Обзор зимнего лонга Елены Титовой

Эксперт рассматривал анонимный лонг. Имена добавлены позже.

1. Орловаи «Сяду на кольце в пустой трамвай...» http://www.stihi.ru/2012/01/13/7378

                Снег летит по всей России,
                Словно радостная весть
                Николай  Рубцов

Сяду  на  кольце  в  пустой  трамвай.
Стану  ждать,  когда  придёт  кондуктор,
любоваться  снегом  -  тихим,  крупным,
утро  превратившим  в  белый  рай.

Шумная  студенческая  рать
с  грохотом  рассядется  в  вагоне.
Лишь  одна,  с  лицом,  как  у  Мадонны,
будет  в  одиночестве  стоять.

А  когда  кондуктор  в  куртке  яркой,
как  большой  оранжевый  снегирь,
станет  мелочь  склёвывать  с  руки,
мы  покатим  в  город  мимо  парка...

И  утонем  в  океане  снежном,
словно  субмарина  в  толще  вод -
- взбалмошный  студенческий  народ,
я,  Мадонна  и  снегирь  прилежный.

В стихотворении нет события. Есть сравнения, образы, есть повторы. Эпиграф провисает, ибо настроение в стихотворении иное, да и пространство, заданное здесь, более узкое. Неточность эпитета «с грохотом рассядется», натянутость сравнения (с Мадонной) и его замены на  прозвище тоже не рождают того напряжения, которое могло бы быть подхвачено читателем.


2. Евгения Костюкова Для Конкурсов «утешение утешительницы» http://www.stihi.ru/2015/03/27/10886

над палестиной закат арбузный.
"семечки-звёзды пойдут на бусы," –
сын утешал – "а наряды, мама,
я для тебя сотворю из храмов.

по'лно, родная! мои ладони –
лодка, которая не утонет. 
в этом ковчеге найдётся место
каждому, кто от себя отрезан,

каждому, кто безнадёжно болен
мной и рождением колоколен.
скоро весна – потому не надо
плакать да кутаться в те'ни сада..."

оливоока и негасима
та, кто любуется в боге сыном,
та, кто его до сих пор качает...
неутолимы её печали.

Набор «красивостей», местами почти кощунственный («кто безнадёжно болен мной» ), абсурдность некоторых сочетаний «негасима та…».


3. Липа Липовая «не торопи» http://www.stihi.ru/2016/09/18/1277

Не торопи осеннюю печаль,
бегущую за порыжевшим летом
с норштейновским туманом по ночам,
куда «ау» уходит без ответа,
где тонут в молодильном молоке
ершистые рябина с бузиною,
куст сентябрин, не сорванный никем,
и тусклый свет, что держит надо мною
фонарь согбенный - отставной маяк
над островком верандной панорамы…
…И запах яблок - путеводный знак
со смены припоздавшему адаму…

Плохо, что одна – длинная – фраза. Незаконченный набросок ощущения. Почему «не торопи»? Что хочется удержать, почему? При этом невнятность синтаксиса и перегрузка вычурными выражениями «над  островком верандной панорамы» (островок панорамы – это как?).


4. Сергей Балиев «На берегу» http://www.stihi.ru/2016/09/29/9548

я остался на берегу, оттолкнув золотистый чёлн
вдохновенного бытия - очищающего огня.
я остался на берегу, мир мой тесен теперь и чёрен.
и присохли к губам слова, оправдающие меня.

остановлен на всём скаку у барьера упрямый конь.
присмирела в тоске лиса возле проволочной петли.
распластавшегося меня - и размеренно, и спокойно
убаюкали голоса бормотаньем из-под земли.

я остался на берегу, где недавно, ещё живой,
до последнего прикрывал переправу невдалеке.
присмиревший в тоске юнец - или вдруг возмужавший воин -
я обвит молодой травой, я запутался в тальнике...

ночь раскинулась - за чертой, за рекой - незнакомый день
поднимается над луной, нашинкованной на воде,
и продолжится в небесах, где бессонные журавли
закурлычат вот-вот: "вставай! не задерживай, шурави!"

Перегрузка  образами-претензиями, невнятными контрастами (челн золотистый, мир мой тесен и чёрн) – странностью положения лирического героя (это он недавно ещё живой – или юнец – отдельный персонаж? Что значит прикрывал переправу?). Один образ привлёк внимание – нашинкованная на воде луна, он необычен, но конкретен в своей наглядности.


5. Александра Герасимова «как отнимают от кистей тугую спелость винограда» http://www.stihi.ru/2016/12/05/3666

как отнимают от кистей тугую спелость винограда
так отними меня от сердца моё вчерашнее быльё
и на консоли книжный том и хрусткий цокот рафинада
и легшее на тонкий прут скрипучей свежестью бельё –
моей случившейся внезапно неразделённости жнивьё

а было прочее – звенел фужер о сестренность фужера
и разливался в пиалы на всё родство поспелый суп
и под стопою всякий раз так половица тяжелела
как поселковая вверяет узкоколейка колесу
свою изгорбленную спину – напруженную полосу

теперь всё бывшее и лёгок паркетных досок праздный поскрип
и пиала пустеет гулко ни хлебана ни солона
и вьюга-декабристка воем белужьим пробирает кости
из мухи пятничных известий раздув газетного слона

и снадобье из непокоя
моё креплёное сухое
испито
выспело
сполна

И здесь набор «красивостей», странных сочетаний («неразделённости жнивьё» - пик). Не получилось стихотворение.


