Тельняшка

Евгения Козачок

В нашем 4-А классе мальчиков – больше чем девочек. И, когда Тамара Михайловна  предложила нам  выбрать интересную профессию, чтобы пригласить человека этой профессии  в класс, то девочки предлагали пригласить врача, экономиста, юриста. А мы, мальчишки, почти единогласно попросили пригласить Генку, моего брата, который позавчера приехал домой в десятидневный отпуск. Получил он его за геройский поступок. И тема мероприятия была определена – «Тельняшка».
Решили  в долгий ящик встречу не откладывать, а  завтра же на  воспитательном уроке и послушать Генку о его службе на корабле. Тамара Михайловна написала на красивой открытке приглашение и отправила со мной ещё Ирку, Петьку, Вовку, придав                тем самым солидность нашей делегации.
При виде такого эскорта,  сопровождающего меня, дома все удивились, но увидев Ленкину торжественность, с которой она звонким голосом читала вслух приглашение, все сошлись во мнении, что Генка завтра непременно должен быть в назначенное время в 4-А классе. Отказ неуместен. Так что тому  ничего не оставалось, как согласиться. Делегация ушла довольная удачно выполненным поручением. Как только они вышли, Генка дал мне лёгкий подзатыльник за мой длинный язык и удручённо заявил:
- Ох, и задали вы мне задачку! Ну и о чём я буду им рассказывать?
Папа, мама и сестра Валя посоветовали ему рассказать о корабле, какой он красивый и о своей специальности сигнальщика. А я сказал, что ему будут задавать вопросы, так что успевай только отвечать.
- Какие вопросы? А вдруг я не буду знать на них ответ, что тогда, позор? Не пойду.
- Пойдёшь. Ты нам уже пообещал. А моряки, сам мне говорил, слово держат крепко. Ты лучше вспоминай, что знаешь о тельняшках. А то у нас тема «Тельняшка», и такой вопрос точно кто-то задаст. Да Ирка первая и задаст, знаешь, какая она любопытная.
- С тельняшкой проблем не будет. Нам лекции две о её появлении читали. Помню почти всё, так что об этом  я смогу рассказать.
Генка на следующий день пришёл в школу как раз во время перемены.  Надо было видеть, как встретили его! Молодой, высокий, красивый,  в настоящей морской форме, он произвёл фурор. Девчонки со старших классов затаили дыхание, парни с завистью смотрели,  а  малыши начальных классов и мальчишки из нашего класса смотрели на моего брата, как на чудо, дотрагивались руками до костюма, спрашивали «а что это?»  и не знали, где  усадить или поставить Генку, пока в класс не зашла Тамара Михайловна.  Увидев моего брата, она покраснела, как на первое сентября, когда мы ей все свои букеты вручали и с праздником поздравляли.  Братец мой тоже засмущался и сразу не мог ответить,  как его зовут. Мы хором сказали: «Генка». И Тамара Михайловна представила нам его, как артистов представляют перед зрителями, когда они выступают. Но Генка не спешил начать свой рассказ, он неотрывно смотрел на Тамару Михайловну. Я забеспокоился. Думаю: «Всё, Генка в ступоре и не сможет ничего рассказать. Опозорюсь тут вместе с ним. Проходу не будет потом от пацанов». Класс тоже притих, смотря на Генку и Тамару Михайловну. И я понял, что они понравились друг другу (видел в кино, точно так смотрели друг на друга те, кто потом женятся).
Тамара Михайловна первая отвела от Генки глаза, посмотрела на нас, как будто впервые увидела, и спросила:
- Так на чём мы, дети, остановились?
- Мы не остановились. Мы ещё даже не начинали.
- Ах, да, Геннадий, пожалуйста,  расскажите нам о своей  службе на корабле.
Генка  откашлялся  как заправский оратор и начал рассказывать  о том, где учился, как учился и  как важно для будущего хорошо учиться, быть послушными и внимательными.  Вообще говорил точно так, как Тамара Михайловна. Они, что сговорились, что ли?
Всё про учёбу и про учёбу? Я Генке начал подсказывать, о чём он должен рассказывать, рисуя у себя на груди полоски, чтобы он догадался, что надо, хотя бы про тельняшки поведать. Генка посмотрел на меня и начал рассказывать о службе.
- Так вот продолжаю. После того, как я прошёл курс молодого краснофлотца  в учебном отряде, получил флотскую специальность сигнальщика, я был направлен на постоянное место службы на краснознамённый крейсер. Вначале было очень трудно. Но постепенно мы, молодые, привыкли. Началась настоящая флотская служба. Корабль часто выходил в море на учения. Через год я стал настоящим моряком. В процессе службы на корабле были не только трудности, но и интересные случаи. Как-то наш корабль под флагом командующего эскадрой принимал участие в общефлотских осенних учениях, в так называемом «мандариновом походе», в которых участвовал весь Черноморский флот. По ходу движения эскадры проводились стрельбы: орудийные – по движущейся мишени, воздушные – по конусу, торпедные – по кораблям условного противника. Во время учения мы наблюдали, как эсминец торпедировал корабль условного противника учебной торпедой. Учебная торпеда, после того как попала в цель, должна была всплыть, а корабль, выпустивший торпеду, должен её обнаружить и поднять на борт. Торпеда, даже учебная – это сложный механизм и дорого стоит, поэтому она – многоразового использования.
Однако получилось так, что служба наблюдения эсминца не смогла проследить за движением торпеды и потеряла её из видимости. Несмотря на это, учения продолжались, корабли эскадры двигались по заданному курсу вдоль побережья.
