Читаем летописи 1. От Рюрика до Ярослава Владимиро

Читаем летописи 1. От Рюрика до Ярослава Владимировича

Византия – Причерноморье с Балканами – Запад с Прибалтикой –
Так интересы первых князей менялись...
Пока почти двести лет лишь печенеги нападали,
От Новгорода до Тмуторокани земли собирали,
Да чуть было надвое не разделили...
В Византийскую веру Русь крестили,
А сами с латинянами породнились...
Так наша история начиналась.


Летописи читать увлекательно. Их много, и в каждой свои детали, свой язык, своё авторское отношение, хотя, казалось бы, они просто друг друга переписывали... В них нет стопроцентного совпадения, поэтому лучше параллельно читать несколько летописей сразу, сравнивая. И держать под рукой словари древнерусских слов, чтобы лучше понимать, и карту, чтобы лучше представлять места действий.
С датировками, конечно, беда. Мало того, что Новый год у кого-то считался с сентября, у кого-то с марта (следующего года), у кого-то с ультрамарта (предыдущий от сентября год), так ещё и, например, от Адама до рождества Христова, по перечислению событий, в Лаврентьевской и Ипатьевской летописях 5454 года, в Типографской, Софийской – 5526, в Никоновской – 5500 (антиохийская система). В Тверской указано, что родился Исус 25 декабря 5505 года (болгарская = старовизантийская), воскрес в 5535, а по перечислению событий от Адама до Рождества – 5495. В Рогожском летописце от Адама до Христа написано 5500 лет, воскрес в 5533, а по перечислению – 5396, причём, от Адама до потопа 2242, от потопа до разделения языков 536, от разделения языков до Авраама 542 (=3320), а «всЕхъ лЕтъ от Адама до Авраама 3274». Как они считали, знают только они... Собственно, в перечислении постоянно только количество лет от Адама до потопа – 2242, остальные цифры в разных летописях «гуляют».
В Сети масса статей по датировкам в летописях, главный вывод из которых – разница в плюс-минус от 1 до 20 лет может объясняться особенностями летоисчисления либо неправильно понятой переписчиком буквы в дате (даты записывались буквами, буква могла оказаться потёртой), а ещё было возможно прочтение греческой буквы как славянской или глаголической как кириллической. Современный автоматический перевод в 5508 лет очень сильно смущает, но оставим проблемы датировки учёным. Просто будем помнить, что датировки ранних событий весьма приблизительны, из-за чего, возможно, казусы и нелепицы имеются.
И с именами беда – они все одинаковые, что требует постоянно держать внимание в тонусе. В некоторых летописях, похоже, что из-за этого, в княжеских родословиях путаница. Например, Владимиру Ярославичу приписаны сыновья – в Софийской: Ярослав, Ростислав, Андрей Боголюбский, Михалко, Всеволод, Святослав, Глеб, Мстислав, Борис, – сразу от нескольких князей; в Супральской и Волынской: Мстислав, Ярополк, Вячеслав, Всеволод, Юрий, Андрей, – часть сыновей Владимира Всеволодича Мономаха, в Новгородской вообще Владимир (Всеволодич) «роди Мономаха», то есть сам себя.
И названия городов часто одинаковы. До 12-го века речь идёт о Владимире Волынском, Переяславле Русском (Южном, Хмельницком), Белгороде Киевском, Берестовом – под Киевом, Берестии=Бресте. Позже появляются Новгород Северский, Новгород Нижний (Новгород на Волхове становится Великим), Владимир-на-Клязьме, Переяславль Залесский, и часто понять, о каком городе речь, можно только из контекста (возможно, какие-то упустила).
И болгары были волжские и балканские, часто упоминались без уточнения.


***********************************************

Начальный период, если верить летописям, совершенно загадочный и несуразный, поэтому его можно только принимать (или не принимать) как придуманную кем-то давно официальную парадигму. Один только путь «из Варяг в Греки», который описан прямо в противоположном направлении: от Царьграда вверх по Днепру в Варяжское море, а оттуда в Рим, – чего стоит; возраст первых правителей; несчастные Аскольд с Диром и много чего другого… К тому же, написано про него очень много, поэтому по нему – сжато. Единственное замечание: до первого Владимира в глаза бросаются неоднократные многолетние пропуски, которые иногда заполняются византийскими событиями, а чаще остаются пустыми. Либо в эти годы не происходило ничего, заслуживающего внимания (вполне возможно 1–2 года), либо пяти-, десятилетия, а то и больше просто вычеркнуты из истории по какой-то причине. Например, в Ермолинской, в эпизод с битвой Мстислава и Редеди (6530=1022) вклиниваются «О епископьяхъ» и «О ЕрусалимЕ градЕ», заменив большую часть текста. Мне показалось, что многие вставки имеют смысловое соответствие с «вымаранными» событиями на Руси, но это предмет особого расследования.
Позднее под некоторыми годами встречается «Не бысть ничтоже» или «Мирно бысть».

Начало «земли Руской» летописи кладут в 6360=852, индикта 15 (Ипатьевская, Лаврентьевская, Типографская, Тверская, Софийская, Ермолинская, Рогожский) или 6362=854 (Новгородская младшая, Никифоровская, Супральская), когда приходила Русь на Царьград при царе Михаиле. В Никоновской – без года, просто приходили на Царьград из Киева Оскольд и Дир в царство Михаила и матери его Феодоры. По Новгородской – при Михаиле и матери его Ирине, поклонявшейся иконам. Ирина была женой Льва Хазара и матерью Константина VI, который правил в 776–797 гг.
По Новгородской же, в это же время (в конце 8-го или в середине 9-го века?) три брата, сидящие на трёх горах: Кыи – «идЕже нынЕ увоз Боричевъ», Щек – на Щековице, Хорив – на Хоривице, – «сотвориша градокъ» в честь старшего брата и назвали его Кыевъ.
Когда Кий с братьями пришёл на Днепр, по дороге из Болгар поставив на Дунае Киевец, и род их начал держать княжение полянами, у древлян, дреговичей, словен, кривичей и других тоже были свои княжения.
По Временнику в Воскресенской, одни словЕне, пришедшие с Дуная, сели на Ладожском озере, а потом у Ильменя, и нареклись русами по реке Руссе, поставили Новгород и посадили старейшину Гостомысла; другие – по Десне, Семе (Сейму), Суле, и назвались сЕверы (не своим ли именем балканским?)

