Слепые гонки. О незрячем байкере из Москвы

К сожалению или к счастью, наш мир устроен таким образом, что для обретения достойного места в жизни нам всем приходится предпринимать определённые усилия. Вне всяких сомнений, особенно сложно решать эту задачу людям, потерявшим зрение в позднем возрасте. Человек, имеющий образование, работу, интересы и вдруг внезапно ослепший, часто считает, что жизнь на этом закончилась, и впадает в самую жесточайшую депрессию. Есть люди, которые спустя какое-то время обретают новую профессию вроде массажиста, оператора, преподавателя и так далее. Но в нашей статье пойдёт речь о человеке, который после того, как ослеп в результате автокатастрофы, не посчитал для себя допустимым принципиально менять образ жизни. Уникальность же ситуации заключается в том, что до аварии он был байкером! Да, как бы это не казалось абсурдным, но сейчас Борис Вишняков продолжает водить мотоцикл и с огромным успехом выступать на всевозможных байк-шоу. Именно он является основателем команды «Слепые гонки», в составе которой демонстрирует удивительные навыки управления мотоциклом, квадроциклом, багги, картом и прочей техникой. В исполнении слепого седока хорошо просчитанные развороты, «змейки» и прочие вензеля неизменно приводят публику в неописуемый восторг. Да и в проводимых соревнованиях на скорость мало кто может будучи поставленным в аналогичные условия потягаться с нашим своеобразным байкером. Незаурядную историю своей жизни специально для корреспондента нашего журнала рассказал сам Борис Вишняков:
—До той злополучной аварии я был самым обычным парнем из Москвы. Учился в институте, серьёзно увлекался фотографией, а главное — обожал ездить на мотоцикле. Всё круто изменилось в мае 2011 года, когда я с моим другом Николаем Никифоровым возвращался на мотоцикле с собственной фотовыставки. Он был за рулём, а я ехал сзади пассажиром. И вот тут мы врезались в КамАЗ. Слава Богу, Коля отделался царапинами, а вот я сломал кости таза, а главное — получил тяжёлую черепно-мозговую травму. Два месяца я был прикован к кровати, а потом у меня начали «садиться» глаза, и в октябре я окончательно ослеп. Это трудно объяснить словами. Когда зрячий человек неожиданно теряет возможность видеть, то все привычные ему предметы становятся недоступными. Проблемой оказывается даже почистить зубы или умыться. И по большому счёту, на тот момент я решил, что всё интересное в моей жизни закончилось. Но  прошло время, спустя, примерно, год ко мне в очередной раз забежал в гости Николай Никифоров и сказал: «Борь, поехали со мной в автомобильный пробег, хоть проветришься немного, всё лучше, чем безвылазно сидеть дома». Прореагировал я совершенно не так, как ожидал Коля: «Извини, но я не балласт. Я мотоциклист, райдер. Я не могу в качестве «чемодана с ножками» на автомобильной седушке штаны просиживать в то время, когда другие гоняют сами».
И с этого момента пошла совершенно дикая работа мозга — как вернуться в седло. А также понимание того, что на самом деле без этого жизнь немыслима. Вспомнил о том, что в полярной авиации сажали борты в режиме фактически нулевой видимости. И с этого пошли размышления, что раз есть возможность посадить самолёт практически вслепую, то почему невозможно также вслепую ездить по твёрдой земле? В итоге я пришёл к двум вариантам управления мотоциклом. Первый — тандемный, это когда помощник-штурман сидит сзади, и, положив руки на рёбра пилота, подаёт тактильные команды. А второй — дистанционный, когда на пилоте находится видеокамера и наушники, а у штурмана — видеомонитор и рация. Кстати, пилот может находиться и в видимом диапазоне штурмана, в таком случае видеокамеры и мониторы становятся уже не нужны. После того как я утвердился в этих концепциях, всевозможными способами стал искать деньги и оборудование для своей затеи. В сборе средств на квадроцикл, рации и прочее снаряжение приняли участие байкеры, рядовые пользователи интернета и просто неравнодушные люди. Энтузиастам хватило денег на подержанный, но ещё вполне приличный китайский квадроцикл. Роль оператора-поводыря, а по совместительству — менеджера этого проекта взял на себя мой друг Николай.
