Семидесятники

  письмо к Вале Морозовой
  из монастыря.


Всё снится, будто мы в плену,
И нет друзей, или  забыты.
И только тянут слов магниты
В пласты времён на глубину,
Где стены чувствами изрыты.
Где все мы вместе вечно слиты.
Сквозь пораженья ,  как в войну,
Я,  Валя, чувствую вину.

И быт и шаг летел на ветер!
Срывала тесноту основ,
Пройдя по тюрьмам, сила слов.
Шестидесятники как дети.
Мы  жаждали от них вестей,
Как от пророков и гостей
Иного мира. На рассвете
«Опять весна на белом свете»
И вечный  Моцарт вдаль бредёт.
«Всю жизнь,  играя напролёт».
И высветятся, без сомненья,
Послевоенные года,
Где каждый третий воин  -  гений,
А праздник  -  горе.  Но тогда
Сама любовь огромной силой
Держала стойко наш народ
И ангелы людей кормили
Из райских падая ворот.
И патриарх давал причастье,
Рискуя  митрой , головой
Над пропастью и над толпой.
О горечь, горечь безучастья!
Как стыдно мне  –  я не успела!
Я  умещусь в пределы тела
И тяжкой мыслью воскорблю.
Я светлых ангелов люблю.
Я им молюсь и их рисую.
Легла на воздух  и лечу.
Упасть разбиться не рискую
И о страстях своих молчу.

Не утаить себя от Бога.
Не перестать, узка дорога.
Где невесомости предел?!
Лечу! А в памяти пробел,
А память рвётся пульсом вен
Туда, где жажда перемен.
Туда, где ропот, нетерпенье.
Спор многоликий, бунт, сомненье,
Душ равновесие?!!  -  не  то!
Вбегу, спеша сниму пальто
К Морозовым, друзей встречая.
Как радость искренна была.
И как ты нас беречь могла,
С дороги в доме укрывая.

А мы, судьбу свою играя,
В стихах, под струнный перебор,
Сжигали жизнь как приговор.
Гора исписанных тетрадей!
Всё, Валя, рушилось потом.
А ты пыталась всё наладить
И привести в порядок дом.

Сейчас  мы птицами по кругу
В преддверье солнца, на ветру.
Мы сестры, спутницы, подруги.
Остановлюсь. Всмотрюсь. Замру.

Ни в чьём союзе, ни к кому.
Вся в неумелости, нелепа
Я только к Богу одному
Тянусь за теплотою хлеба.
Союз  во творчестве  -  мираж!
Есть душ слияние в молитвы,
Взрыв братских тел на поле битвы! -
Вот только там ты все отдашь...

Прошла меж рушащихся стен,
Средь ахмадулинской листвы,
За  тяжкой тайной красоты,
Вбирая  радость перемен.
Озябший Моцарт вдаль спешит.
А следом стайкою летит
Семидесятников смятенье…

Не спи, душа, что спиши ты?!
Восстань, от долгого паденья.
Жизнь  - это   вечности мгновенье
Страстями дышащий  провал
Я  в покаянье,  как в сожженье
И прорастают  в усмиренье
Молитвы первые слова.
Так  зарождается трава
Весной,  от силы пробужденья.

           Февраль-март 2017 год
Александро-Невский  женский монастырь


Рецензии
Спасибо за стих.

Всё... Прочёл. Два раза, Любуюсь.
Утром - я читал в первый раз - оно сказало мне - дождись вечера.
Прочёл вечером второй раз и читаю сей час третий...
Счас - покурю - и - с головой в третий раз...

Всё - убит - лежу.
Очень сильный и образный стих.
Я попробую - только попробую описать впечатления - мои.
Посмотрим - что я угадал из этого прекрасного стиха,
охватившего в моём понимании ту эпоху, о которой я только - читал.

Итак:

Прекрасное, вводящее начало.
Очень сразу...

Вина за что?

За это:

"О горечь, горечь безучастья!
Как стыдно мне – я не успела!"

Я сам, узнав об Иоанне Крестьянкине,
и уразумев, что мог бы с ним встретится, - у
нас было совместное время жизни...
Ахнул - наше историческое время- одно и тоже...

О - других - ещё - перечислять не буду,
их много, прошедших настоящую (не знаю слова лучше чем -) "выдержку" и Войной и
лагерями и монастырём и просто верующих - людей - недостижимых для меня в силу
другого уровня законов их собственного бытия и бытийного общения с этим миром и моего уровня беззакония...