А дальше – у всех, наверное, в зубах навязло: платили – выгнали – разодрались – призвали...
6370=862 – Варягов выгнали – варягов призвали? В Никоновской летописи эта история немного по-другому звучит, там собрались словене, кривичи, меря и стали решать: «да хто бы внасъ Князь былъ», – от нас, или от хазар, или от полян, или от дунайцев, или от варяг. Решили послать к варягам. «Они жъ бояхусь зверинаго ихъ обычая и нрава … и едва избрашась (!!!) три браты. ...Пойдоша из Немецъ три браты со всемЪ родомЪ своимЪ: Рюрикъ, Синеусъ, Триворъ. ...И от техъ Варяговъ находниковъ прозвашась Русь, и оттоле словетъ руская земля, ижи суть Новгородстиi людие и до нынешняго дне. Преже бо нарицахусь Словене, а ныне Русь от техъ Варягъ прозвашась, сице бо Варяги звахуся Русью.»  «Из Немецъ» Рюрик с братьями стали уже во всех более поздних летописях (земли пруссов и балтийских славян давно ушли под немцев). В Воскресенском списке Рюрик вообще стал «четвертоенадесять колено» от Пруса, брата римского царя Августа, и Гостомысл, старейшина новгородский, перед смертью посоветовал пойти за Рюриком в «Прускую землю», потому что тот «Римъска царя Августа рода», а не потому что Гостомыслов внук… «Москва – Третий Рим» уже зародилась…
В 15–16-м веках «потерялись» из призывавших чудь с весью – возможно потому, что тоже давно к немцам ушли, а, возможно, потому, что, с Ярослава начиная, новгородцы на чудь постоянно «ходили».
В летописях перечисляется, что первыми насельниками в Новгороде были словене, в Полоцке – кривичи, в Ростове – меря, в Белоозере – весь, в Муроме – мурома, «И тЕми всЕми обладаше Рюрикъ»; в Ипатьевской, Лаврентьевской, Новгородской про Киев умалчивается. А, например, в Типографской, Тверской, Супральской, Софийской, Никифоровской первыми насельниками Киева названы варяги, которые в остальных городах были находниками. То ли основателями считали варягов Дира с Аскольдом – они же пришли в маленький городок, в котором кучка людей платила дань хазарам, то ли, чтобы подчеркнуть будущую роль митрополии (а может – метрополии, по гречески-то одинаково пишется и переводится «матерь городов», как «базилевс» – Василий, «властитель, правитель, глава сообщества» = Володимиръ), то ли ещё по какой причине…
Только в Ипатьевской говорится, что Рюрик сел в Ладоге (самый удобный путь: Финский залив – через Нарву – в Чудское озеро, через Неву в Ладожское), которую братья первым делом срубили у словен, и уже после смерти братьев он пришёл к Илмерю и срубил над Волховом Новгород, в котором сел княжить.  По другим, он сразу сел в Новгороде.
Это год 6370=862. Тут все летописи единодушны. Однако Софийская, Тверская, Типографская, Супральская, Никифоровская добавляют, что сели братья в Новгороде, Белоозере, Изборске и «начаша воевати всюду» (это с кем?)
А через два года (6372=864), по Никоновской, «оскорбишася Новгородцы глаголюще яко быти намъ рабомъ, и много зла всячески пострадати отъ Рюрика и отъ рода его. Того же лета убя Рюрикъ Вадима Храбраго, и иныхъ многихъ изби Новгородцевъ совЕтниковъ его.» (Наверняка, то же было и в Изборске с Белоозером). Тогда же «убiенъ бысть отъ Болгаръ Осколдовъ сынъ».
По Никоновской же, еще через год (6373=865) умерли Синеус с Тривором, Рюрик начал владеть один, города ставить и раздавать своим людям, и родился у него сын Игорь. А Аскольд с Диром воевали полочан и «много зла сътвориша» (а в Полоцке ведь кривичи, или это изборские кривичи «призывали», а полоцкие – нет?) По Ермолинской, Игорь родился в 6374=866, в год, когда Аскольд с Диром, как и по другим, ходили на Царьград (или всё-таки в 6360/62=852/854, или это было неоднократно?)
В 6375=867, по Никоновской, «избежаша от Рюрика из Новагорода в Киевъ много Новгородцкихъ мужей» (Оно и дальше переселение из города в город постоянно было, так что перемешались все роды и народы в городах, а потом и в весях. Ещё любили города друг на друга ходить и плен брать, и пленные = вынужденно переселённые, тоже к перемешиванию добавляли.)

Под 6370=862 почти все летописи, кроме Ипатьевской, Троицкой и Лаврентьевской, пишут, что, когда Аскольд с Диром сели в Киеве, у Рюрика сын Игорь был, а у того воевода Олег. В Лаврентьевской фраза «Рюрику же княжащю в НовЕгородЕ,» заканчивается запятой. Ну, а под 6387=879 все они (кроме Новгородской) уже дружно пишут, что Рюрик умер и передал княжение Олегу, «отъ рода своего суща», и сына Игоря, «дЕтескъ велми». По Новгородской, Олег остается воеводой, а Игорь – дееспособным, и сам садится в Киеве и княжит 6453-6387=66 лет. Долгожитель, однако! Может, это уже другие Олег и Игорь? По Ермолинской, Рюрик умер в 6377=869 – на 10 лет раньше, чем в других, оставив маленького Игоря родичу Олегу (здесь Игорь действительно «детескъ»).
И никто не пишет, что у Игоря была как минимум одна сестра, поскольку в Договоре Игоря с греками (6453=945) в списке послов числятся два нетия (племянника по сестре) Игоря: Слуды и Якун. За князем варяжским Якуном Ярослав Владимирович послал в 6532=1024, когда с Мстиславом воевал: «И бЕ Акунъ слЕпъ и луда у него златомъ истыкана»; в Новгороде потом посадники Якуны были, то есть имя вполне распространённое. Про дочерей и сестёр в ранних летописях встречается нередко, и не обязательно в связи с замужеством, – ну, может, Игоревы совсем незначимые были.

И, кстати, в 6370=862 наши послали к варягам, а Великоморавские князья Ростислав и Святополк (знакомые имена!) и Блатенский князь Коцел (угры захватили Блатенское княжество только в 901, и стало озеро Балатоном) – к византийцам за грамотой, в 863 Константин (Кирилл) и Мефодий старославянскую азбуку им представили.
 
Короче, народы, живущие на севере: словене, кривичи, меря, (чудь, весь), – выгнали варягов, которым платили дань, но после того, как между ними начались распри, решили объединиться и позвать ОБЩЕГО князя, после чего «прозвашась Русь». Хотя это тоже вопрос спорный – было три брата, и сели они в разных городах, да и дальнейшая история показывает, что, например, кривичский Псков, преемник Изборска, не очень ладил со словенским Новгородом...
А в это время поляне, северяне, вятичи (и радимичи) порознь платили дань хазарам и никаких телодвижений не делали. В Киеве княжили Аскольд с Диром (или ещё не княжили?), воевали с древлянами, у(г)личами, полочанами и печенегами, неудачно ходили на Царьград, даже крестились, но про хазар в летописях ни слова, кроме того, что «не платите им, а платите нам». Хотя есть ключевая фраза: «И владеют хазарами князи русские и до днешнего дни» – как Моисей и египтяне, так что и говорить про них нечего… Кстати, в летописях они называются «козары», а гора Козара – на Балканах (Босния). Связи, возможно, никакой, просто наша ранняя история очень часто отсылает к Балканам...

