Мой апрель ясноглазый... Любовная лирика

МОЙ АПРЕЛЬ ЯСНОГЛАЗЫЙ…
                О.К.

Мой апрель ясноглазый,
Наше небо в алмазах
Далеко-далеко позади…
В давней юности, в прошлом,
Словно в мире киношном,
Сердце пело стихи Саади.

Чувства страстью так рделись,
Только мы – разлетелись,
Не изведав единой судьбы.
Что-то недосказали
Мы тогда на вокзале…
Мы у «если б» навечно – рабы.

Ах, апрель ясноглазый,
«Мы» – разбитою вазой,
Что осколки теперь «ты» и «я».
День луной не согреешь,
Жить былым – только тлеешь…
Отпускаю из сердца тебя.

Натали САМОНИЙ


ПРИГЛАШАЮ ЧИТАТЕЛЕЙ НА
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ:

СИНЕГЛАЗЫЙ АПРЕЛЬ
(тематический цикл),
http://stihi.ru/2013/03/18/1330


ИЗОБРАЖЕНИЕ:
http://www.hafizonlove.com/pic/pic13.htm

СААДИ
Саади. Из "Бустана". О любви, любовном опьянении и безумстве:

Прекрасны дни влюблённых, их стремленья
К возлюбленной, блаженны их мученья.

Прекрасно всё в любви — несёт ли нам
Страдания она или бальзам.

Влюблённый власть и царство ненавидит,
Он в бедности свою опору видит.

Он пьёт страданий чистое вино;
Молчит, хоть горьким кажется оно.

Его дарят похмельем сладким слёзы.
Шипы — не стражи ли царицы розы?

Страданья ради истиной любви
Блаженством, о влюблённый, назови!

Вьюк лёгок опьянённому верблюду,
Стремись, иди к единственному чуду!

Не сбросит раб с себя любви аркан,
Когда огнём любви он обуян.

Живут в тиши печального забвенья
Влюблённые — цари уединенья.

Они одни сумеют повести
Блуждающих по верному пути.

Проходят люди, их не узнавая,
Они — как в мире тьмы вода живая,

Они подобны рухнувшим стенам
Снаружи. А внутри — прекрасный храм.

Они, как мотыльки, сжигают крылья,
И шелкопряда чужды им усилья.

У них всегда в объятьях красота,
Повысохли от жажды их уста.

Не говорю: источник вод закрыт им,
Но жажду даже Нил не утолит им.

Перевод В.Державина,
http://persian-poetry.livejournal.com/12092.html

***
Бустан — сборник стихов средневекового персидского поэта Саади.
Коль будешь мягок — обнаглеет враг.
Ты помни, что заложники нужны / На темных и кривых стезях войны.
На смертных вечный промысел взирает, / Он, дверь закрыв, другую отпирает.
Ласка лучше, чем веревка!
Ты здесь лисой безногой не валяйся / Сам ешь и пищу дать другим старайся!
Твори добро — вот к правде путь прямой! / Молитва — это барабан пустой.
Насилие насильникам являй!
Одним — награда, плеть — другим нужна!
Увидевши змею — бежать не время / За палкой. Камнем размозжи ей темя.
Не лучше ль мотыльку в огне сгореть, / Чем в пустоте и мраке умереть!
Иди путем любви! Душой беспечен / Пусть ты погибнешь — дух твой будет вечен.
Кутила и озлобленный аскет — / Бог видит — разницы меж ними нет.
С собакой, человек, не будь собакой.
Как часто врач премудрый умирает, / Невежда и несчастный выживает.
Когда жена добра, мягкоречива, / Она прекрасна, пусть и некрасива.
Жену-гуляку ты побей хотя бы, / Не можешь — дома сам сиди, как бабы.
Ведь у павлинов видят люди злые / Не красоту, а ноги их кривые.
Любовь младенца кровожадна.

***
Краткая биография - СААДИ (ок. 1205-1292)
Высказывания и афоризмы Саади

Саади - ирано-персидский поэт, философ-моралист, представитель практического направления суфизма. Его полное имя - Абу Мухаммад Муслих ад-Дин ибн Абд Аллах Саади Ширази. Он был уроженцем города Шираз, где примерно в 1205 г. появился на свет в семействе муллы. Биография Саади традиционно делится на три периода: с 1205 по 1226 - это т.н. школьный период, с 1226 по 1256 - время скитаний, с 1256 по 1291 - т.н. шейхский период.

Поэт взял себе псевдоним Саади в честь Фарса Саада ибн Занги - атабека, принимавшего участие в его воспитании (отец Саади служил ему). Благодаря его покровительству Муслих стал учеником медресе в Багдаде. Его наставниками были суфийские шейхи, от которых будущий философ старался перенять идеалы аскетизма. Однако поэзия той поры пронизана любовью к самым разным сторонам жизни.

В 1226 г. Саад ибн Занга был низвержен с престола после нашествия на Иран монголов, и на протяжении 30 лет поэту доводилось оказываться в самых разных странах и краях. Этот период его жизни был полон всевозможных превратностей судьбы. Например, известно, что ему пришлось принять зороастризм в Индии, чтобы спасти свою жизнь. Саади 14 раз был в Мекке. Прекрасно зная классический арабский язык, он проповедовал в Баальбеке и Дамаске, но стремление к уединению заставило его поселиться под Иерусалимом в пустыне. Он оказался в плену у крестоносцев, после чего его выкупил некий состоятельный человек, насильно женивший философа на некрасивой дочери. Семейная жизнь с ней заставила Саади спасаться бегством в Северную Африку. В Шираз он попал только в 1256 г., где остаток жизни провел под покровительством сына скончавшегося Саада.

Богатый жизненный опыт лег в основу многочисленных прозаических и поэтических сочинений. В 1257 г. правитель Шираза получил от него в дар поэму «Бустан» - стихотворное изложение постулатов суфийской этики и философии. В суфийской литературе это произведение стало одним из величайших. Покровителю была посвящена и появившаяся в 1258 г. поэма «Гулистан» с похожим содержанием, но написанная более простым языком. Это произведение до сих пор пользуется огромной популярностью и считается классикой персидско-таджикской литературы, равно как и его «Книга Сахиба». Также Саади является автором наставлений религиозно-философского характера, любовных газелей и др. Скончался он в 1292 г.
Источник:
http://www.wisdoms.ru/avt/b209.html


Рецензии
Спасибо, Натуля! Спасибо!! Интересно, познавательно и красиво!

Нина Уральская   04.04.2022 08:33     Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.