и останешься!».
На это он ей ответил:
- Пусть я буду Квазимодо, но ты совсем не тянешь на добрую красивую Эсмеральду. Не будешь учиться, так и останешься глупой и обиженной на жизнь.
Девочка злилась и грубила.
Он ей посоветовал как-то:
- Ты хоть прочитай «Собор Парижской Богоматери», может поймёшь, кем был Квазимодо для Эсмеральды!
Она ему:
- А мне не интересно. Меня и так любой замуж возьмёт!
- А дружба и любовь - для тебя ничего не значат? - спрашивал Петя.
На школьных вечерах Петя никогда не был один: девчонки любили с ним танцевать. Он хорошо танцевал, сильный, ловкий. Им было с ним интересно.
Многие ребята стеснялись танцевать – были в себе не уверены. Чтобы вдохновлять ребят на танцы, он договаривался с девчонками: потанцует с ними тур-два, затем извинившись, отдавал свою партнёршу другу, а сам подхватывал другую девочку!
Его симпатия только и удивлялась: «Как это с ним любят танцевать все девчонки!?».
После танцев гурьбой, болтая, шутя, дурачась, все шли по домам.
Новенькая шла одна.
А Петя не сторонился ни ребят, ни девчат. Ребята его очень уважали за то, что умел постоять за себя и друзей, драться, короче, танцевать и дружить!
Петя – был равным среди всех.
Окончив школу, парень поступил в техникум племенного коневодства. После окончания техникума  попал в совхоз-миллионер племенного коневодства. Работал хорошо. К нему и тут относились уважительно. Пётр на любом месте оставался Человеком!
Связи с одноклассниками прервались.
- Я всё равно верю, что встречу свою любовь! – не раз повторял Петя.
Для таких, как Петя, жить – это уже большое счастье! Он нигде не пропадёт!


Рецензии