Перо, бумага, книги и чернила

ПЕРО, БУМАГА, КНИГИ И ЧЕРНИЛА.
          Когда по долгу службы приходится читать студенческие письменные сочинения,-  поражаешься невероятно корявому  почерку, иногда   превосходящему  изяществом врачебные записи в медицинских карточках. А все потому, что не учит современная школа эстетике письма в полной уверенности победы компьютерной клавиатуры над архаичной чернильной ручкой со скрипучим пером «рондо». И ведь не хочется слыть ретроградом, а традиционная привычка к четкому письму все же сопротивляется  сомнительным новациям.
     … Перо и чернила, и непременно фиолетовые, -  вожделенная мечта школяров военной и послевоенной поры!  Страшнейший дефицит! Терзали перо до полнейшего истощения его возможностей. А ручка, где    взять ручку? Особым шиком считалось иметь железную трубку с двумя вкладышами с обоих концов ,- для пера и карандаша. Но это уже слишком! Шли по простому варианту: отрезали гладкий и ровный кусок кленовой ветки, непременно кленовой, и нитками  прикрепляли к нему перо. Ничего, сносно, можно было писать. 
        Нашей радости не было предела, когда однажды в дом заглянул бродячий    торговец, предлагавший мелочной товарец. И вот оно чудо,- среди прочей мишуры обнаружилась коробочка с перьями и несколько таблеток сухих фиолетовых чернил. Наш натиск на маму был отчаянный, и она решилась на покупку нескольких перьев и пару таблеток. Этот ресурс, при бережном его использовании, стал нашим спасением  на долгие времена.
       А бумага… Зайдите сейчас в любой офис, да что там офис! У себя дома мы безжалостно обходимся с  целыми пачками прекрасной мелованной бумаги с полимерным покрытием. Мы изводим ее на черновики, при малейших неисправностях в тексте отправляем в мусорную корзину. Откуда у нас такое расточительство?
       А когда-то… Помнится, поступая в первый класс, я принес привезенную из Семипалатинска тетрадь, половина которой была в косую линейку, другая – в клеточку. Такая была только у учительницы! Писали на чем придется, чаще в тетрадках, сброшюрованных из газет и оберточной бумаги.  В четвертом классе я на склеенных полосах газеты написал свекольным соком лозунг: «Чистота – залог здоровья!»  Какой тайный замысел сокрыт был в этом лозунге..?- убейте меня, не знаю. Его вывесили над доской, и он долго терзал глаза ученикам своим неказистым видом.
      Мне не забыть потрясающего момента, когда за какие-то заслуги (  разве вспомнишь их сейчас?)  учительница вызвала к доске и вручила  альбом для рисования из десятка листов  ватманской бумаги  и  коробочку цветных карандашей. С какой завистью взирал класс на это действо! Да не было тогда ни у кого такого богатства, как тут не позавидуешь!
      Первым альбомным рисунком был портрет поэта Н.Некрасова. И вовсе даже не случайно: изучали мы тогда его поэму «Крестьянские дети». Пронзительная вещь…Полюбился поэт и «попросился» в мой альбом. Думаю, не в обиде был за неказистость рисунка – как мог…
        Вот написал эти строки и  припомнил, - к рисованию –то ведь был весьма охочь  и даже оформлял классную газету. Вот они, заслуги-то, отмеченные подарком учительницы! Здесь будет уместным сообщить, что рисовально-оформительские затеи я продолжал и все последующие годы ученительства  и  студенчества, пригодились   навыки  во время работы в школе, а затем и в институте: многие стенды украшают студенческие аудитории  на историческом факультете костанайского пединститута и по сей день.
       Люблю я посещать библиотеки…Да и дома держу вполне приличное собрание  книг. Помню, уже с младших классов приобщился к активному чтению; помню,  в двух библиотеках записан был. Родители поощряли общение с книгой. Отец прилагал все усилия, чтобы привить нам любовь к религиозной литературе. Долгими зимними вечерами собирал он нас на лежанке и читал Библию, стараясь своими комментариями, довольно, кстати,  толковыми, укрепить осознанное восприятие не всегда понимаемых сюжетов. Работая начальником почтового отделения, он приносил домой кипы журналов и газет. Мы с увлечением их просматривали и читали  и особенно полюбившиеся «Пионерскую правду», журнал «Огонек», газету «Известия». Последняя, кстати, стала домашней любимицй на долгие и долгие годы.
    Вернемся, однако в школьные будни 40-х годов. Удивлению подобно,как мы могли в те  нелегкие времена более или менее сносно учиться. Часто недоедавшие, плохо одетые, - это ли не причина, согласитесь, белых пятен  нашего образования. Било негативом по учебе и еще одно обстоятельство , да еще какое! Приходилось ли  кому-нибудь учиться  при отсутствии учебников? Ну, не совсем без них, но при явном дефиците… Приходилось. Мы  учились. Отчетливо помню, как   бегал в конец села к товарищу, чтобы переписать упражнение  по русскому,  примеры и условия задач по арифметике и выучить параграф по истории и литературе. На класс  приходилось в лучшем варианте два-три учебника! Был случай, когда накануне перед сочинением в восьмом классе я ходил за учебником литературы на дом к учительнице… О каком высоком качестве знаний приходится говорить?..  Но.. но почему-то, усвоенное тогда- крепко в памяти сегодня. Проверено на студентах. Спрашиваешь их что-либо запомнившееся из программы школьных лет , и довольно часто натыкаешься  на  абсолют незнания. Причины ищите сами,  а   они, конечно, у каждого свои.  Но что совершенно неоспоримо,- мы имеем дело с  упущениями, если и не злого умысла, то системного – это точно.
      А книгу в детстве я действительно любил. В классах пятом-седьмом мы с братом увлечены были собиранием  книжек  о выдающихся путешественниках и их открытиях.  Мы бредили о неведомых экзотических островах и туземцах, о капитанах кораблей  Куке, Ла-Перузе, Д;Антркастро, Дюмон Дервиле, Крузенштерне, о отчаянных пиратах  и их сокровищах …
        - Привет, друзья! Помнят ли о вас сейчас романтики-мальчишки?  Не уходите в прошлое, входите в их ума и души примерами подвижничества, бескорыстия  в помыслах и праведных деяний… Я не о пиратах…Хотя и им в чем-то следует отдать должное…
        Детские мечты и увлечения после окончания школы  привели меня для поступления в Алма-атинский пединститут им.Абая на естественно-географический факультет. Не осуществилось… Не прошел медицинскую комиссию… Жалею ли?.. Да как сказать?  Ведь не было бы той судьбы, которую подарила мне жизнь…И  не хотелось бы…


Рецензии
Яков Кузьмич ,рассказ зацепил за сердце. Ещё бы ! Я в то время жил в таёжном
маленьком хуторке и все лишения о которых вы рассказываете надо умножить на
10. Спасибо.Больше читать пока не могу, устаёт зрение.Сергей

Макаров Сергей Иванович   11.03.2017 18:35     Заявить о нарушении
С.И. Мне кажется, что не достаточно литературной обработки. А за отклик мое спасибо. Я.К.

Яков Духин   12.03.2017 16:24   Заявить о нарушении
Заходите и Вы почитайте мои вирши! Буду рад Вас видеть на странице!
С уважением, Сергей

Макаров Сергей Иванович   12.03.2017 16:31   Заявить о нарушении
С.И. Мне Марина дала весь Ваш список. Читаю. Нравится. Искренне нравится

Яков Духин   12.03.2017 16:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.