6. Ульяна Валерьевна «Александрит» http://www.stihi.ru/2016/06/22/6862

Он ничего не говорит.
И глаз его александрит
меняет цвет: от бирюзы
до красной меди.
И вот когда он смотрит так,
ей кажется она - пятак,
на рельсе ледяном лежит,
и поезд едет,
стучат колеса: бух, бух, бух...
Она не ропщет на судьбу.
Вот только пасмурно с утра,
и низко птахи.
Ей верится: еще не все,
и человек ее спасет,
и сбережет, себе забрав
в карман рубахи,
где сердце близко так стучит,
звенят монетки и ключи.
Ей быть теперь одной из них -
блестящей, плоской.
И, ничего не говоря,
он гладит тонкие края,
а пальцы пахнут givenchy
и теплым воском.

Здесь есть живое чувство. Придраться есть к чему (и глаз его александрит – воспринимается в ед.числе), но всё же через отношения его и её дана драма, даны надежда, боль и представление о счастье.


7. Ольга Ведёхина «Мариинка» http://www.stihi.ru/2012/01/12/3396

линии,
заставленные танцевать.
лилии,
которым не суждено прясть.
Элизиум,
выпустивший в свет тени.
коллизии
травмированных коленей.
лизинг
душ и тел до тридцати восьми лет.
вызов -
покинуть кордебалет.
призом -
сквозь воздух тугой полёт.
призван
Терпсихоре служить Дон Кихот.
стразы
преломляют лучи софитов.
фразой,
на пуантах пропетой, пальцы сбиты
в кровь,
но стопа небо вновь проколет.
кров
на покатой сцене лишён покоя.
клоны
арабесковых статуй, оживших фресок.
сонный
за кулисами ослик в пассажах presto.
потом
орошённое поле цветёт мазуркой.
ноты
здесь лишь повод плясать фигуркам.
жестом
управляется всё от любви до смерти.
место,
где рука человеком вертит,
маги
звенья тел замыкают в кольца,
шагом
измеряется путь до солнца.

Претензии на необычную форму и тему  победили смысл – очень ассоциативный и зигзагообразный текст, перегруженный отрывочными, автономными, дискретными  образами.


8. Алекс Амур «Ослеплённый» http://www.stihi.ru/2016/11/19/10488

Небес в глазах моих сухих
Болезненна печать,
Я набираю в рот стихи
Затем, чтоб не кричать.

Затем молчать о том забыв,
Что в них сгорело Солнце,
И если бросить воду в них,
Она в них захлебнется.

 Наслоение алогизмов, повышенная метафоричность, инверсия, приводящая к невнятности (молчать о том забыв), смещение смыслов и грамматических свойств (затем – для того, тут же «затем» - потом) затрудняют  восприятие.


9. Макаренко Екатерина «память» http://www.stihi.ru/2016/06/22/915

память-ткачиха вершит полотно,
вышивкой яркой глаза рябит,
можно его перекрашивать, но
вновь проступает рубин рябин
и чередуется с дымкой дождей...

снежный выбеленный фрагмент...

ну, а потом - фигуры людей,
дворики, улицы...

ассортимент
образов полнится сталью небес -
знать, самолёт нырнул в облака,
краски меняются - через пробел
синь проявляется издалека,
хлопок разбросанных облаков,
чуть приближаясь, уходить опять...

к новой земле дотянуться рукой,
и опрокинуть пейзаж вспять...

тёмно-коричневая коса
отодвигает нашествие волн,
полосами изумрудный сад
выстроился по канве в конвой...

старой брусчатки округлый гранит
стелется мозаичным ковром...

пусть полотно постоянно хранит
памяти кратерное нутро.

Слишком много невнятных образов, смещений: память-полотно –нутро кратерное памяти. Повышенная ассоциативность, бессвязность.


10. Юлия Александровна Михайлова «Тишайший день» http://www.stihi.ru/2016/11/26/8375

В огромном мире для меня, невечной,
Есть тихий кайф в сезон больших простуд:
Сидеть, молчать, смотреть на пустоту
Через глаза имбирных человечков.

Кипящий чайник так по-бабьи охнул,
Пузатую отбрасывая тень.
А солнце намечает новый день,
Лучом гуляя по закрытым окнам.

День - мысленно лететь в горах Кавказа
Бездумным отогревшимся вьюрком.
Быть никому, никем. И ни о ком
Не вспоминать, чирикая, ни разу.

Один лишь день щека и лоб усталый
В домашних зеркалах отражены.
И каждый звук - предатель тишины,
Хотя бы ложка чайная упала.

Тишина то кайф, то разрушается, то желается, невнятная концовка (хотя бы – пусть упадёт или слишком громко? ), странное сопряжение времён – сидеть, молчать – лететь –отражены – и: 2-й катрен, где есть события прошлого , настоящего и будущего (новый день).


11. Аюна Аюна «идентичность» http://www.stihi.ru/2010/07/08/373

Черному Георгу

и будешь долго рассказывать миру
про вкус молока своей матери
но только твоя сестра
вспомнит его
и рассмеётся

Заявка на текст. Название не достраивает смысл.


12. Дядя Игорь «Сардины» http://www.stihi.ru/2015/12/01/8737

Хорошо как
Сардинам в Сардинии!
Море тёплое,
Синее-синее!
Хочешь плавай
С утра и до ночи.

А вот в банках
Сардинам не очень.

Лаконичное, но глубокое по смыслу, ироничное и философское стихотворение. В шорт-лист.


13. Гаэлина «Дыхание дождя» http://www.stihi.ru/2016/12/14/6100

И сумерки, что медлят уходя,
В соцветиях распахнутых зонтов,
И непоколебимого вождя
Над площадью чернеющий фантом,

Виньетки флагов, мокрый стадион,
Скудеющая роскошь сентября –
Всё суета, реален только сон
Дрожащих луж с видением тебя.

