Дед Целик

ДЕД  ВАСИЛИЙ  ЦЕЛИК
          Ему уже было далеко за восемьдесят, но он смотрелся еще крепким и жилистым, хотя и слабоватым слухом и зрением. Дед – участник русско-японской войны, -  матросом на  угольном танкере сопровождал эскадру адмирала Рожественского от Кронштадта до Цусимского пролива, но из-за поломки корабля застрял в каком-то из африканских портов и тем от цусимской беды  спасся.    
        Потом по  Целику прошлись годы первой мировой и гражданской войн, сталинских репрессий, деда носило по перипетиям  сложной жизни и в конце-концов прибило к нашему Урджару. Мои родители хорошо знали Василия Федосеевича  и с большим сочувствием относились к его нелегкой судьбе.
     В первые послевоенные годы дед Василий бедствовал и чтобы окончательно не погрязнуть в нищете, обычно нанимался сторожем караулить огороды. Было у него две дочери и сын. Случилось так, что к родителю своему дети давно потеряли  интерес, не общались с ним и ничем ему не помогали.
     Однажды мы с мамой отправились на огороды посетить  Целика. На подходе к балагану мама окликнула деда:
     -  Василий Федосеевич, можно к вам?..
Молчание… Потом из балагана выглянула лохматая голова:
     - Та як тоби сказать , Прасковья, чи можно, чи нельзя…Воно можно бы, да стыдно мени, бо я биз  штанцив… Та ладно вже, заходы  як то прийшла…
     В балагане был прохладный сумрак и почти полное отсутствие какой-либо бытовой обстановки. Дед стыдливо прикрывал свое естество какой-то грязной тряпицей. Ему действительно было очень неловко перед мамой.
    … И поведал он свою историю.
       Днями в балаган к нему неожиданно явились дочери. Пришли вдвоем, осмотрелись, пригляделись и нашли одежду отцовскую, особенно штаны, вполне приличной, хотя  неопрятной и грязной. Одна из дочерей, старшая, и говорит:
       - Папаша, что-то одежда твоя совсем грязная. Снимай штаны, мы их постираем и завтра принесем.
       Обрадовался старик, Бог дочерей вразумил…И отдал штаны, прикрыв срам тряпкою.
        Проходит день, два, неделя… Ни дочерей, ни штанов. В таком интересном положении мы и застали деда Василия. На следующий день мама принесла в балаган поношенные отцовские штаны, и дед смог прикрыть свою наготу.
      Позднее выяснились все обстоятельства.
… Сын завербовался на стройку в один из сибирских городов, - тогда после войны всюду требовались рабочие руки.  Так вот… А штанов-то порядочных у сына нет, бедность беспросветная. Что делать?..Ехать-то в чем-то надо… В народе говорят: «бабий ум догадлив, на всякую мудрость повадлив».  Вспомнили про отца, вернее про его  одежду. Вот дочери и явились к балагану…   Штаны действительно постирали, и отправился в них искать свою долю дедов сын…


Рецензии
Своё ворьё заберёт и тряпьё.

Макаров Сергей Иванович   02.04.2017 08:30     Заявить о нарушении
С.И. Это фотография эпохи потерянных нравов.Деда я хорошо помню,- судьба-то какая! Я.К.

Яков Духин   02.04.2017 11:29   Заявить о нарушении