Вадим Федорович Криц

ВАДИМ ФЕДОРОВИЧ КРИЦ.
        Он был легендой  Урджарской ШКМ,  через его руки прошли все  мои братья и сестра. Репрессивная  волна 40-х годов забросила его, ленинградца, в далекий восточный Казахстан.  А все потому, что немцем он был. Ума предостаточного и знаний богатых Вадим Федорович Криц определен был учителем физики и математики в  школу колхозной молодежи  с. Урджар.
    Высокий, стройный, красивый , перешедший пятидесятилетний рубеж своей жизни, Вадим Федорович  обладал  волевым характером, строгими моральными устоями. Ходил он всегда с палочкой, ибо хром был на правую ногу. За строгий нрав и требовательность его боялись все ученики, но, что интересно, пользовался он у них непререкаемым авторитетом.
     С нерадивыми учениками он поступал весьма оригинально. Вот, например, мой брат Василий,  не всегда проявлявший  усердие на его уроках, приводился в старший класс, где учился  другой брат Петр, ставился у доски,  туда же вызывался и  Петр.  Вадим Федорович  сообщал притихшему классу      проступок несчастного  и требовал от  него покаяния. 
     Бедный Василий  от стыда и позора, прежде всего перед братом, начинал, заикаясь и через слезы, лепетать что-то нечленораздельное… Учитель понимал его состояние, но для воспитания покаянных чувств продолжал держать братьев у доски целый урок.
     Был ли это педагогически оправданный  метод, - трудно сказать, но Василий запомнил его на всю жизнь. Кстати, с  Вадимом Федоровичем у  него установились вполне дружелюбные отношения.  Узнав, что брат очень аккуратно чинил карандаши, учитель  отдавал ему кипу массивных красных и синих карандашей, присылаемых  из Ленинграда. Довольны были оба…
     Мне Вадим Федорович  не был  близко знаком, поскольку я учился в другой школе. Однако видел я его неоднократно   и еще более о нем был наслышан.
     Последняя  встреча с Вадимом  Федоровичем произошла  на базаре. Здесь перед отъездом из Урджара мы с братом  пытались продать с телеги какое-то барахло в виде    колес,  различных никому не нужных  железяк  и другой рухляди . Базарный  люд не проявлял к нашему «товару»  никакого интереса,  мы же, не обремененные знаниями рыночных отношений      и не понимавшие,  как привлечь к себе покупателя, решили уже убираться с базара.  В этот момент  к нашей телеге и подошел Вадим Федорович.   Видимо   в одном из нас он  признал своего ученика.
     Своим костылем он молча поковырялся в «товаре», а затем так резко обратился ко мне:
      -А ты почему не здороваешься со старшим?
   Затем, повернулся к Василию:
      - Это брат твой?  Какая некультурность!
Вадим Федорович грозно постучал костылем  по колесу телеги:
      - Запомните вы оба,  со старшими будьте всегда вежливыми и почтительными.
    Затем уже обращаясь ко мне:
      -Что нужно сказать?
     Грозный вид учителя  привел меня в смятение и,  заикаясь, я   пролепетал:
      - Здравствуйте…
       Расспросив   Василия о нашем торговом предпринимательстве и посоветовав поскорее убираться с базара, Вадим Федорович своей хромой походкой  отправился осматривать  торговые  ряды.
      … В начале 50-х годов  моя сестра Мария училась в Семипалатинском педагогическом институте, где бывший ее школьный учитель преподавал  на физмате математику. В дальнейшем судьба В.Ф.Крица  оказалась покрытой неизвестностью…


Рецензии
Интересный рассказ! Высокий профессионализм автора! Спасибо, Яков Кузьмич!
С уважением

Макаров Сергей Иванович   10.06.2017 17:37     Заявить о нарушении
С.И. За сочувственное внимание к рассказу я Вам очень благодарен. Сейчас у меня творческий застой - не пишется что-то. Вам же желаю успехов и особенно здоровья. Будьте в тонусе. Я.К.

Яков Духин   11.06.2017 13:51   Заявить о нарушении
Благодарен за добрые пожелания! С уважением Сергей.

Макаров Сергей Иванович   11.06.2017 14:13   Заявить о нарушении