О психологической культуре на основе духовности
Обряды освящения, поминальницы проявляют множество моментов, которые указывают на необыкновенно тесную связь между церковью и жизнью украинского народа. Прежде всего, об этом свидетельствуют такие послепразнования, как благовест, помикольщина и другие.
Мировоззрение народа проявляется в характерных чертах его фольклора. В нем присутствует как обрядово-практическая, так и эстетическая цели.
Особое значение имеют баллады – сюжетные лирико-эпические песни об чрезвычайных событиях или жизненных конфликтах с трагическим концом.
В них звучат картины злых чар, кары за грех, материнского проклятья и др. явления, стимулирующие этическую мотивацию на примере фантастического финала. Встречаются баллады, в основе которых заложены мотивы из реальной жизни: о гордости и непослушности, о жизни и смерти.
Свидетельством духовности Украинского народа являются религиозные песни. Их тематика заимствована из Святого Письма, истории церкви, жития святых, а также из церковных песен. Все они имеют морализаторскую тенденцию: раздумья о тьме и мрачности этого света, о грешной душе, о смерти, страшном суде, кривде и правде и т. п. Такие песни (т.н. псалмы)
составляли репертуар песенников – лириков и кобзарей. Для них характерно то, что в их содержании религиозно – моральная тема тесно связана с социальной. Немало есть также оригинальных юмористических песен, которые высмеивают людские пороки: гордыню, нечестность, лень. Они часто затрагивают тему любви и брачных взаимоотношений. Смешные ситуации, гиперболические образы, ироничные сравнения, пародийные рисунки событий или действий из семейной и бытовой жизни – такие способы художественного отображения действительности здесь используются.
Морально-поучительные сказки, легенды с церковно-религиозным основанием и морализаторской тенденцией на основе Библии, апокрифы, сказания об чудотворных иконах и монастырях помогают уяснить взгляды
народа на исторические события и историю личностей. Новеллы на основе действительных событий, анекдоты, пословицы и поговорки, отображающие философию украинцев, его опыт, оценку жизненных фактов и явлений – все это живые жанры украинского фольклора. Данные проявления духовности формировались на протяжении столетий под влиянием социальных, культурных, политических, экономических условий и быта народа.
В них своеобразное состязание мудрости, испытание коллективного разума, чистоты душевной и духа людей.
Даже в годы проведения антирелигиозной политики не утратилась преемственность поколений в проявлении духовности. Прежде всего, эта политика менее повлияла на крестьянство, которое стабильно сберегало традиции, связанные с христианством. Антирелигиозное влияние школ и гражданской жизни встречало отпор патриархального окружения. Тайком выполнялись дома религиозные обряды, сберегались семейные традиции и воспитывалась молодежь, которая, несмотря на стесненные обстоятельства , массово принимала обряд церковного крещения.
Известно, что все новое – хорошо забытое старое. Так и психологические законы сродни духовным. На протяжении веков заданная христианством, смыслообразующая цель человеческого существования наполнялась конкретными ценностями, нормами морали и реализовывалась в конкретной практической деятельности.
Антропные (социально-гуманитарные) знания сливаясь с естествознанием, приобретали нравственное измерение. Исходя из того, что нравственность становилась внутренним кодом, определяющим человеческие поступки, философия, как и религиозная традиция, создавала ключ к расшифровке его,
свое учение об этике.
«Нрав» или «норов» человека представлялся веселым или печальным, добрым или жестоким.… При определении этических норм поведения людей в обществе применялась система «отклассифицированных» нравов приемлемых
( должных, добрых) и неприемлемых (недолжных, злых). Под такой системой, совокупностью принципов понимают мораль. Поступки человека – есть результат взаимодействия его нрава (его природы, свободы) и моральных норм (долга, обязанностей). Множество их комбинаций составляет реальность нравственных отношений.Главные моральные принципы фундаментальны и универсальны. Они являются центральными и определяющими для профессиональной деятельности гуманитариев. Разнообразие культур определяется лишь этническими деталями, частично отличающими их друг от друга и от конечных этических ценностей.
Суть религиозно-деонтологической этики состоит в принципе бытия, связанном непосредственно со служением ближнему. Нет смысла перечислять общеизвестные истины о том, как надлежит вести себя верующему, необходимо объяснять и обосновывать, почему эти ценности получают статус основных, какова природа их обязательности?
ВО-ПЕРВЫХ, необходимо понять, что психологическая культура это попытка познать человека сквозь призму его культуротворчества и проявления заложенного в человеческой природе и оформляющегося в бытие смысла.
ВО-ВТОРЫХ, проявленное человеком культуротворчество это способ существования «человеческого мира», идеалов, составляющих собственно культуру (Леонтьева В.Н., 1998)[4].
По мнению В.Леви, нет людей совершенных и иногда Кто-то или что-то должно владеть нами. Это могут быть: законы, морально-этические принципы, религиозные установки, инструкции запрещения…. Однако, единственно, кто может ограничить свою сущностную свободу, это сам человек.
В христианской традиции любой грех - это потеря свободы, проявление социального и нравственного зла. На первое место ставится любовь к Богу,
затем любовь к ближнему. Но только тот, кто умеет любить себя, способен любить других. «Любовь измеряется мерой прощения, стоит ли совершенствовать то, что не любишь?» - спрашивает нас психолог.[3]
Духовное благополучие невозможно без искреннего покаяния в «грехе».
Путь самооправдания, обвинения других не принесет истинного очищения
души или совести. Исполняя заповеди, субъект становится Человеком, ориентируясь на любовь к ближнему, на самопожертвование и свободу выбора
между добром и злом. Грех становится для него нравственно неприемлемым, он видит его последствия для личности и для общества. Преодоление греха
становится условием его духовного очищения и составляющей частью духовного возрождения общества.