Дальнейшая история – сплошное дежавю. Аскольд с Диром воюют древлян и ходят на Царьград, Олег воюет древлян и ходит на Царьград, Игорь воюет древлян и ходит на Царьград, Ольга воюет древлян и идёт в Царьград... Даже Ярополк Святославич идёт на древлян и брата своего Олега, поставленного над древлянами отцом. В общем, первые князья побеждали древлян и грабили Царьград. Чем древляне им так не угодили, об этом наши летописи молчат, хотя упоминают, что после смерти Кия с братьями древляне начали полян обижать, так что это могла быть такая столетняя месть.

В общем, когда Рюрик умер (6387=879), его родич(?) ОЛЕГ с якобы сыном Рюрика Игорем ушли (или были изгнаны?) на юг и сели в Киеве (6390=882), связанном с хазарами. Потом Олег «примучил» древлян (6391=883), победил северян (6392=884), не веля давать дань хазарам: «Азъ имъ противенъ, а вамъ не чему», – а радимичей даже побеждать не понадобилось (6394=865), сами дань дали, как хазарам. «И обладал Олег древлянами, полянами, радимичами, а с уличами и тиверцами воевал», и установил дани словенам, кривичам, мери (чудь и весь уже потерялись, а северяне, видимо, просто дань давали, но не подчинялись, хотя их земли разделяли земли полян и радимичей), а Новгороду – давать варягам 300 гривен в год «ради сохранения мира» (в Новгороде варяги остались или это откуп, чтобы не разбойничали?), что и было до «смерти Ярославовой». Потом пошел грабить греков (6415=907), заключил мир с Леоном и Александром, те обязались выплачивать дань: «прежде всего для Киева, затем для Чернигова (северяне), для Переяславля (балканского что ли, потому что на Руси Переяславлей пока не было), для Полоцка (кривичи), для Ростова (меря), для Любеча (северяне) и для других городов: ибо по этим городам сидят князья, подвластные Олегу», – однако в 6419=911 (или 6420=912) опять послал своих людей заключить «мир и ряд» греков с русскими, в котором «клялись цесарю вашему, поставленному от Бога, как божественное создание» (!!!). «И жил Олег, мир имея со всеми странами, княжа в Киеве». После чего вскоре умер (6421=913).

Начал княжить ИГОРЬ. Опять пришлось побеждать древлян (6422=914) (а Симеон Болгарский в это время пришёл на Царьград, мир заключил и ушёл «восвояси»). Печенеги, по дороге на Дунай, заключили мир с Игорем (6423=915) (поскольку греки их призвали с Симеоном воевать, но греческие воеводы рассорились, и печенеги ушли, а Симеон захватил Андреянов град). Через пять лет (6428=920) Игорь с печенегами воевал (а у греков поставлен Роман царь). По Новгородской, в 6428=920 послал войско 10 тысяч на Царьград, и «много зла створиша русь» (про Олегов Договор, видимо, забыл). По Новгородской, Тверской и Софийской, в 6429=921 Олег (!!!) и Игорь собрали войско и кораблей без числа, по Новгородской, под 6430=922: «Иде Олегъ на грЕкы», на берегу поставив корабли на колёса, греки испугались, вынесли дары и вино, которое он пить не стал, поскольку оно было «съ отравою», греки снова «убояшася»: не Олег, а святой Дмитрий пришёл, – Олег дары и дань взял, велел шить «прЕ паволочитЕ Руси, а Словеномъ кропинны», повесил щит на воротах и вернулся к Игорю в Киев (в Ипатьевской – под 6415=907). И прозвали Олега «вЕщии», он пошёл к Новгороду, потом в Ладогу, а потом за море, и «уклюну змеа в ногу», но могила в Ладоге (в Ипатьевской – под 6420=912). Игорь в это время воевал с древлянами и угличами, дань с них отдал Свенделду, но Пересечень брал три года, а угличи с Днепра ушли и сели между Бугом и Днестром (а потом на верхней Волге?). Правда, в какие годы всё это было – неясно, поскольку вся история от Кия до рождения Святослава описана под 6362=854, история под 6430=922 заканчивается фразой «Посем скажемъ въ преключившихся лЕтехъ сих», после чего следуют пустые годы до 6448=940, когда Игорь взял Пересечень и отдал дань на них Свенделду. В 6450=942 отдал ему же дань «деревьскую», и под 6453=945 – убийство Игоря и месть Ольги.

Из других летописей с 6428=920 по 6449=941 наша история выпала, зато есть о том, что в 6437=929 Симеон опять пришёл на Царьград, попленил Фракию и Македонию, створил мир в Романом и ушёл, в 6442=934 угры пришли впервые на Царьград, Фракию пленили и мир с Романом заключили.

Уже по всем, кроме Новгородской, в 6449=941 Игорь сам пошел на греков, поразоряли, пограбили, «А кого захватили – одних распинали, в других же, как цель их ставя, стрелами стреляли, заламывая назад руки, связывали и вбивали железные гвозди в головы» (ну и что изменилось в психологии «варягов» за тысячелетие?) Феофан их огнемётами отогнал, Игорь ушёл, но обещал вернуться. В 6452=944 собрал варягов, русь, словен, кривичей, тиверцев, нанял печенегов и снова пошёл на греков. Корсунцы и болгары послали весть в Царьград Роману, что Игорь с печенегами идёт. Тот, испугавшись, предложил дань больше, чем Олегу давали; естественно, Игорь взял и в Киев вернулся, а печенегам велел Болгарскую землю воевать (наёмники, однако). В 6453=945 греки прислали «восстановить прежний мир», заключили хартию. После чего Игоря и «поганыя Руси» водили к присяге перед Перуном, «а христьяную Русь водиша въ церьковь святаго Ильи, яже есть надъ ручьемъ, конЕць ПасыньцЕ бесЕды и Козаре: се бо бЕ сборная церкви, мнози бо бЕша Варязи христьяни.» (Скорее всего, имелся в виду конец, где хазары живут или жили, но, в любом случае, хазары, жившие при Игоре в Киеве, и варяги, крещенные в греческую веру, это интересно. Хотя христианская церковь в Киеве при Игоре ещё интересней). Дубль следующий: «Игорь же начал княжить в Киеве, мир имея ко всем странам». Но пришла осень, и стал он замышлять пойти к древлянам за бОльшей данью. Там его и убили (6453=945). Остался сын Святослав, кормилец его Асмуд и воевода Свен(т/г)ельд/Свинделд, отец Мстиши и Люта/Лота. Было ему 79–80 лет, если от 6373–6374 считать, ну, или на 10 лет меньше...