В них мы плывём, и времени поток
течёт сквозь нас, сгущается вовне,
И неизменно наступает срок
Дыхания дождя в твоём окне,

Где голубиный цокот о карниз...
В их толчее, подобный нам, изгой,
Планирует, расправив крылья, вниз,
Ложась на ветер, к бездне под собой.

Но погляди – преодолевший страх,
Стремится ввысь, чуть видимый во мгле,
И небо, в искупляющих слезах,
Спешит к земле.
 
Оксюморонная перегрузка: виньетки флагов, скудеющая роскошь, реален только сон. Дальше слишком много описаний – вне переживаний.


14. Полина Синёва «У женщины внутри...» http://www.stihi.ru/2016/11/13/2591

У женщины внутри – неначатый клубок,
несвитое гнездо, неповрежденный улей.
И в комнате ее - пространства теплый бок
и оболочки дней, повисшие на стуле.

Погаснет темный свет, из разноцветных глин
взойдут на небосвод все твари и светила,
и воздух золотой, как божий формалин,
собой омоет все, что здесь происходило.

Все семена луны взойдут по одному,
предназначенья трав и завязи улиток.
Она прочтет любовь, разлуку и войну,
растягивая боль, как драгоценный свиток.

Как быстро тает плоть, разматывая нить,
и возникает путь для нового героя.
Она уйдет туда, чтоб все соединить,
и правильную дверь своей рукой закроет.

Хорошее начало – дальше провал в «красивости».


15. Наталья Малинина «Лодка рыбацкая» http://www.stihi.ru/2012/02/24/11310

Лодка рыбацкая, синий велосипед
и мотоцикл советский – этот наземный транспорт
весь остаётся здесь; он без нужды тебе
там, где не спросят ни техосмотр, ни паспорт.
...Сколь ни упрямься: «Не надо! Не верю! Нет!»,
сколь ни обманывай: «Сон, мол, да бред всего лишь»,–
камень на сердце, а сердце – на дне, на дне;
а ты налегке, совсем налегке – уходишь.
...Ты мне расскажешь, каких ты увидишь рыб,
воды какие тебя на волнах качают?
Освободиться б из лабиринта глыб,
что заслонили небо, полное белых чаек.
Освободиться б, воли твоей вдохнуть:
дальше от боли, грязи, страданий дальше!
Стылый февраль метёт, заметает путь –
мне не попасть туда, где ты снова – мальчик,
мне не попасть туда, где ты снова – свет,
воздух и Юрьевец, Плёс или даже Китеж,
мама и небо…
Где страшное слово «смерть»,
словно заляпанный свитер,
с себя торопливо скинешь. 

Путаница с субъектным рядом: за «ты» слишком уверенно сказано-рассказано – «ты» слишком совмещается с «я», но «мне не попасть туда», а в концовке – снова уверенность в том, что в смерти о смерти не помнят и не говорят. Чрезмерное усложнение именно в этом, ошибка и в конкретизации пространства: при таком топонимическом ряде  Юрьевец, Плёс или даже Китеж– сужается-отменяется пространство философское.


16. Тургут Элл-Макбак «Мух» http://www.stihi.ru/2016/12/06/5716

Паучка-старикашку спросили:
“Дедушка, ты столько наплёл паутины,
Столько по стенам набегался,
Спасаясь от туфель, газет и рук,
Прячась за плинтусом, в гардеробе,
Целыми днями вися между двух
Вешалок в дальнем конце чулана —
Чего же ты хочешь теперь,
Когда наступает зима,
Дом заколочен, хозяева съехали,
Старый детский бассейн,
Собравший по каплям
Все слёзы осени,
Замёрз, и сосульки на ставнях
Звенят, будоража слух?”
“Мух”, он бормочет. “Мух, мух.
Мух, мух, мух.”

Старый дедуля-диктатор,
Правивший столько страною,
Что никому не упомнить
Кто правил здесь до него,
Среди большого семейства
Смотрит в экран телевизора
Мутным, невидящим взглядом.
“Дедушка, что же ты хочешь”,
Галдят, обступив его, внуки,
“Ты, от которого прятались толпы,
Спасаясь от ружей, дубинок, лопаток
И этих в серых костюмах,
Целыми днями вися между двух
Вешалок в дальнем конце чулана, —
Что же ты хочешь теперь,
Когда бедность настала,
Люди уехали за море или на небо,
Старая Площадь Парадов
Сплошь поросла бурьяном,
И сосульки на танках
Звенят, будоража слух?”
“Мух”, он бормочет. “Мух, мух.
Мух, мух, мух.”

Двухчастная композиция выдержана. Высказывание разных персонажей обретает общую функцию  (в мухах – жизнь) – и помогает о многом задуматься, осудить человека больше, чем паука. Философский и поучительный текст без навязчивости. В шорт-лист.


17. Ольга Домрачева «юдищное» http://www.stihi.ru/2016/12/11/7682

дня за пазуху припрятав цветик аленький,
ходит вечер по округе в белых валенках –
пляшут снежные бесята
в глазах его мальвовых.
ступает мягко,
но с каждым шагом
заползает десятая…
сотая мышь сомнения в твоё сердце.
а вечер поёт, протяжно, метельно:
нааастенькааа, гдеее же тыыы,
гдеее тыыы?
идиии зимовааать со мнооой…
оправдываешься: нет, нет,
не настенька я – зина, валюша,
или ещё кто,
может быть поля...
да юдищу, в общем-то, всё равно.
и сто двадцать шестая мышь /жаба, змея ли/
тебя изнутри душит,
сердечные обитатели когтями колют,
вьются,
раздвоенными языками жалят.
падаешь в бездну,
опустошённый, чумной,
безвольный.
стонешь: маттушкка, баттюшкка...