Тренировались на пустыре у него за домом. Сначала нам обоим очень страшно было этим заниматься, но потом привыкли. Спустя какое-то время я научился неплохо ездить по прямой, по кругу, нарезать «змейки», «восьмёрки», а также достаточно уверенно выписывать более сложные фигуры как задним, так и передним ходом. Было забавно, что некоторые очевидцы этих заездов даже не догадывались, что четырёхколесной машиной управляет незрячий человек — настолько ловко я научился объезжать пеньки и ухабы пустыря. Со временем нас стали даже пускать на учебную площадку для автомобилистов, разумеется, в тот момент, когда там никто не занимался. К слову сказать, проводя тренировки, мы никогда не ездим по трассам общего пользования. Наше движение всегда идёт по строго ограниченной территории, свободной от лишних людей и предметов.
Итогом многодневных тренировок стало наше качественное выступление на одном из байк-шоу на востоке Москвы. Как сейчас помню наплыв непередаваемых ощущений,  когда я подъезжал к финишу! Сквозь эфир, сквозь закрытый наглухо шлем, чтобы слышать только оператора и ощущать машину, доносится: «Вот, наш герой возвращается с круга». И  эта совершенно безумная реакция толпы! Сначала ты просто стараешься этого не слышать, чтобы нормально доехать. А потом просто в этом растворяешься. А когда закончил показательное выступление, люди сделали живой коридор, и когда я двигался по нему, меня оглушали всевозможные подбадривания и крики: «Давай-давай! Молодец!» Это был дикий выброс адреналина. Яркое понимание того, что ты действительно жив. И когда вышел на сцену и начал что-то говорить, я понимал одно — эта энергия одобрения и удивления, если бы  она была ветром, меня бы сдуло. Именно в тот момент я понял, что всё было не зря. Что дальше действовать нужно, только вперёд!
После этого выступления о нашей команде узнали представители многих мотоклубов, а также стали появляться интересующиеся ребята и девушки. Серьёзную поддержку нашей команде оказал мотоклуб «Златоверст», а несколько позже ВКонтакте была создана группа «Слепые гонки», посвящённая этому проекту. На данный момент деятельность команды «Слепые гонки» заключается в частых тренировках езды вслепую на разнообразных типах мотто- и автотехники, а также в достаточно регулярных выступлениях на мероприятиях, которые так или иначе связаны с включением в процесс езды людей с ограниченными возможностями. Если говорить откровенно, не так уж удивительно, что нас всегда тепло принимают как организаторы, так и зрители. Во многом это обусловлено тем фактом, что наша команда в некотором роде является уникальной. За рубежом незрячие ребята, занимающиеся примерно тем же самым, существуют. А вот в России, помимо нас, на уровне параспортивной команды — нигде не видели, нигде не слышали. Хотя очень бы хотели обрести «братьев по разуму». А пока мы взаимодействуем и получаем поддержку от обычных мотосообществ, за что им большое спасибо.
Если говорить о планах нашей команды, то к таковым можно отнести рекорд расстояние, которое способен проехать незрячий человек за рулём мотоцикла с коляской. А в отдалённой перспективе — рекорд скорости. Также своей задачей мы видим составление методического материала по слепым гонкам и создание базы, которая позволит без каких-либо препятствий готовить незрячих пилотов и штурманов, содержать технику команды, а также проводить соревнования. В данный момент полным ходом идёт взаимодействие с Музеем Индустриальной Культуры, находящемся на территории парка Кузьминки. Именно там мы собираем своих учеников и сторонников и проводим тренировки для развития того движения, которому хотим посвятить свою жизнь. Так что всех, кто считает эту идею перспективной, я призываю присоединяться к нашей команде и тренироваться вместе с нами, — заключил свой рассказ Борис Вишняков.

Автор - Игорь Михайлов (статья опубликована под псевдонимом Михаил Сергеев).
Сайт журнала "Наша жизнь":
http://www.vos.org.ru


Рецензии