В общем, сфера интересов Олега и Игоря – византийские земли, грабя которые, заключали договора о мире и дружбе. То, что из Новгорода на юг пошли, вполне логично – ближе к грекам – центру вожделения... Пётр ведь столицу на Финский залив тоже не с бухты-барахты перенёс: «Отсель грозить мы будем шведу» (А.С.Пушкин, «Медный всадник»).

Настала очередь ОЛЬГИ (вместе со Святославом) идти на древлян (6454=946), «и яко взя городъ и пожьже и, старЕйшины же города ижьже, и прочая люди овЕхъ изби, а другия работЕ преда мужемъ своимъ, а прокъ остави ихъ платити дань». Две части дани шли в Киев, третья – в Вышгород, поскольку это был город Ольги. Потом пошла по деревской земле, «уставляющи уставы и урокы». А в 6455=947 пошла в Новгород по Мсте погосты и дань ставить, а по Луге – погосты, дань и оброки (Мста – это путь на Вышний Волочек – в потом по Волге к арабам; Луга – путь в Финский залив), хотя в Новгородской и Рогожском нет про Лугу, в Ермолинской – вообще этого года. В общем, Олег с Игорем брали просто дань, при Ольге поборы стали разнообразны. Дальше идёт пропуск в 8 лет, но, поскольку «сани ея стоятъ въ Плескове», и по Днепру «перевЕсища», и по Десне, то, видимо, пока Святослав бродяжничал, Ольга занималась учётом своих владений. Непонятно, как складывались отношения с варягами, которым 300 гривен давали, но на эти пропущенные годы приходится разгром и сожжение Центрального селища в Гнёздове (В.С. Нефёдов, 2012). Возможно, Ольга просто устранила «нахлебников» в Новгороде, а заодно и на Днепре под Смоленском.
В 6463=955 пошла в Царьград креститься (Багрянородный ничего не пишет о крещении, но в свите Ольги был священник Григорий – церковь в Киеве при Игоре ведь уже была, а ещё был её племянник, который летописцев не интересует так же, как и племянники Игоря). Хотя, по Ипатьевской,  крестилась при Константине, а по Лаврентьевской, Новгородской, Троицкой, Никоновской, Воскресенской, Типографской, Тверской, Софийской, Ермолинской, Никифоровской – при Цимисхии (969–976), то есть, уже после смерти, ну, или перед самой смертью. Потом Ольга пыталась приобщить к христианству сына Святослава, но тот отказался, мотивируя тем, что «дружина моя сему смЕятись начнуть» (а в дружине его отца (?) Игоря 10 лет назад было много христиан!)
Игорю привели (или он сам выбрал) Ольгу в 6411=903, когда, по Софийской (под 6395), ей было 10 лет, то есть родилась она в 6401=893, родила Святослава в 6450=942 в 49 лет (или в 34 года, но всё равно поздновато) и умерла в 6477=969 в 76 лет. О том, что прожили они вместе 43 года, пишут все, о том, что у них почти 40 лет детей не было, – не пишет никто. По Типографской, «нЕцыи же глаголють, яко Олгова дщи бЕ Олга», – тогда хоть понятно, почему Олег 33 года княжил.

И после крещения Ольги опять идёт пропуск в 8 лет.

Постепенно и СВЯТОСЛАВ «вырос и возмужал» (родился, по многим летописям, в 6450=942, в год, когда умер Симеон Болгарский и начал княжить его сын Пётр. А, по иностранным источникам, умер Симеон в 927=6435 году). Любил он со своей дружиной бродяжничать и воевать, шатров не ставили, возов-котлов с собой не брали, ели тонко нарезанное мясо, на углях зажаренное, любимая игра у него была «Хочю на вы ити» – степняк, да и только... По дороге на Оку и на Волгу Святослав на вятичей набрёл (6472=964) и узнал о существовании хазар. О том, что подвластные ему хазарам дань платил при деде и отце, он не знал, или думал, что это другие хазары... В общем, пошёл он тогда на хазар (6473=965), взял Белую Вежу (Саркел, хотя была ещё старая Белавежа, вероятно, под Бахмачем, у которой Юрий месяц стоял в ожидании половцев – Ипатьевская, 6657=1149), одолел ясов и касогов и в Киев вернулся, может, один, а может, как Новгородская пишет, ясов с касогами привёл. А на следующий год (6474=966) пошёл и вятичей победил и дань на них возложил (наверное, за это ему в Серпухове памятник поставили))). А потом на Дунай на болгар пошел (6475=967) (Никоновская и Мауро Орбини пишут, что по наущению византийского императора Никифора), взял 80 (!) городов по Дунаю и сел княжить в Переяславце, беря дань с греков (чем он хуже Игоря с Олегом?)
А в это время (6476=968) печенеги Киев осадили (Игорь-то, которого они слушались, умер), а в нём Ольга с внуками, пришлось Святославу быстренько прискакать (по прямой, по карте, больше 800 км), быстренько воинов собрать и печенегов, которых было «бесчисленное множество», прогнать в степь, «и наступил мир». Посидел немного в Киеве и заскучал (6477=969): «Не любо ми есть в КиевЕ жити, хочю жити в Переяславци в Дунаи, яко то есть среда земли моей, яко ту вся благая сходяться: от ГрЕкъ паволокы, золото, вино и овощи разноличьнии, и и-Щеховъ и изъ Угоръ – серебро и комони, изъ Руси же – скора, и воскъ, и медъ и челядь(!)». Ольга умерла 11 июля 6477=969 (похоронена по христианскому обычаю), Святослав посадил Ярополка в Киеве, Олега у древлян (радимичи, северяне, вятичи, видать, просто дань давали, но не подчинялись), а новгородцы опять за князем прислали, мало им Рюрика оказалось, ну и пошли – Владимир в Новгород, а Святослав в Переяславец (6478=970). А всего-то два года назад эти три внука Ольги еще маленькими были, да и самому Святославу только 28 лет (или 43 года?) – явно не в отца пошёл...
В общем, ушёл Святослав в Переяславец, а болгары от него затворились и почти победили в битве, но сказал Святослав своим воинам: «Уже нам здЕ пасти, потягнемъ мужьскы, братье и дружино!», – победил болгар и сел в Переяславце. Потом захотел и Царьград взять (как раз при Иоанне Цимисхии), и с греков дани, а те против него 100 тысяч войска выставили и дани не дали. И тогда сказал Святослав знакомые всем слова: «Да не посрамим земли Руские, но ляжемы костью ту, и мертьвы бо сорома не имаеть», – очень патриотичный грабитель был. Всех победил, дары от греков принял, хартию о мире с греками в Доростоле заключил (а как иначе!) и пошёл на Русь за подмогой, чтобы на Царьград идти, по дороге его печенеги и встретили (6480=972). По наущению переяславцев, кстати. «И бысть всЕхъ лЕт княжения Святославля лЕт 28.» Ольгино княжение, стало быть, не считается.

