166 Если с ним никто не дружит...

Начиная примерно с 4 лет для ребенка становятся значимыми отношения со сверстниками, и начинается его путь к социуму.

Если до этого периода дети играли «рядом в песочнице», то теперь они начинают «играть вместе». Уже в этом возрасте или немного позднее начинает формироваться система предпочтений в контактах. И появляются «товарищи» и «друзья». С которыми ребенок чаще проводит время по сравнению с другими детьми, и отдает им эмоционально предпочтение.

У родителей и учителей часто возникают беспокойство относительно тех детей, которые ни с кем «не дружат» и «не общаются». В некоторых книгах можно найти рекомендации, как помочь ребенку в такой ситуации. Например, некоторые авторы дают родителям рекомендации, как научить ребенка найти и завести друзей, как общаться, и т.п.

Потребность в общении, в дружеских отношениях не одинаковы у разных людей и формируется очень рано. Некоторые характеристики закладываются в возрасте до полутора лет. Так, согласно исследованиям, дети, посещавшие  ясли в возрасте до полутора лет, имеют тенденцию формировать более поверхностные отношения, но с большим числом людей. Т.е. дети, кто начали посещать садик после исполнения им трех лет, формируют более глубокие отношения, но с меньшим числом друзей.

Причины, по которым ребенок не общается в классе или не имеет друзей, или имеет "трудные" отношения, могут быть различными. Они могут быть связаны как с характером самого ребенка, так и с особенностями ситуации. Например, причиной временного «одиночества» могут быть: переход из школы в школу, из класса в класс, что приводит к потере прежних отношений и необходимости строить новые отношения; в новом классе, где все «друзья» и социальные ниши уже распределены, или в классе имеется негативный лидер, который дразнит, преследует ребенка и запрещает другим детям дружить с ним; если ребенок имеет индивидуальные особенности, привлекающие внимание и «используемые» детьми для насмешек.
     Чтобы помочь ребенку устанавливать и развивать дружеские отношения, правильно строить взаимоотношения со сверстниками, родителям предлагается использовать следующие правила.
     1. Если вы планируете переезд на новое место жительства и в связи с этим придется поменять школу, планируйте переезд и перевод в другую школу на летний период, когда все дети разъезжаются на летние каникулы. Наилучший вариант, если класс, в который попадет ребенок, будет формироваться заново, из детей, которые раньше не учились вместе.
     2. Также, если вы планируете смену места жительства, помогите ребенку устроить "прощание" для завершение отношений как с друзьями, так и со взрослыми, соседями, учителями, классным руководителем и тп. Эмоционально не завершенные отношения будут мешать формироваться новым отношениям.
     3. Важно и вам построить отношения со своим ребенком так, чтобы он чувствовал в них поддержку, независимо от успешности школьного обучения. Тогда ваш ребенок будет менее зависим в отношениях со сверстниками. А это важно, чтобы найти настоящих друзей, а не бросаться в первые предлагаемые отношения.
    4. В случае дефицита отношений с папой мальчик будет иметь склонность выбирать пример для подражания в лидирующем сверстнике, и часто это не лучший пример для подражания. Общение с папой или другим родственником мужского пола предупредит такую возможность.
    5. Не препятствуйте вашему ребенку приглашать других детей в гости, тогда они будут общаться под вашим присмотром и вы сможете помогать им строить отношения, корректировать негативные моменты.
   

Чем могут помочь специалисты

Если проблема возникла в классе, где учится ребенок, психолог или социальный педагог  могут пронаблюдать, оценить ситуацию в классе и подобрать рекомендации для ее решения. В том числе разработать и дать рекомендации классному руководителю по корректировке взаимоотношений в классе между детьми.

Одновременно с оценкой ситуации и принятии мер по ее коррекции, важно понять и индивидуальность ребенка и принять ее во внимание. Некоторые дети имеют только одного друга, и чувствуют себя прекрасно. Другие дети нуждаются в большем количестве друзей и большем количестве контактов. Число друзей, глубина отношений, лидирование, активность или пассивность в отношениях и в установлении контактов отражают индивидуальность ребенка, основы которой фактически уже сформировались на ранних стадиях развития. Ломка такой индивидуальности может привести к негативным последствиям.
Если ребенок испытывает какие-либо страхи, касающиеся контактов, отношений, то ломка, заставление, высмеивание или критика ребенка приведут только к худшим последствиям. Важно понять причину и воздействовать на эту причину.


Психолог в рамках консультативной помощи может помочь как вам, так и ребенку в  понимании им своей индивидуальности.


Рецензии