Вы - смотрели на шестидесятников - как на пророков, понятно...
Не согласен с "немощный народ". Народ был мощный. Война - кончилась!
Мы - в КОСМОСЕ...
Впереди - коммунизм. Гонения на церковь и:

"И патриарх давал причастье,
Рискуя митрой , головой" - очень красиво.

Вы - не успели.

Далее о том, что - летите -очень красиво и как
"А в памяти пробел," - очень красиво...

Дальше о личности - о которой Вы пишите с теплом
и благодарностью...

Потом:

от
"А мы, судьбу свою играя,"

до
"Замру!" - красиво и более менее - понятно,

Далее:

От
"Ни в чьём союзе, ни к кому."

Через:
"Я только к Богу одному"...

До
"Семидесятников смятенье…"

Просто - классно - не знаю...
Мне - понятно смятенье. Всё - обман.
и мы, как и сказано в начале стиха:

"И нет друзей, или забыты."
- одиноки.

Потому что любовь, творчество,
надежды шестидесятников, сама близкая Война -
повлияла на семидесятников,
которые при Брежневе - уже - были - "творческими" людьми.

Кто интересовался тогда сильно этим? Тайными
страстотерпцами, Исповедниками - делами и муками - Исповедниками,
Святыми наших дней, живущими в миру и
под страхом наказания - и - многие - терпели многократно ссылки,
да и поселялись после на отшибе, под страхом наказания - совершающими Литургию...

Кто?

Вообще, сей час - когда читаешь истории Русской Православной Церкви времён
Хрущовских гонений - историю людей, испытавших гонения Сталинские и Войну и Лагеря, кто всё вместе, кто - по отдельности - этих людей,
то эта История - вот детектив - история тайной деятельности,
спасений, обретений, укрытий, перепрятываний и тайных обществ,
совершающих литургию тайно и переписка, и стукачи, и зеки, вагоны, гонимая Церковь,
паства, тоже - гонимая...

Очень серьёзный стих.
Боюсь голова закипит.
Я - по этому перескакиваю через
абзацы, в каждом из которых есть отдельно
прекрасные фразы и в - целом - прекрасно, хоть
просто перепечатывай без всякой критики...

Итак, сосредоточимся, последнее:
"Страстями дышащий провал" - о жизни - хорошо.

Всё.
Всё.
Очень серьёзный, хорошо заканчивающийся,
сбитый, откровенный, трогающий, понятный...

Что - слова - залез в перчатках и разбил стих на куски:

"Иль вот: живой предмет желая изучить,
Чтоб ясное о нём познанье получить,
Учёный прежде душу изгоняет,
Затем предмет на части расчленяет..."

Гёте.

Так и у меня получилось, хоть я и не учёный, да, к тому же -
"галопом по европам"...

В общем - этот стих выше моих "рецензерных" способностей.
Или - надо писать небольшую монографию о нём...
(Счас - перечитаю ещё разок...)

И, наконец -

"Так зарождается трава
Весной, от силы пробужденья."

Всё.

Вопрос - в начале рецензии:

"что я угадал из этого прекрасного стиха?"
Хорошо посидевший за рецензией,
за стихом и подумавший (хоть и не додумавший)
Сувсверчок.

Сергей Сверчок   08.03.2021 01:02     Заявить о нарушении
Перечитываю в третий раз вашу рецензию. От ума и сердца написано и так увидено много ... "немощный народ" прозвучало не так как замыслила. убрала, конечно, но не додумала ещё доработаю, мысль была о том что в момент трудный любовь спасала. Удивительно, меж строк, об Иоанне Крестьянкине прочитали. Тогда была возможность встретиться, услышать. Из всех нас только Виктор Яковлев уехал во Псков и общался с ним и переписывался (стихотворение "Встреча в Переделкино"). Атмосферу даже расширили в рецензии. Рада, что так раскрутили рассмотрели прочитанное. Спасибо Вам, Сергей Сверчок.

Любовь Шарапова   09.03.2021 00:02   Заявить о нарушении
Не, не - не говорю, что надо что - то менять - просто - царапнуло...
(у меня там, в рецензии - есть слова с маленькой, которые надо бы - с большой,
Вы уж, просите - спешим, спешим...)

Пожалуйста, пожалуйста,
Конечно - спасала любовь.

Но я перепрыгнул через многие строки.
Я же - говорю - монографию небольшую вполне
можно написать по этому стиху, если рассматривать все,
в том числе и - поэтические "полёт" , "А в памяти пробел,",
и другие тропинки каждого, скажем так,"абзаца" и еще и внутренние
маленькие тропинки, разбегающиеся во все стороны.
Писал, как мне кажется - о главном.

Заходите, пишите, буду рад,

Сувсверчок.

Сергей Сверчок   09.03.2021 18:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.