Сфера интересов Святослава – Причерноморье, Балканы, хотя и с вятичей дань брать стал.

И сто лет о Новгороде никто не вспоминал, да и при разделе Святославом уделов сыновьям Новгород сам о себе напомнил вторым «призваньем», больше похожим на ультиматум: «Аще не поидете к нам, то налЕземъ князя себЕ» (6478=970). В списке городов, подвластных Олегу, для которых по Договору 6415=907 года греки обязались давать дань, Новгорода тоже нет, и маловероятно, что он скрыт в числе «других».


В год 6481=973 в Киеве начал княжить ЯРОПОЛК, Олег – в Овруче, Владимир – в Новгороде (хотя Святослав посадил их в 6478=970). Через два года Олег на охоте убил Люта Свенельдича, Свенельд (воевода Игоря и Святослава) подговорил Ярополка отомстить, ещё через два года (6485=977) Ярополк войной пошел на Олега, победил, Олег в толкучке упал в ров и умер, Ярополк наследовал власть над древлянами. Владимир, услышав в Новгороде, что Ярополк убил Олега, бежал за море. Ярополк посадил своих посадников в Новгороде «и бЕ володЕя единъ в Руси». По Никоновской, в 6486=978 победил Ярополк печенегов и возложил на них дань, в 6487=979 вообще Илзея печенежский пришёл на службу, приходили послы от греческого царя с дарами, из Рима от папы.
Но. В 6488=980 вернулся ВЛАДИМИР с варягами (пишут, что в его дружине служил Олаф Трюггвасон, будущий король Норвегии) в Новгород и объявил через посадников Ярополку, что «Володимиръ идеть на тя, пристраивайся противу бится». По дороге решил на полоцкой Рогнеде Рогволодовне жениться, та отказала, он собрал варягов, словен, чудь, кривичей, убил Рогволода и двух его сыновей, взял Рогнеду и пошёл на Ярополка. (Кстати, тут через запятую: «БЕ бо Рогъволодъ перешелъ изъ заморья, имяше волость свою ПолотьскЕ, а Туръ ТуровЕ, отъ негоже и Туровци прозвашася», – и непонятно, то ли они вместе пришли из «заморья», то ли что...) Улестил воеводу Ярополка Блуда, тот выманил Ярополка в Родень, «на усть Рси», где Владимир его осадил, а Блуд уговорил на поклон к Владимиру идти, Ярополка убили. Милостник Ярополка Варяжко, который отговаривал Ярополка ходить к Владимиру, бежал к печенегам (они от Родня недалеко) и долго воевал с ними против Владимира, пока тот его к клятве не привёл. Варяги, которые Владимиру помогали, захотели по две гривны с человека дани взять с города, Владимир их остановил: подождите месяц, пока соберу, – тогда они отпросились в Царьград, Владимир лучших оставил, раздав им «грады и села», а в Царьград послал к царю посла, дескать, придут к тебе варяги, ты их не пускай, а то сотворят тебе, как нам...
Стал Владимир жить с «непраздной» женой-гречанкой Ярополка, родился Святополк – сын двух отцов (сына гречанки назвали именем моравского князя?) Дядю Добрыню посадил в Новгороде, а сам стал княжить в Киеве.

В отличие от своих предков, первым делом пошел на ляхов (6489=981), захватил Перемышль, Червень и другие города (кстати, Малопольское княжество в это время Мешко не подчинялось, после разгрома Великой Моравии вошло в состав Чехии, в Польшу вошло позже, при Болеславе, не без помощи киевских князей); потом победил вятичей (кстати, по летописцам, радимичи и вятичи – от ляхов, только которых?) и стал с них дань брать, как отец (значит, отец умер – и всё, «мы свободны»?); в 6490=982 вятичи войной поднялись, вторично их победил. В 6491=983 пошел на ятвягов (клин между современными Литвой, Беларусью и Польшей) и захватил их землю. Вернулся в Киев из похода на ятвягов, «творяще требу кумиромъ с людьми своими», выбор пал на сына варяга, пришедшего из греков и «держаше втаинЕ вЕру крестияньску» (а при Игоре много было христиан среди варягов, и всего-то 40 лет прошло), естественно, варяг не дал « сына своего бЕсомъ», тогда «подъсЕкоша сЕни подъ нима, и тако побиша я». Потом Владимир на месте их дома церковь святой Богородицы поставил.
В 6492=984 победил радимичей (Олег их уже побеждал в 6373=865), в 6493=985 пошел на болгар волжских, победил, заключил мир, но дани не взял.

В общем, показал Владимир себя миру, и в 6494=986 начали послы от всех вер приходить, на свою сторону склонять: болгары-«Бохъмичи», немцы «от Рима», «Жидове Козарстии», а хитрые греки прислали «философа». Владимир всех выслушал, решил не торопиться, в 6495=987 разослал своих старцев законы рассмотреть, ибо «вера и закон едины», склонился к греческой вере, но через год (6496=988) пошёл с войском на греков в Корсунь. Взял, благодаря предательству Анастаса, Корсунь и затребовал себе в жены Анну, сестру цесарей. И вынужден был креститься, поскольку глаза разболелись и почти ослеп, а после крещения сразу исцелился и женился. После отдал Корсунь грекам как вено за цесарицу и вернулся в Киев. Стал ставить церкви по тем местам, где прежде кумиры стояли, крестить людей и отбирать детей для книжного обучения. В общем, святым стал.
6496=988 – Рогожский – Владимир поставил в Киеве митрополита Михаила, по другим городам епископов и попов. 6497=989 – Никоновская – первый митрополит Михаил крестил 12 сыновей Владимира, киян, а на следующий год с шестью епископами от патриарха Фотия, Добрыней, Анастасом пошёл в Новгород идолов крушить, на следующий год – в Ростов за тем же. 6497=989 – Никифоровская, Супральская, 6499=991 – Типографская, Тверская, Воскресенская, Софийская, Ермолинская – Владимир взял у Царьградского патриарха Фотия первого митрополита Киеву Леона, архиепископов – Новгороду Акима Корсунянина, Ростову Феодора Гречина, другим городам епископов, попов и дьяконов (по Никоновской, он был вторым после смерти Михаила). Ипатьевская, Лаврентьевская, Троицкая, Новгородская – 6496=988 – сыновей Владимира и киян крестили попы царицы (Анны) и корсуньские, которых Владимир с собой привёл. В Новгородской первым митрополитом назван Феопент. В общем, даже в описании собственной истории у монахов-летописцев единства не было, не знали они даже точно, ни где Владимир крестился: в Корсуни, в Киеве, в Василеве или ещё где-то, – ни кто первым митрополитом был…

Сыновей крестил (в Рогожском вместо Позвизда назван Василко) и города им раздал (старшему Вышеславу – Новгород, Изяславу – Полоцк, Святополку – Туров, Ярославу – Ростов, после смерти Вышеслава – Новгород, Борису – Ростов, Глебу – Муром, Святославу – древлян, Всеволоду – Владимир, Мстиславу – Тмуторокань, Судиславу – Псков, Станиславу – Смоленск, о Позвизде ничего не известно). Забавно, в Тверской, при описании, какому сыну какой удел выделил, указан Болеслав, посаженный «в ЛясЕхъ Великыхъ» (Великой Польше). После смерти Изяслава и его сына Всеслава, ещё при жизни Владимира, другие сыновья Рогнеды в Полоцк не переводятся, там остаётся Брячислав Изяславич.