открываешь глаза – в квадратах оконных блюдец
остывает парное молоко субботнего утра.
в чашке дымится духмяный травяной отвар –
муж добавил в него мёд.
подносишь к губам, вдыхая аромат,
думаешь: любит…
пить минуты мелкими глоточками,
и то, что с вечера в тебе бесновалось, болело –
заживёт.

Набор ассоциаций, плетение слов и образов, нет целостности и цельности - нет сопереживания такой «болезни».


18. Александр Спарбер «Кризис» http://www.stihi.ru/2016/06/13/4774

Я заблудился в тексте, как в лесу.
Точнее, в языке. Не в том ли дело,
что все мы рвёмся выйти за пределы,
куда-нибудь, на волю, на несу-
ществующее поле, где растут
нездешние растения и злаки?
И вот, чутью поверив, как собаки,
мы кружимся и ищем, ищем след…

Ты выйдешь, – говорил себе я. Нет,
не думай, а смотри. Забудь про речь.
Смотри, как лягушонок неумело
своё воздушно-капельное тело
из водоёма силится извлечь;
смотри, как голубые пауки
цепляются за веточки метафор;
запоминай болотный этот запах
и пузырьки.

Ползи, ползи… и словно некий груздь,
из-под земли ты прорастёшь наружу,
и лягушонком выпрыгнешь из лужи,
и может, даже квакнешь что-нибудь.

Очень точно и в меру иронично зафиксировано то, что ведёт к управлению со стихийностью поэтической речи, помогает из обрывочных, бессвязных образов выйти к теме. А тема здесь – необычная…. В шорт-лист.


19. Брат Зюззика «Пока без названья» http://www.stihi.ru/2016/12/24/4481

Иногда мне кажется, што я
Должен был родиться, как девчонка,
Потому что слышу очень тонко
Всякие аспекты бытия.

Иногда не сдерживаю слёз,
Ежели туман на город ляжет
Или пахнет паровозной сажей
От чугунных стареньких колёс.

Иногда мне кажется, што я
Будто бы сестра моя родная:
Забрались на лавочку трамвая
И болтаем всеми четырьмя.

Опыт намеренного примитивизма, иронического «детского» стишка. Но не закончен.


20. Олег Паршев «На прибрежном песке» http://www.stihi.ru/2016/06/12/6886

- И сколько намыл сегодня?
Улыбается: «Сколь не намыл – всё моё».
Ступает по шатким сходням,
Творя из золота хлеб, кормит им воробьёв.
Чудной старик...
И имя у него – то ли Икар, то ли Укор.
По вечерам, нацепив пенсне и парик,
Он чертит на прибрежном песке тысячное «Nevermore».
Конечно, волна слизывает это немедля,
А он только смеётся: «Поеду-ка я, велосипедля,
Навещу внуков». И добавляет, похлопывая нас по плечу,-
«Ребята, в мире нет никакого зла...»

Здесь он сгорает, превращаясь в свечу.

Дальше слышим издалека:
«Это – одна любовь сменяет другую. Всё просто –
Новая красота сметает ту, что была...
А каждый – чуть-чуть апостол».

Лучи, намытые им в речках ветров, летят, и прячутся в облака.

Претензия на философский и эпический сюжет. Но только претензия.


21. Ольга Вирязова «Кажется, зима...» http://www.stihi.ru/2016/11/29/10473

Кажется, зима.
Или нет...
И один уже проминает след
человечек размокший бумажный.            
И заблуждаешься в этом снегу,
и ледяные стёклышки лгут
скользкие. Сколько их!
Потепление там, по краям,
а у нас, в краю небесных ям
и дыр — холод.

Дыхание в одну строку умещается, летит
и через год возвращается другими словами,
тебя до конца вобрать, как не бывало.
Но вот деревца — стоят насмерть,
встроенные в асфальт,
и тянутся ветками тупиковыми
в густой полусвет глазастый.

Разогнуть бетонный сустав кольца,
и сапог расстёгивается
Кривоколенный. Господи,
всего немного жаль,
и во всём виновато время...

Но всё-таки смыкается белизна,
не переступить её, не разогнать —
из неё лепить праздники.
Там переулки в озарении келейном,
в которые, как по узкоколейке,
въезжаем по одному, разные.
И в ожидании лица
остаёмся масками.

Невнятность переживания, чрезмерность глубокомыслия (тебя до конца вобрать, как не бывало), странность эпитетов (бетонный сустав кольца, тупиковые ветки).


22. Игорь Гонохов «Мысли, которые приходят в голову» http://www.stihi.ru/2016/01/01/8534

(МЫСЛИ, КОТОРЫЕ ПРИХОДЯТ В ГОЛОВУ ВО ВРЕМЯ СПРАВЛЕНИЯ МАЛОЙ НУЖДЫ ЗА ГОРОДОМ, НА ПРИРОДЕ)

ранним июльским утром славно пойти поссать.
солнце осветит листья клёна и дикой сливы.
я не хочу их фоткать, чтобы потом на сайт.
этого мне не нужно, я без того счастливый.

можно не опасаясь делать свои дела.
здесь на тебя не смотрят окна большого дома.
здесь копошится в кашке утренняя пчела –
некуда торопиться крохотным насекомым.

