Основа лидерства

Я прочитал много литературы по лидерству и посетил чуть меньшее число разнообразных тренингов и семинаров, и повсюду акцентируют внимание на качествах, которыми должен обладать каждый компетентный лидер. Пунктуальность, трудолюбие, инициативность, ответственность…


Это, несомненно, все верно, однако почти нигде не упоминается самая главная, на мой взгляд, отличительная черта человека, претендующего на плодотворное управление другими людьми.


Лидер в первую очередь должен владеть собой. И это более широкое понятие, нежели такие частные случаи, как организованность и дисциплина.


Человек, по сути дела, сам представляет собой коллектив, члены которого: чувства, эмоции, черты характера, привычки, знания, умения, навыки, принципы и др. И вся эта масса должна работать слаженно, именно так, как того требует та или иная ситуация. Если силы воли достаточно, чтобы победить в себе лень, правильно распределить время, приструнить в себе ранимого ребенка и обратиться к своей взрослой составляющей; чтобы не позволять чувствам вмешиваться в мир рационального, ввести физическое тело в состояние обороны или же, наоборот, расслабить его, уделяя внимание работе мозга – то и управление группой других людей не должно вызвать особых проблем.


А большая их часть и возникает из-за внутреннего конфликта: вы, наверняка, замечали, как многие так называемые менеджеры носятся туда-сюда, не могут по-человечески ответить на вопрос, нервничают и при всем при этом работают с продуктивностью, стремящейся туда же, куда и предел бесконечно убывающей геометрической прогрессии. Если потом, «после боя», спросить их, в чем дело – сто к одному, что они переложат всю вину на форс-мажорные обстоятельства.


Неожиданности, действительно, происходят и порой значительно осложняют работу, однако управление временем и спокойствие существенно снижают их влияние. Все в руках самих лидеров.


А если они не могут организовать сами себя, что уж тут говорить о других людях, каждый из которых представляет собой подобную систему?


Рецензии