Неужели?
И в беззвучье безмыслий правда... .
Образ вызрел, как нувориш...
Для чего-то так надо.
Остро чувствую колготню
Непонятных душе волнений.
Никого ни в чём не виню...
Просто верю мгновенью.
Недосказанность молоком
Капнет на полотно прозренья...
Следом взбалмошно, босиком,
Мыслей столпотворенье.
А за мыслью слова гуськом...
Доказательством фраза льётся.
Не хочу быть черновиком...
Неужели, придётся?
11.03.2017
анализ стихотворения
Тема: творческий процесс, рождение художественного образа, переход от замысла к воплощению.
Основная мысль: автор размышляет о тонкой грани между внутренним переживанием и его словесным выражением; о страхе остаться «черновиком» — не воплотить замысел в законченное произведение.
Композиция:
4 строфы по 4 строки;
линейное развитие мысли: от зарождения образа («черновая намётка») через внутренние сомнения к тревожному вопросу о завершении («Не хочу быть черновиком… / Неужели, придётся?»);
кольцевая организация: мотив черновика заявлен в первой строке и повторён в финале.
Тип речи: лирическое размышление (внутренний монолог) с элементами описания душевного состояния.
Стиль: художественный (поэтический), с яркой образностью и субъективной интонацией.
Средства связи:
лексические повторы («черновик», «мысль», «слово»);
синтаксический параллелизм («Образ вызрел…», «Остро чувствую…»);
анафора («Недосказанность…», «Следом…»);
местоименные замены («оно» — подразумеваемый образ/текст).
Средства выразительности:
метафоры: «образ вызрел, как нувориш», «недосказанность молоком капнет на полотно прозренья», «мыслей столпотворенье», «слова гуськом»;
сравнения: «как нувориш»;
олицетворения: «тишь», «беззвучье безмыслий»;
эпитеты: «взбалмошно», «непонятных душе волнений»;
инверсия: «Черновою намёткой тишь…», «Недосказанность молоком / Капнет…»;
риторический вопрос: «Неужели, придётся?»;
аллитерации и ассонансы (звуковая игра на «л», «м», «н» создаёт ощущение текучести, недосказанности).
Общая тональность: тревожно;созерцательная, с оттенком неуверенности и внутренней борьбы. Автор передаёт хрупкость творческого момента, где замысел ещё не обрёл окончательную форму, а страх не довести дело до конца сталкивается с верой в «мгновенье».
Свидетельство о публикации №117031100917