В-ТРЕТЬИХ, психологической культура не может быть без конкретных социокультурных и исторических условий. Если история позволяет применять правила религиозной этики с целью формирования психологической культуры,
общество их применяет.
Психологическая культура консервативно и неотступно следует правилам взаимоотношений в процессе деятельного творчества: правдивости, конфиденциальности, ответственности, компетентности, коллегиальности.
Она пользуется диалогической формой взаимоотношений, обучая сопереживанию, культуре чувства, эмпатии, а не стремлению уйти в себя, свои проблемы. Истинная культура проявляется в диалоге, именно при этом общении, основанном на доверии, возникают уникальные человеческие качества. Рост внутренней сущности осуществляется в процессе выработки отношений человека к другим людям. Важным средством выступает факт диалога - встречи с необходимым нравственным, знающим и добросердечным профессионалом.
Искреннее желание общения, непосредственность и открытость, уважение к собеседнику без тени самолюбования и лицемерия, которые дают уникальную возможность самореализации человека, являются его непреходящей ценностью бытия психических процессов.
Диалог протекает на нескольких уровнях: телесном, душевном и доходит до духовного (В.Л.Кулиниченко,2000)[2].Именно в диалоге человек находит место для своей уникальности и ответственного поступка, в нем он ищет альтернативу будущего и выбор в пользу жизни, в пользу света, в пользу добра.Для человека в православии на пути от «я – реального» до
«я – идеального» предусмотрена возможность трансценсуса: преодоления своей ветхой природы, объединения двух горизонтов бытия путем аскетического существования. Значение такого пути состоит в изменении разума, приобретении новой стратегии бытия. В таком изменении своя интроспекция-самонаблюдение, своя борьба со «страстями», « невидимая брань» за чистоту души и познание себя. В результате через усилия воли подвижника и действие благодати приходит состояние беспристрастности.
Тренировка воли аскета, его опыт и духовное мастерство состоит в совершенствовании постепенно развивающегося умения препятствовать «образованию страстных состояний», собственно и называемого «невидимой бранью». На подвиг подвижничества способен не каждый человек, это
путь избранных, а то, что избрано одним, становится общечеловеческим приобретением ( О.Любченко,1998 )[ 5 ]. Традиционные формы подвижничества, его психотехники, формы самонаблюдения и исследования психики человека, методы самоусовершенствования изучать чрезвычайно важно, так как они проверены временем, оказываются эффективными для практического применения людьми, заинтересованными в гармонизации своего бытия , в аналогичном преобразовании общества.
Интроспективная религиозно - христианская психология является неисчерпаемым источником, использовавшимся ранее и используемым в настоящее время методом самовоспитания сознания. Человек способен наблюдать, постигая разумом, свою деятельность при помощи внутреннего чувства – рефлексии (психолог.). Субъекту понятны свои желания; любое его чувство – не беспричинный психологический акт. Процесс самопознания осуществляется на фоне индивидуальных свойств психики и системы ценностей, выработанных человеком, генетически предопределенных и фенотипически развитых (или неразвитых), объективных и субъективных.
Человек, склонный к фантазиям представляет свой внутренний мир фантастически, пессимист - сквозь призму пессимизма. Фальсификатор даже в собственных глазах приукрашивает факты, события жизни, свое значение и черты характера. По мнению православных психологов, причины этого заложены в желании человека оправдать себя в собственных глазах и в глазах окружающих. Этим они неосознанно утверждают видение своей греховности,прячут ее в своем внутреннем мире.
Самооценка собственных усилий, возможностей, качеств и своей позиции в обществе может быть оформлена внешне и заложена глубоко внутри, недоступна для глаз окружающих. Адекватность самооценки сомнительна, очень приблизительна, что, также не осознается в полной мере личностью.
По мнению Д.Карнеги мы все жаждем высокой оценки и признания и сделаем все, чтобы добиться их. Но никто не хочет фальши, стремясь оправдать хорошую
репутацию. Создавая человеку доброе имя, мы помогаем ему жить в соответствии с ним.Нацеливая его на самопознание, мы открываем человеку путь к своему
совершенствованию. Однако, нельзя не учитывать, что рост самосознания приводит к «самости» (христианск.), к гордыне и «воцарению» личности в общественных условиях ее жизнедеятельности. Закрывая глаза на собственные дефекты, такой субъект начинает отыскивать их в других, что порождает зло и изолирует его от общества[6].
Можно найти множество красивых фраз в поэзии и литературе, чтобы высказаться о полезности духовного и психологического творчества для человека. У каждого этот путь свой, единственный и неповторимый.
Осилит дорогу идущий!
ЛИТЕРАТУРА:
1.Каминский О.В. Мат. метод. сем. АПН України. Психологопедагогічна наука і суспільна ідеалогія , м. Київ,1988, с.495-497.
2. Кулиниченко В.Л. Сб. науч. Трудов: Наука здоровья. Этюды валеологии. Севастополь, «Лаукар», 2000, стр. 139-165.
3. Леви В. Искусство быть собой. Индивидуальная психотехника. М., Изд. «Знание»,1991, 256 с.
4 Леонтьева В.Н. Культуротворчество и философско-идеологические основы образования. См №1, стр.220-224.
5.Любченко О “Я – копцепция” в православной аскетике: специфика, генезис, формы рефлексирования. См №1, стр. 386 –393.
6.Силуянова И. Этика врачевания. М.2001.
7.Энциклопедия Українознавства, загальна частина. Перевод в Україне. Репринт. вид. 1949 року. Київ, 1994, стр. 268 – 272.
Свидетельство о публикации №117031409924