Потом запереживал, что мало городов вокруг Киева, потому что война с печенегами шла. Стал ставить города по Десне, Устрьи (Выстре), Трубежу, Суле, Стугне и населять – словенами, кривичами, чудью и вятичами (!!!) 
В 6498=990 (Тверская, Типографская, Ермолинская) крестил суздальскую землю и поставил город Владимир на Клязьме и церковь деревянную пресвятой Богородицы (Никоновская – 6500=992).
В 6500=992 году (по Никоновской, в 6504=996) заложил Белгород (Киевский) и свёл туда из других городов много людей («и наруби въ н от инЕхъ град, и много людий сведе в онь»), в 6501=993 (по Никоновской, в 6503=995) после победы над печенегами – Переяславль (Южный, Русский). (Короче, население киевских земель словенами, кривичами, вятичами и чудью шло полным ходом.)
По Никоновской, в 6499=991 приходили послы из Рима и крестился в Киеве печенежский князь Кучюг, в 6500=992 – послы от Болеслава Лятского и Андриха Чежского, в 6502=994 вернулись в Киев послы Владимира, которые ходили в Рим к папе, в 6508=1000 – опять приходили послы от папы римского и от от королей чешских и угорских. В 6509=1001 Владимир разослал послов в Рим, Иерусалим, Египет и Вавилон, «соглядати земель ихЪ, и обычаевЪ ихЪ» (почти через 10 лет после крещения!)
В 6501=993, кроме войны с печенегами, успел сходить на хорватов (по Ермолинской и Тверской, победил), а потом, начитавшись Евангелия, начал пиры устраивать для больных и нищих, даже серебряных ложек им наковать велел, и казни отменил. И жил в мире с окрестными князьями:  «с Болеславомъ Лядьскымъ, и сь Стефаномъ Угорьскымъ, и съ Ондроникомъ Чьшьскымъ». По Никоновской, в 6502=994 ходил на болгар, в 6505=997 – ходил на булгар волжских и камских.
6504=996 – после завершения строительства церкви пресвятой Богородицы в Киеве греческими мастерами, украшенной принесёнными из Корсуни иконами, сосудами, крестами и пр., Владимир дал десятину Настасу Корсунянину (по Никоновской – в 6501=993 и митрополиту Леонту), и по решению епископов вернул казнь вместо виры для разбойников, став снова жить по «устроенью отьню и дЕдню».
В 6505=997 (по Никоновской, в 6507=999), пока Владимир ходил в Новгород за войском, печенеги пришли к Белгороду, белгородцы их хитростью взяли — киселём в колодце.

С 6506=998 по 6522=1014 годы ничего, кроме смертей, в том числе жен, сына Изяслава и внука Всеслава Изяславича (по Новгородской – Мстиславича) Владимира.
Хотя, по Никоновской, в 6508=1000 Володарь, «забыв благодеяния господина своего», пришел с половцами, когда Владимир был в Переславце на Дунае(!), но все были разбиты. В 6512=1004 слуги отравили Андриха Добрянкова храброго (по имени – чех), печенежского князя Темира убили родственники.

В 6508=1000 (по Никоновской, в 6510=1102) умерли Мальфред (по Никоновской – «МалъврЕдъ силный») и Рогнеда, «мати Ярославля», в 6519=1011 – «цариця Володимеряя Анна» (Тверская уточняет, что была за Владимиром 13 лет (то есть с 6506=998 или до 6509=1001? Почему-то на 10 лет ошибка. Или не ошибка?)
Под 6488=980 летописи пишут о том, что у Владимира было 5 жён: Рогнеда (Изяслав, Мстислав, Ярослав, Всеволод и 2 дочери), грекиня (Святополк), чехиня (Вышеслав), другая (тоже чехиня – Святослав, Мстислав, по Тверской – Станислав), болгарыня (Борис и Глеб, по Тверской – от Анны, сестры Василия Болгаробойца), не известно, от каких жён Позвизд, Судислав. При этом, как следует из 6496=988, старшим был Вышеслав, Ярослав был посажен в Новгороде после смерти Вышеслава – возможно, он был старше Мстислава. Под 6488=1180 летописи пишут, что Рогнеду поселили «на ЛыбЕди, идЕже нынЕ стоить сельце Предъславино» (по имени дочери Владимира). Под 6636=1128, на смерть Бориса Полоцкого, Лаврентьевская описывает историю Рогнеды-Гориславы: после того, как Рогнеда родила Изяслава, Владимир «поя же пакы ины жены многы», Рогнеда вознегодовала и захотела его зарезать, после чего, по совету бояр, её с маленьким Изяславом отправили в специально «устроенный» город Изяславль, и с тех пор Рогволодовы внуки против Ярославовых внуков «мечь взимають». То есть, Ярослава внуком Рогволода не считают, тем более, их внуков по возрасту уравнивают? Про Рогнеду в той же Тверской, под 6496, рассказано, что Владимир после крещения предложил ей развод и замуж за любого своего вельможу, она же ответила, что он отступил в «сыновление Божие», а она хочет «уневЕститися Христови» и воспринять «аггелскыи образъ» – Ярослав при этом присутствовал и так восхитился матерью, что ходить начал, «а преже бо бЕ не ходиль» – Рогнеда постриглась под именем Анастасия. Хотя, какой развод, если они не венчаны были, чисто «гражданский брак»?.. По какой-то причине, для летописцев Рогнеда – «любимая жена» Владимира, судя по количеству приписываемых ей детей за 8 лет и количеству легенд о ней. Кто такая (или такой?) Мальфред – не указано, но вполне может быть матерью Владимира – Малушей. А может быть неназванной матерью Вышеслава и Ярослава.