помню в мультфильме старом, что приучал к труду,
стал муравей прорабом, не было в этом бреда.
нынче другое видят, может быть на беду,
в пчёлах – ученье Маркса, а в богомолах – Фрейда.

будто, у шестиногих, в точности, как у нас:
драки различных партий да перед сексом танцы.
топает в муравейник хмурый рабочий класс.
прячутся где-то в дебрях нанятые повстанцы.

что там, в траве, под пижмой? Куба? Афган? Чечня?
я-то всего лишь утром вышел поссать у луга.
ветер далёких звуков, вдруг, охватил меня –
возгласы демонстрантов, шум перестрелки, ругань...

сколько сломалось жизней в адовом колесе?
нет ни любви, ни мысли в эдакой круговерти.
пуля там или жало – времени нет, совсем,
разве перепихнуться с кем-нибудь перед смертью.

ах, как приятно верить – зверствуем не одни,
тьма насекомых с нами... верим, а это – деза.
красочны, фантастичны, только малы они,
знайте: они безгрешны, даже головорезы.

не прилипают к лапам, не пристают грехи
к жителям стран под клёном, к жителям стран под сливой.
быстрых и прытких скроют травы, коряги, мхи,
ну, а того, кто умер, смоет обильным ливнем...

(вот, я один остался, Боже Владыка Сил,
ни за кого не спрячусь и ничего не скрою.
мне повезло сегодня – землю я окропил
только своей мочою, а не своею кровью).

Слишком назойлив в этом тексте «физиологический» глагол, а мысли – банальны.  Неуместность некоторых слов – «деза», «окропил», «Боже Владыка Сил» (слишком меняют своё значение в таком контексте), нарциссизм и самоуверенность лирического героя отталкивают.


23. Бекки Сквиррел «Настоящий снеговик» http://www.stihi.ru/2016/12/12/187

Снеговик стоит в витрине –
Ох, и скучно в магазине!
В будке спит щенок из ткани,
Лего-лев грустит в саванне,
А игрушечная горка
Тихо горбится в углу.
В пыльном замке из картона
Нет ни принца, ни дракона...
Сдвинув в сторону ведёрко,
Снеговик прильнул к стеклу.
Там, вдали, лежит блестящий
Снег – густой и настоящий,
Там звезду роняют ели
Не с пластмассовых ветвей.
Там у птиц смешные лица,
И свистит с крыльца синица:
«Ты из сказки? В самом деле?
Выходи играть скорей!»

Детский текст, но перегружен персонажами и невнятными смыслами (смешные лица птиц? Почему снеговик из сказки, если он в витрине? Из какой сказки? Зачем синице играть со снеговиком?).


24. Михаил Минаичев «Анне» http://www.stihi.ru/2015/08/15/2197

Хорошо. Ты не лань, ты, конечно же, бабочка, просто тяжёлая.
Про бабочку можно много чего написать.
У меня был знакомый, который всегда под Ижорами
имел дурную привычку глядеть на небеса.
Он бы ни разу тебя не увидел там,  я знаю точно, 
но не думаю, что в этом кроется чья-то беда.
Ты изучала аэродинамику и днём, и ночью,
правильно машешь крыльями, но словно приклеена – ни туда ни сюда.
А может, ты просто боишься собственного веса,
боишься промахнуться, налететь  на дерево и вышибить дух,
потом лежать в траве наподобие мумии Рамзеса
и ждать поздней осени с полчищем белых мух?
Они накроют тебя своими телами,
температура воздуха опустится ниже ноля…
Слушай, а давай я лучше буду, как прежде, называть тебя ланью,
по крайней мере до того момента, когда охотники не надумают пострелять.

Узкий, персонально адресованный текст, при этом перегруженный  сравнениями, персонажами (у меня был знакомый, охотники), слишком длинный.


25. Александр Ра 2 «Возвращение» http://www.stihi.ru/2016/01/13/9018

Рюкзак и зонт – сума и посох.
Добудешь свет, захлопнешь дверь
и, выдыхая гулкий воздух,
сдерёшь с подошв земную твердь.
Пройдешь дождем по коридору,
роняя мокрые следы,
в которых сумрачно и гордо
зияет чудо черных дыр,
и выйдешь в свет окна напротив,
как будто в кашу с молоком
и желтый сыр на бутерброде
как богом данный птичий корм.
И в сытой мудрости покоя
скользнешь легко, как на коньках,
туда, где тишь и все такое,
и небо в рюмке коньяка
ушло на дно.
Чем ближе к ночи,
тем жарче дальние огни
и тем бессвязнее бормочешь,
гадая по ладоням книг.
И пляшут буквы черной сворой,
и чай невыпитый остыл,
и занавес, как голос, сорван
с немилосердной наготы.
Летит мгновение вдогонку
за счастьем стоптанных подков –
и стук часов, пустой и звонкий,
как будто гвозди – молотком.

Слишком много сумбурных метафор и сравнений.


26. Ольга Нежданова «Мой дракон» http://www.stihi.ru/2016/03/18/10154

Всё сильнее - поэтому сдерживать так непросто -
Нарастает внутри нестерпимый голодный зуд
От обилия тех, чьи сердца заросли коростой,
Чьи тела равнодушно сквозь время и жизнь ползут,
Чьи умы растворились в вине и повадке сучьей
Прикасаться к чужой беде неумытым ртом.
Ощущаю, как рвётся наружу иная сущность,
Как растёт по часам и мужает стальной дракон.
От фальшивых чинуш и пиара продажной прессы
Матереет, ершится, что нынче не при делах,
В хрупком теле ему некомфортно, увы, и тесно,
Неподвластен полёт и широкий размах крыла.
Усмиряю дракона хорошей восточной кухней,
Мировыми шедеврами джаза, кулис, кино.
Замечаю подчас: на природе ему уютней;
Если близкие рядом со мной, он совсем иной.
Засыпает устало под Лермонтова и Блока,
Пастернак, Достоевский, Цветаева - в стать и в масть,
Но когда телевизор ревёт новостным потоком,
Мой дракон устрашающе щерит в оскале пасть.
Я плещу ему в глотку горячий чай сгоряча, и
Он смягчается, я его заново приручаю.

