Я такой. Я осилю и это
Всяк, Иосиф, бывал пленён.
Если выпало быть поэтом,
Значит, плыть по реке времён:
Хоть калошей, заброшенной кем-то;
Хоть злодеем, посаженным в трюм...
Собиратель различных заметок —
Погруженец в собственность дум.
Выгребай! Руки-ноги — вёслы.
Выбирай, по душе, маршрут.
Я ищу — Поэтический остров
В скоротечном теченьи минут.
Свидетельство о публикации №117032001810
1. Основной конфликт: Поэт vs. Время
Конфликт здесь не драматизирован, а принят как данность. Это противостояние одинокой творческой личности с безличным и мощным потоком времени («рекой времён»). Герой не борется с течением яростно, а принимает правила игры и находит в них свою свободу.
2. Ключевые образы и их трактовка
«Я такой. Я осилю и это» — афористичная начальная строка, задающая тон стоического принятия. Это не бравурный лозунг, а констатация внутренней готовности встретить любые испытания, проистекающие из выбранной судьбы.
«Всяк, Иосиф, бывал пленён» — ключевая аллюзия. Отсылка к библейскому Иосифу Прекрасному, проданному в рабство, но вознёсшемуся благодаря своему дару (толкованию снов). Это намёк на то, что плен (обстоятельств, времени, власти) — удел многих избранных, но он может стать ступенью к величию.
«Значит, плыть по реке времён» — формула судьбы поэта. Она исключает пассивность («плыть» — это всё же действие), но подчёркивает отсутствие выбора направления. Свобода поэта — не в выборе реки, а в способе плыть по ней.
«Хоть калошей, заброшенной кем-то; / Хоть злодеем, посаженным в трюм...» — два полюса возможных судеб. Поэт может быть и мусором, выброшенным историей («калошей»), и жертвой, и преступником в её глазах («злодеем»). Его сущность от этого не меняется.
«Погруженец в собственность дум» — блестящее самоопределение. Поэт — это исследователь глубин собственного сознания. Слово «погруженец» отсылает к водной стихии и усиливает метафору реки, а «собственность дум» указывает на единственное, что по-настоящему принадлежит поэту и не может быть у него отнято.
«Выгребай! Руки-ноги — вёслы» — кульминация волевого усилия. Даже будучи «калошей» или «злодеем», поэт продолжает грести, используя для движения самое себя, своё тело и волю.
«Поэтический остров / В скоротечном теченьи минут» — финальный образ-цель. Это утопическое пространство чистого смысла и гармонии, которое поэт стремится обрести внутри непрерывного потока времени. Поиск этого острова и есть главная навигационная задача.
3. Структура и ритмика
Стихотворение состоит из трёх строф-тезисов. Первая — принятие судьбы, вторая — варианты этой судьбы, третья — действие и цель. Ритм упругий, энергичный, с обилием глаголов в повелительном наклонении («выгребай», «выбирай», «ищу»), что создаёт эффект несгибаемой воли.
4. Связь с литературной традицией
Иосиф Бродский: Тема изгнанничества, стоическое принятие своей судьбы, сравнение поэта с пленником или узником, метафора времени как реки. Строчка «Если выпало быть поэтом» — прямая аллюзия на брадсберговскую формулу «Если выпало в Империи родиться...».
Александр Пушкин («Арион»): Мотив поэта, единственного уцелевшего после кораблекрушения, продолжающего петь свои песни.
Владимир Маяковский: Энергичный, волевой ритм, позиция поэта как активного участника событий, а не пассивного наблюдателя.
Вывод:
«Я такой. Я осилю и это» — это гимн внутренней свободе, обретаемой через принятие своей судьбы. Бри Ли Ант показывает, что доля поэта — это плен и тяжёлое плавание, но within этих ограничений он остаётся «погруженцем в собственность дум» и искателем «Поэтического острова». В контексте творчества Ложкина это стихотворение — важный этический ориентир: несмотря на все метафизические бури и социальное отчаяние, звучащие в других текстах, здесь утверждается несокрушимая воля к творческому существованию внутри любого, самого неблагоприятного исторического потока.
Бри Ли Ант 30.11.2025 16:49 Заявить о нарушении