Ярослав платил из Новгорода дань 2000 гривен «отъ года до года» Киеву и тысячу гривен «гридемъ»=войску (а варягам 300 гривен до смерти Ярослава?), как все новгородские посадники (!) платили, но в 6522=1014 отказался.
Собирался пойти на Ярослава, «на сына своего», но 15 июля 6523=1015 (все летописи единодушны) разболелся и умер на Берестовом Владимир (Василий), (князь великий), «новы Костянтинъ великаго Рима» (Константин, собственно, сделал христианство официальной религией), «плакашася по немъ» все люди, «бояре акы заступника земли ихъ, убозии акы заступника и кормилица».
Смерть Владимира скрыли, поскольку Святополк был в Киеве (а почему он был в Киеве, а не в Турове, не пишут). «И нощью же межи клЕтъми проимавъше помостъ, в ковьрЕ опрятавши, и ужи свЕсиша и на землю, и възложивъша и на сани, и везоша, и поставиша и вь СвятЕ(й) Богородици, в церкви, юже бЕ самъ создалъ» (какой драматический конец!)

В Никоновской после смерти Владимира идёт вставка «О Угрехъ», в которой говорится о том, что, глядя на народы Руси, два угорских князя в Царьграде тоже приняли святое крещение, и для подвластных своих. Один из них, Стефан (Иштван 1), Святой, Великий много добрых дел сотворил. Но греческие архиереи не успели придти в их земли и принести им божественное писание из-за нашествия варваров на Царьград. Латиняне же, видя «изнеможение» греческое, пришли из Рима и «приложиша к своей прелести» и Угров, и Унов, и Пидов, и Немцев, и Полян, и иных. Даже «Вретанский остров», издавно крещёный, и тот приложили к своей прелести.
А к чему бы такая вставка? Или просто так Владимир с принявшими латинскую веру дружил и послами с Римом обменивался? Хотя, похоже, что связи с Римом наладил ещё Ярополк.

Сколько лет жил Владимир, летописи не пишут. В Киеве он княжил с 6488 – 35 лет, в Новгород с дядей ушёл в 6478. Если Ярослав родился в 6486, а Вышеслав был старше, значит, родился хотя бы в 6485, Владимиру было, предположим, лет 16–18–20, значит, родился в 6469–6467–6465 и умер в 54–56–58 лет – совсем молодым на фоне предков. Но зато княжил дольше всех, подружился и породнился с западными соседями, предварительно сделав прививку от «западных ценностей» византийской верой (от которой эти соседи уже отказались и перешли в «латиняне»), проторил дорогу на Среднюю Волгу и заложил основу для формирования обобщённого русского, строя города и переселяя туда из разных мест, перемешивая полян, кривичей, словен, чудь, вятичей и прочих, так что вскоре стали уже именовать людей по городу, а не по племени...


После смерти Владимира началось десятилетие межусобиц и странных союзничеств: СВЯТОПОЛК привёл поляков и использовал печенегов для войны с Ярославом, МСТИСЛАВ из Тмуторокани привёл на Ярослава хазар и касогов, сам ЯРОСЛАВ призвал варягов.

СВЯТОПОЛК сел в Киеве (6523=1015), но кияне хотели Бориса. Святополк убил Бориса в Вышгороде (когда тот вернулся, не найдя печенегов, на которых его послал Владимир), потом Глеба под Смоленском (выманив, будто отец болен и его зовёт – Глеб ещё не знал о смерти отца), потом Святослава у «горы Угорской», когда тот бежал к уграм (однако, имя Святополк давали потом неоднократно, значит, не считали его братоубийцей, либо братоубийство было обыденным делом), и опять сел в Киеве, раздавая богатства. Ярослав в это время в Новгороде убил тысячу новгородцев, за то, что те перебили его варягов, которые творили насилие новгородцам (по Новгородской – «насилие дЕяти на мужатых женахъ»); узнал от сестры о смерти братьев и пошёл на Святополка, взяв тысячу варягов и прочих 40 тысяч. Святополк собрал «бещисла вои» русских и печенегов, и в 6324=1016 под Любечем они встретились. Ярослав победил, Святополк бежал к ляхам (Болеслав был его тестем).
В это время, по Лаврентьевской, Ярослав был в Новгороде 28 лет, по Ипатьевской, Троицкой, Никоновской, Воскресенской, Тверской, Типографской – ему было 28 лет, по Софийской – 18 лет. Права здесь, пожалуй, только Лаврентьевская: Владимир распределил сыновей по городам в 6496=988 – 28 лет назад. Или в Новгород он «пошёл» новорожденным. Или жил не 76 лет, а значительно меньше...