Метафорическая перегрузка в первой части стихотворения. Мешает его восприятию и смысл, заданный пьесой Е. Шварца «Убить дракона».  Повод возникновения дракона и способы его «усмирения» слишком неравнозначны.


27. Елена Таганова «И вяжешь, и вяжешь» http://www.stihi.ru/2016/12/02/5942

...и вот ты готовишься к долгой зиме,
не смея выпрашивать что-то взамен
метели у здешнего неба.
Кумекаешь, лбом пристывая к окну,
какими бы ватами щели заткнуть
и редек каких натереть бы.

Подсыпешь в кормушку семян для синиц -
и гонишь ту мысль, что едва осенив,
успела напакостить чувству.
За пиршеством птичьим бесстрастно следя,
растет на стекле ледяная слюда
и застит пугливое чудо.

Не мылить же лыжи туда, где не ждут?!

...и вот, вовлекая кота во вражду
за жесткую, колкую пряжу,
ты снова настаиваешь на спирту
смерзающуюся в пласты пустоту -
и вяжешь, и вяжешь...*

* Как вариант: и лыка не вяжешь :-)

С вариантом – было бы точнее, продолжило бы мужскую линию сюжета, заданную сочетанием «лбом пристывая к окну», фразой «Не мылить же лыжи…»,  а кроме того, возник бы неожиданный финал: «готовишься»  опровергалось бы «лыка не вяжешь» и одновременно заключало бы в себе определённую мотивацию и результат тоски от одиночества… В шорт-лист.


28. Александр Крупинин «Луны прозрачен свет. Ночные пчёлы» http://www.stihi.ru/2016/11/28/1031

Луны прозрачен свет. Ночные пчёлы
Слетаются на запах апельсинов.
Камилла делла Дзенга в платье чёрном
На лоджии  сидит за клавесином.

Холодный свет  какой-то тайной силой
Пронизывает спящую Тоскану.
На лоджии поодаль от Камиллы
Стоит поэт Валерий Обезьянов.

Камилла от безверия  устала.
На клавиши она роняет слёзы,
Когда поэт читает мадригалы
Под звуки Джезуальдо де Венозы.

Всё исчезает, молодость и свежесть,
Одно искусство в мире постоянно.
И слёзы льёт Камилла: "Где же, где же
Ты был все эти годы, Обезьянов?"

А под балконом графского палаццо
Растёт цветок Нефритовые уши.
Над ним  нетопыри всегда теснятся,
Как чьи-то  нераскаянные души.

Быть может, и они стихи любили,
Но пробил час, мышей летучих стая
Ночами у цветка  летает, или
Все это наши выдумки. Кто знает?

Множество сюжетов и задач  перегрузка текста собственными именами и экзотическими образами. Неудачное  завершение на риторическом вопросе.


29. Алёна Рычкова-Закаблуковская «Мук» http://www.stihi.ru/2017/01/04/7283

..............................................Verа

Время настанет  –  Бог выпустит  чашку твою из рук.
А пока ты маленький мук.
Ты лежишь – ни свет,  ни звук
не затрагивают сознания.
Занавеска, стена,  паук
выплетает сеть. Нет названия
у болезни. Белеет
над тобою мать твоя Пелагея:
- Ветка-веточка-черенок,
Соломинка-тросточка-лепесток.
Встань, проснись, пробудись скорее.

Гул по дому – шумят  дядья,
Ро`дной матушки братовья:
- Дай-ка мы её, сестрица, за ножки..
Да головой об порожек.
Всё одно – не жиличка!
Чу, в оконце долбится птичка,
Половицу щупает лучик.
Мать отвечает:
- Не дам! Ей лучше!
А ты лежишь, чернея ртом.
Но Бог с божницы говорит: потом.
На всякий случай.

С ним не поспоришь.
Бог есть Бог.
К скамье у дома
Выходит мать, не чуя ног.
Слово её олово
В землю стекает разгорячённое.
Рядом, как птица,  садится
женщина чёрная:
- Не спрошу ни питья, ни еды.
Допусти до своей беды,
Не пожалеешь.

В дом завела  и не стала стеречь.
За занавеской странная речь  –
Шёпот не шёпот,  клёкот не клёкот.
Не разберёшь. Матушка щепоть
Робко подносит ко лбу.
Тянется время долгое, странное.
Словно в дыму
лики сменяют личины.
«Печь моя печка – дома сердечко!
Забери  печаль мою кручину,
завей в колечко.
Во имя Отца и Сына…»
Солнце скатилось за бугорок.
Переплывая высокий порог,
Странница тихо выводит слова:
 - Жить будет долго.
Семьдесят два.

Вспомнишь ли после? Испуг на испуг.
Тёплые волны у ног, у рук..
Лодка   качнулась от  белой сосны.
Блик на иконе.
Личико светлое.  Капля росы
У розовеющих губ.
Светом  закатным  красится сруб.
Мчат твои кони.