Командующий  дал указание командиру эсминца оставаться на месте до обнаружения торпеды и взятия её на борт. Учения проходили дальше. И лишь на третьи сутки эскадра легла на обратный курс, где находился эсминец. С приближением наша служба наблюдения обнаружила эсминец на горизонте. С правого борта был мой сектор наблюдения. Я стоял на приборе, который мы называем визир. С помощью этого прибора и обнаружил головку плавающей торпеды. Согласно инструкции, я громко доложил: «Вижу головку торпеды справа 70/120 кабельтовых». Тут же мой доклад был передан в командный пункт, в рубку командира корабля, где находились командующий эскадрой и командир корабля. В ту же минуту они поднялись на сигнальный мостик и потребовали показать им плавающую торпеду. Убедившись, что справа по борту действительно находится торпеда, командующий спросил: «Кто первым обнаружил торпеду?» Командир чётко доложил: «Первым обнаружил торпеду старшина второй статьи…» и назвал моё имя. После чего командующий объявил: «За проявленную бдительность и своевременное обнаружение торпеды старшине второй статьи, то есть мне, по приходу на базу предоставить отпуск на десять суток». Чему я очень обрадовался  и приехал домой. Вот и всё о так называемом «геройском» поступке.
Класс молчал и только Колька сказал: «Ничего себе!» Никто не понял, что он имел в виду, но все зашевелились, и не Ирка, как я предполагал, а Васька  задал Генке вопрос: «А форма и тельняшки у всех моряков одинаковые? И почему рубаху называют тельняшкой и почему она полосатая?»
Генка  с облегчением вздохнул. Об этом ему легче говорить,                нежели о себе.
- Название «тельняшка» легко объяснимо – ведь это нательная рубаха, «тельник». Ну, а насчёт того, почему она полосатая, существует много версий. Самая первая и, пожалуй, верная, это та, что чёрно-белые робы издавна надевали, отправляясь в море, бретонские рыбаки для того, чтобы на расстоянии отличаться от рыбаков других национальностей. Потом  такие робы начали надевать моряки европейских флотилий. А позже, чтобы отличаться, каждая страна вносила свои изменения  в количество полос и их цвет. Многие считали эти полосы своим оберегом. Но главное назначение чёрных полос в том, что такая расцветка была хорошо видна на большой высоте среди белых парусов, когда матросы управлялись с ними на реях. Царь Пётр I перенял для своего флота морскую форму Нидерландов. А царь Александр II утвердил «Положение о довольствии команд Морского ведомства по части амуниции и обмундирования, где описывался внешний вид тельняшки: «Рубашка,  вязаная из шерсти  пополам с бумагою; цвет рубахи – белый с синими поперечными полосами, отстоящими одна от другой на один вершок (на 44,45 мм). Ширина синих полос - четверть вершка. Вес рубахи полагается не менее 80 золотников (344 грамма)»
Можно ещё много рассказывать  об истории тельняшки, но  я думаю, что это для  девочек будет совсем не интересно. В настоящее время  в российских и украинских войсках носят разноцветные тельняшки. У моряков и воздушных десантников – полоски небесного, светло-синего цвета. Чёрные полоски -                у тельняшек подводных сил ВМФ и морской пехоты;  васильковые -у спецназа ФСБ и президентского полка; светло-зелёные – у пограничных войск, краповые – у спецназа ВВ МВД и оранжевые – у подразделений МЧС.  Зная  об этом, вы можете определить,  в каком роде войск служит  человек.
Зауважал я брата своего после этого. А дома он ни о чём нам не рассказывал.
Тамара Михайловна сказала:
- Дети, давайте поблагодарим Геннадия за очень интересный рассказ о службе на морском флоте. И, если ни у кого нет больше вопросов, все на сегодня свободны.
И так хитро отправила нас домой, а сами они с Генкой в классе остались. Я ожидал его на улице, чтобы домой вместе пойти и чтобы видели, какой у меня брат. Но они так долго (вероятно о тельняшках)  говорили,  что я не выдержал голода.
Дома рассказал, как на Генку с восхищением  в школе все смотрели, и что он очень интересно обо всём рассказал. Так что напрасно боялся идти. Мама, папа, сестра тоже загордились Генкой. А папа спросил:
- А где же это наш герой задержался?
- Так он в классе с Тамарой Михайловной остался.  Не всё ещё про тельняшки рассказал.
Все заулыбались. А я только в конце учебного года узнал, почему Генка и Тамара Михайловна так долго говорили. Они влюбились с первого взгляда  друг в друга. Об этом и о том, что брат и моя учительница пишут друг другу эсемески, разговаривают по мобильному телефону, рассказала мне сестра, а ей – Генка. И что Тамара Михайловна  ждёт-не дождётся, когда Генка возвратится со службы домой. Хорошенькое дело! Они влюбились, а мне как быть? Как мне теперь Тамару  Михайловну  называть? Тамара, что ли? Хорошо, что они полюбили друг друга, когда я учился в четвёртом выпускном классе. В пятом классе у нас будет новый                классный руководитель, и по каждому предмету – другой учитель. И к этому тоже придётся привыкать.  А пока я жду Генку. Он сказал, что отдаст мне свою тельняшку. А мама обещала перешить её, чтобы была по моему размеру. Говорят, что мы с Генкой похожие. Я не такой, конечно, красивый как он, но если подрасту и стану моряком, то буду похож на него. Я теперь точно знаю, что будущая моя профессия - моряк. Сложно будет учиться, но я смогу стать капитаном военного корабля.


Рецензии