В 6525=1017 ЯРОСЛАВ вступил в Киев, «и погорЕша церкви». Никоновская пишет, что Ярослав заложил Киев больше прежнего, и златые врата поставил, и церковь святой Софии, и множество церквей заложил. А еще печенегов, пришедших к Киеву, победил. На следующий год вернулся Святополк с Болеславом, победили Ярослава у Волыни и пришли в Киев. Ярослав бежал в Новгород и хотел за море бежать, но посадник Константин Добрынич ему не дал и начал собирать скот, чтобы нанять варягов. Болеслав в Киеве свою дружину по городам на покорм пустил, а Предславу Владимировну, сестру Ярослава, «положи себЕ на ложи». Позже «безумный» Святополк велел перебить всех ляхов по городам (в награду за помощь, наверное…), Болеслав бежал, прихватив богатства, родню и бояр Ярославовых, «и Настаса пристави десятиньнаго кь имЕнию, бЕ бо ся ему вьвЕрилъ лЕстью», людей множество и, заодно, города червенские (тяжело быть приграничным районом...) СВЯТОПОЛК остался княжить в Киеве, но пришёл Ярослав с нанятыми варягами, победил, Святополк бежал к печенегам. В 6527=1019 Святополк вернулся с печенегами, но на Альте был разбит Ярославом и бежал окончательно.
ЯРОСЛАВ распустил свою дружину, старостам дав по 10 гривен, смердам по гривне, новгородцам всем по 10 гривен, дал ей Правду и Устав, и ушёл в Киев (6525/6527=1017/1019); победил своего племянника Брячислава Изяславовича Полоцкого, напавшего на Новгород, дал ему Въсвячь и Видебескъ (Усвяты и Витебск, нет в Ипатьевской, Лаврентьевской, Новгородской), и воевал Брячислав с Ярославом «вся дни живота своего» (Собственно, нападение Полоцка на Новгород будет повторяться, а связана ли война Изяславичей и Ярославичей с тем, что Изяслав был старше Ярослава и имел больше прав на Новгород, или ещё с чем-то, никто не пишет).
В 6528=1020 у Ярослава родился первый сын Владимир (в 42 года?).
МСТИСЛАВ, будучи в Тмуторокани, победил касожского князя Редедю (подло, ножом в рукопашной), захватил его земли, возложил дань на касогов (Святослав ясов с касогами в 6473=965 победил, когда хазарскую Белую Вежу взял), и в  6531/33=1023/25 с хазарами (не совсем их Святослав разбил) и касогами пошёл на Ярослава, пришёл к Киеву, пока Ярослав был в Новгороде, но кияне его не приняли, он сел в Чернигове.
Ярослав в это время расправился с волхвами в Суздале и послал за море за варягами. Пришел Якун с варягами, и пошёл Ярослав с Якуном на Мстислава. Мстислав выставил северу (северян) против варягов, «и бЕ гроза велика и сЕча силна и страшна». Северы победили, Мстислав предложил Ярославу сидеть в Киеве, как старшему брату, а «мнЕ буди сия сторона». Яроспав испугался в Киеве сидеть, опять ушёл в Новгород, а в Киеве своих людей оставил, и сидел в Новгороде до смерти Мстислава, хотя в 6534=1026 заключили они мир у Городца. «И раздЕлиста и по ДнЕпръ Рускую землю: Ярославъ прия сию страну, а Мьстиславъ ону. И начаста жити мирно и вь братолюбьи, и преста усобица и мятежь, и бысть тишина велика в земли».
В 6533=1023 – родился у Ярослава 2-й сын Изяслав.
В 6535=1025 – родился у Ярослава 3-й сын Святослав.
В 6538=1030 Ярослав взял Белз (у ляхов), победил чудь и поставил Юрьев (Тарту). И родился у Ярослава 4-й сын – Всеволод.
В это время Болеслав Великий умер, и ляхи, восстав, перебили епископов, попов и всех своих бояр. На следующий год Ярослав и Мстислав пошли на ляхов, возвратили червенские города, привели многих ляхов, которых поделили между собой, своих Ярослав по Роси посадил, и в 6540=1032 начал по Роси города ставить (Корсунь, Треполь) и населять пленными поляками.
В 6542=1034 – родился у Ярослава Вячеслав (уже без счёта, а Игоря вообще потеряли).
После смерти бездетного Мстислава (6542=1034, в 6541=1033 умер его сын Евстафий) ЯРОСЛАВ разбил печенегов на Ситомли, посадил последнего брата Судислава Псковского в поруб и стал «единовластец» Русской земли. Псков ушёл под Новгород, в Новгороде сын Ярослава Владимир. В 6544/45=1037/38 «Заложи Ярославъ городъ великый Кыев», Золотые ворота, святую Софию и пр. «И при семь нача вЕра крестьянская плодитися в Руси и расширятися, и чернорисцы поча множитися, и манастыреве почаху быти» (то есть, при Владимире этого не было?)
В 6545=1038 неудачно пошёл на ятвягов (Владимир – в 6491=983), в 6548=1040 – на литву с неизвестным результатом, в 6549=1041, 6551=1043 и 6555=1047 – на сепаратистов-мазовшан (северная Польша) «в лодьях», пока окончательно их не разбил, убив князя Мойслава, и не подчинил Казимиру, за которого выдал свою сестру, а Казимир отдал свою сестру за Изяслава, сына Ярослава, и вернул восемьсот пленных, не считая женщин и детей, которых ещё Болеслав захватил, победив Ярослава. (В общем, родственные связи киевских князей с поляками продолжили укрепляться.)
В это время Владимир Ярославич победил емь, но получил жуткий мор на коней (6550=1042); по поручению отца «в лодьяхъ» сходил на Царьград (6551=1043), при царе Мономахе, но неудачно. Кстати, почему-то он шёл по Дунаю, а не по пути «из варяг в греки».
В 6552=1044 кости Ярополка и Олега Святославичей крестили и положили в церкви святой Богородицы во Владимире – Ипатьевская, Лаврентьевская и другие, Никоновская добавляет: «юже бЕ самъ создалъ благовЕрный князь Владимеръ» (В каком Владимире? С одной стороны – Владимир основал Владимир Залесский, с другой – он же посадил сына Всеволода во Владимире Волынском ещё до того, как создал Залесский. Об основании Владимира Волынского никто не пишет); умер Брячислав Изяславич, внук Владимира, в Полоцке сел его сын Всеслав, «немилостивый на кровополитие».

В Новгородской с 6525=1017 по 6552=1044 практически пусто, есть только о том, что Ярослав заложил и завершил Святую Софию в Киеве (6525 и 6545), родился у Ярослава Владимир (6528=1020), Ярослав победил Брячислава (6529=1021). Если читать только Новгородскую, то Мстислава будто и не было.

В 6553=1045 Владимир Ярославич заложил Святую Софию в Новгороде, завершена в 6558=1050.
10 февраля 6558=1050 умерла жена Ярослава (имени не называют).
В 6559=1051 без участия Царьграда Ярослав поставил митрополитом Киеву и всей Руси Илариона, поскольку, как пишет Никоновская, «со Греки брани и нестроения быша» (при Константине Мономахе).
4 октября 6560=1052 умер Владимир Ярославич (в 32 года), положен в Святой Софии, которую сам создал; в 6561=1053 родился Владимир Всеволодович, будущий Мономах, «от цесарицЕ ГрекинЕ» (а Всеволоду 23 года было, однако...).

20 февраля 6562=1054 в Вышгороде, после болезни, «преставися князь Руский Ярославь», жил 76 лет (то есть, родился в 6486=978, когда его деду Святославу было бы 36 лет, по официальной версии, – явно «неладно что-то в датском королевстве». И тогда не мог он быть сыном Рогнеды, поскольку родился раньше, чем Владимир взял Рогнеду в жёны. А если он был третьим сыном Рогнеды, как обычно идёт в летописях, то было ему лет на 5–10 меньше). «Плакася по немь Всеволодъ и людье вси».
Сыновьям завещал «иметь любовь между собой», поскольку, в отличие от детей Владимира, все они были от «одного отца и одной матери». Старшему Изяславу поручил Киев, «да ть вы будеть вь мене мЕсто», Святославу – Чернигов, Всеволоду – Переяславль, Вячеславу – Смоленск, Игорю – Владимир. Изяслав в это время княжил в Турове (Ипатьевская, Тверская, Типографская), или в Новгороде (Лаврентьевская, Воскресенская, Троицкая), или в Киеве (Никоновская), или неизвестно где (Новгородская, Софийская), Святослав – во Владимире Волынском, Всеволод был у отца.

На момент смерти Ярослава в живых остались пять сыновей и 12 внуков. Полоцкая ветвь племянников Ярослава, детей Изяслава Владимировича, обособилась. И в год смерти Ярослава разделилась христианская церковь на Западную и Восточную (при византийском императоре Константине Мономахе).
Ярослав продолжил укрепление византийской веры и связей, в том числе родственных, с западными соседями, расширение западных и северо-западных границ. При Ярославе чудь стала объектом постоянных нападений – т. е. вышла из повиновения или на самом деле в «призывании» не участвовала, при нём начала упоминаться литва. Ярослав с Мстиславом впервые разделили Русь по Днепру.
Дальнейшее летописание особых вопросов не вызывает, может, потому что летописцы уже современниками событий были, а может, потому что при Ярославе историю слегка подправили...


Рецензии