 Есть личное наполнение : семейное предание не заслоняется фантазией на фольклорные темы, конкретика факта не отменяет лирической линии, мыслей о судьбе. Повествование без лишней риторики и обобщений. Удалось. Придирка одна: к Муку – этот персонаж здесь лишний… В шорт-лист.


30. Ольга Денисова 2 «Рак, варяг и грека» http://www.stihi.ru/2011/11/22/9809

Ехал грека через реку.
Рыскал берегом варяг
И дразнил смирнОго греку:
"Грека, грека! в речке рак!"
Грека, хоть боялся  драки,
Огрызался: "Сам дурак!
Коль тебе по вкусу раки,
Сунь-ка руку сам, варяг!"
Рак томился: "Чаю блага.
Не оставьте, мужики!
Мне, что грека, что варяга, --
Дотянуться б до руки!"
Сидя в тине, бедолага
Высоко в мечтах парил.
Так, меж грека и варяга,
Раскоряченным он жил,
Ждал проезжа человека,
Мыкал горе на мели.
А над ним варяг и грека
Прю словесную вели.
Так они мутили воду,
Славных рачьих дел исток.
Не познав свою природу,
Рак собрать себя не мог.
Расползался  задним шагом
Во все стороны земли.
Грека вместе с тем варягом
Пошумели  и  прошли.
Но по нынешнюю  пору,
Неказист, да крепко сшит,
Рак все ждет, все ищет  гору
Ту, с которой засвистит.

Ироническое и легкое по ритму  обыгрывание скороговорки и поговорки приводит к рождению нового бытийного смысла (меж грека и варяга раскоряченным он жил, собрать себя не мог), поучительного образа рака, жаждущего лишь ухватиться за что-то не свойственное его природе. В шорт-лист.


31. Игорь Брен «Встанька» http://www.stihi.ru/2016/10/31/1783

  ... ящик, чёрный до иссинья,
      под материей соснов.
  ... не забыть бы вбить осину.
  ... мы теряем, что просили.
  ... матерея, тянут силу:
      кто – с основ,
      а мы – со снов.

Невнятный по смыслу текст, слишком увлекли ассонансы.
             
 ***
    
  красный крестик на могиле – 
  хошь не хошь, а вылезай.
  "тили-тили, с юга швили".
  спор сосны с осиной в силе.
  зря мы, грешные, рубили
  богомольные леса?!

  чёрный ящик, пьяный ящик –
  "мы – попьём, а ты – сыграй".
  грянет шёпотом мертвящим:
  "на миру и редька слаще".

               ***
      
  между мной и настоящим
  неподъёмная сакраль:

      ... скачет князь жестоковыйный
          земли верой
          обрекать
      ... овцы целы, были львы ли
      ... я –  на вы, а ты – на киев
      ... ткнутся робко вилы в вымя
      ... я себе державу выем!

  верещу болотным вием:
- поднимите мне
  века!
  поднимите на знамёна,
  а знамёна – до небес!!

  всем давно одноимённо –
  подступает время оно,
  алым паводком солёным,
  липкой плёнкой по неве.

               ***

- я, страна, не виновата –
  сам позвался, сам пришёл, –
  всё уверенней по датам
  дребезжит военный атом.
  аты-баты, шли солдаты
  в что-такое-хорошо.

Все короткие тексты – черновые наброски для какой-то поэмы?


32. Светлана Ник Пешкова «Мой человек» http://www.stihi.ru/2016/12/02/6258

Однажды всё пошло не так: с петель слетела дверца,
Сломался стул, сгорел утюг, закапала вода.
Но вдруг случайный человек зашёл в мой дом погреться,
Сказал – на чай, сказал – на час. Остался навсегда.
Он знал секреты всех вещей и ладил с ними просто,
А вещи слушались его, как доброго врача.
Он жил легко – не упрекал, не задавал вопросов,
Читал стихи по вечерам. И сказки – по ночам.
А там всегда: принцесса, принц, загадочная встреча,
Она – в темнице, он – герой, спасал её в беде.
Сначала – бой, а после – бал. И пир горой, конечно.
И смерть не помнила сто лет, в какой являться день.
...Мой человек спасал меня от грусти и от скуки,
Резные ставни мастерил, сажал в саду жасмин.
Он взял собаку, дом, меня в свои большие руки,
Чтоб нас избавить от невзгод, пока мы рядом с ним.

Однажды всё пошло не так: завыла наша псина,
Часы затихли, замер дом и выдохнул: беда!
Мой человек сказал:
- Пойду…
- Надолго? - я спросила.
И мне на ухо тишина шепнула: навсегда…

Выстроенный сюжет, чёткая композиция, внятный ритм, хорошая образность, многозначность ключевой фразы «однажды всё пошло не так» и финала. В шорт-лист.


33. Любовь Колесник «Завод» http://www.stihi.ru/2016/12/08/11199

И. П.

Завод - не в смысле предприятие,
а натяжение пружин.
Одно недолгое объятие –
и разойдемся, побежим,
похмельные; не будет тропиков,
размытый город лег в тенях,
а ты не думай, сколько пропито
в моментах, людях, трудоднях,
и, затыкая губы горлышком
незрячим донцем к небесам,
запей горючей хиной горюшко -
то, из которого ты сам:
работа, сон, мероприятия,
башка, конечности, живот,
завод - не в смысле предприятие,
а в смысле - кончился завод.

Рассудительность повредила, сложность синтаксиса – также…


34. Елена Слободская «В голове» http://www.stihi.ru/2017/01/06/5600

Весь город почковался от метро.
Пускал побеги выученных улиц.
И улицы, бутонами целуясь,
бросали семя в вечное нутро.

