Волошин и Цветаева в потоке бытия

                И раздвоенье линий воли
                Сказало мне, что ты как я,
                Что мы в кольце одной неволи --
                В двойном потоке бытия. 
               
                М.Волошин  3 декабря 1910г.
       

Стихи  поэтов-символистов -
РозАном в скудненьких кустах -
Явились,  осветив статистов
У "Апполона"*  на листах.

И чудом с именем Поэт,
А не судьбой с чужого пира,
Предстала трепетная Лира
Цветаевой в семнадцать лет.

Талант ее в статье отметил
Волошин - критик-великан:
(Всю ясность красок, слов приветил
Радетель и добряк Гайдан**).

Макс много переплыл морей...
Давила фальш ненужной службы!
Как киммерийский Прометей,
Очаг зажег - открытой дружбы.

Марина через год спешит,
К огню, добытому вне срока.
Там верный Друг - живой магнит...
О том ее души морока!

За зимней встречей взлет Весны.
Ждет Крым и Коктебеля полог.
Большой Любви нежданный молох -
Сергей Эфрон... "версалец", сны!

Хозяйка "Пра" их приняла
По материнской доброй службе.
Макс не устроен? - ну, дела...
Ведь дело в душах, дело в дружбе!

Она - свидетель обрученья
Самой Цветаевой... что мать.
Не знала одного: мученья
У жизней юных не занять.

Два года... и семья вновь в сборе:
Сергей, Марина, Аля, Макс...
И Пра задумчива, как море:
Жизнь без войны, как лист без клякс.

Макс любит всех своих друзей.
Он и шалун, он и твердыня!
Его ребенком назовет -
Не в шутку - вещая Марина.

И сколько нежности в стихах -
Мирам, что разом  не объять.
Вопрос из детства и строках:
Зачем  "альбом", а не "тетрадь"?!


____________________________



 Знакомство М.Волошина и М.Цветаевой состоялось в 1910 году. Встретились они в "Мусагет" - одном из издательств, выпускавшим в основном стихи поэтов символистов и критику философского и религиозно-мистического профиля.
По мнению
А.Саакянц история их знакомства была такова. 1 декабря 1910 года Цветаева подарила Волошину (в издательстве “Мусагет”) свою книгу “Вечерний альбом” (М., 1910). 2 декабря Волошин написал стихотворение “К Вам душа так радостно влекома...”, посвященное Цветаевой. А 11 декабря 1910 г. в московской газете “Утро России” появилась волошинская статья “Женская поэзия”, где анализируется “Вечерний альбом”. Эту статью Волошин принес Цветаевой, по-видимому, 22 декабря того же года. С тех пор зародилась крепкая дружба. А через год после знакомства, то есть в 1911 году, гостьей уже была она в его коктебельском доме, где встретила своего будущего мужа. Но самый длительный период общения выпал на 1913-1914 годы.


*«Мусагет» — в честь Аполлона, — означает «водитель муз». «Мусагет» был не просто издательством, но идейным центром, кружком единомышленников, разделяющих близкие взгляды.
         
**Кроме перечисленных, был еще Гайдан, от имени которого Волошин написал шуточный сонет. В этом сонете была выведена М. Цветаева — именно в роли “повелительницы псов” (см. в воспоминаниях Л. Фейнберга, с. 280).


фото(из интернета):Елена Волошина (Пра), Максимилиан Волошин, Сергей Эфрон, Ариадна (Аля) и Марина Цветаева. Коктебель, 1913


Рецензии
Здравствуйте, Елена. Ваши стихи навеяли воспоминания о Марине. Велика была роль Волошина в судьбе Цветаевой, он ввел ее в свой круг, который ее принял и отчасти сформировал. Ей действительно было свойственно "равенство дара души и глагола"- этот редкий дар сделал ее непревзойденной.

Геннадий Розенталь   17.05.2017 19:27     Заявить о нарушении
Полностью с Вами согласна, Геннадий! Жизненные и творческие пути М.Волошина и М.Цветаевой были предначертаны и освещены "свыше". Так же как ее - ни с кем ни сопоставимая - гениальность. Их имена - по праву рядом.
С искренней признательностью,

Елена Грислис   18.05.2017 11:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.