Давали всходы клубни площадей,
и, спешно отрекаясь от названий,
от памятников и других развалин,
твой город дружно рос и молодел.

В твоей, ветрам открытой голове,
со временем разросся палисадник,
прогуливался чинно медный всадник,
и пел благословенно соловей.

Ты не заметил, - каменный ловец
одетым в золотое длинным пальцем,
обвёл тебя. Ты стал неандертальцем
в его большой гранитной голове.

Тебя и сотни тысяч мирных тварей,
наивно посчитавших, что узнали
его секреты, тайны и детали,
он высушит в убийственный гербарий.

И, бросив в небо, снова будет ждать,
когда среди безумного бурлеска
над новым бесконечно длинным Невским
распустится цветочная звезда.
 
Этот текст напоминает иллюстрацию в духе Сальвадора Дали: по отдельности образы хороши, но вместе – фантасмагория, в которой нет переживания.


35. Активированный Уголь «В этом доме я помню все тени» http://www.stihi.ru/2017/01/24/9627

В этом доме я помню все тени
и угол луча, проходящего утром
между шторами, и первый скрип половицы -
самый громкий на свете,
и веник, на свету лишь имеющий это обличье,
а в сумраке или во мраке похожий на ведьму.
Ты лежишь, ты не можешь схватиться за край одеяла,
шевельнуться - смертельно, но хуже - глаза отвести,
и, когда засыпаешь, она над тобой нависает:
отчитает свои заклинания - ты до утра неподвижен.
В её фартуке были конфеты. Ты хочешь конфету?
Целый день отбивают часы, потому он, наверное, взбитый
и достаточный, чтобы вообще ничего не просить.
Никогда ничего не просить.
Помню градусник, мёд, одеяла и холод ладоней,
как консилиум призраков у изголовья галдел
и как маятник часовой
делал комнату 3 на 4
медленной и каучуковой,
полной событий.
С ковра на стене
то спускается хвост полосатый,
то тянется длинная шея,
исчезая, пока ты по ней
успеваешь глазами достичь головы
и качается люстра, задетая этим движеньем,
и из двух паучков, что на скорость штурмуют её,
один падает вниз, но его выручает страховка.
В этом доме я помню все тени
и ведьму, и консилиум призраков,
но ни одной -
даже маленькой -
смерти.

Чрезмерная описательность и перечислительность, мемуарность (помню – для чего? Что во мне от того, что помню?) – враги  лирического движения.


36. Александр Ковальчук Камчатка  «Предзимнее» http://www.stihi.ru/2016/11/06/1545

Наготовлены - дрова,
Приготовлены - метели,
Бабок сухоньких слова,
К Богу в уши, долетели;

Нарисованы - сова,
Воробей да три сороки -
Твердь небесная мертва;

Да, в отмеренные сроки, -
Неуклюжи, кривобоки -
Звуки сложены в слова...

Неплохой фрагмент, но уж очень короткий, не развёрнутый. Как начало стихотворения…


37. Ларки «Про тишину» http://www.stihi.ru/2014/04/22/1822

Мне недавно подлечиться
прописали тишину.
Я нашла под половицей
только семечку одну,
Только толику слезинки,
только дольку забытья.
В чашку с маком и щербинкой
из посуды для битья

Посадила, посолила,
понаплакала воды,
Берегу цветочек милый
от беды и чехарды.
День живу, другой, неделю
наслаждаюсь тишиной
(окажись она на деле
ни печальной, ни смешной).

Но растёт моя лелея
не по дням, а по часам.
Только я сильней болею
по глазам и голосам,
По раскиданным ботинкам,
задушевной болтовне.
Распускаются тишинки,
только хуже, хуже мне.

Может быть, переборщила
и лечу себя не так?
Всё, конец, теряю силы...
Возвращайте кавардак!
Кто-то вызвал неотложку.
Помню, слышала в бреду:
"Надо было в чайной ложке,
понарошку, раз в году".

Цельность и целостность текста, внятность смысла (только» из посуды для битья « вызывает вопрос), сюжета и построения, самоирония (редкая в поэзии). В шорт-лист.


38. Rewsky «Белое» http://www.stihi.ru/2017/01/17/1260

                "Они одни двигались
                в необъятном ледяном безмолвии,               
                крохотные земные твари..."

                Джек Лондон, "Время не ждёт"


Предназначенье выглядит шутя,
когда проходишь точку невозврата.

..Когтистый наст, где искорки блестят,
осядет пылью снежною на лапах.
Вожак бежит, поскольку он вожак,
скрипят полозья нарт, качая сутки,
и лес вокруг, дрожа и ворожа,
тенями вечер синими рисует.

Забудешься раскаяньем ли, сном -
пока костёр поддерживает небо,
собаки рвут подстреленную нерпу,
и компас жжёт ладони стрелкой "норд".
Мы - точка крови, что ещё бежит,
стремясь пройти безмолвие рассвета,
и хочется спешить за словом "жить",
и хочется давно забыть об этом...

Зачем мы здесь, куда и почему -
не главное, когда сжимает стужа.
Земные твари, мы по одному
себя в земном пространстве обнаружим -
ни по следам, ни доблестью, ни днём,
где солнца луч пронзителен иначе...
Сжимает грудь дыханьем белый норд.
В свои ладони нас снежинкой пряча.
 
Дай мне глоток растопленного льда,
горячий сон - что будет, если станет...
Завыл вожак, и ветер, как всегда,
ответил, ледяной мерцая сталью...

Погоня за метафорами подвела. Не получилось ни рассуждение, ни рассказ.


39. Нина Лёзер «Любви не распакованный багаж» http://www.stihi.ru/2016/05/25/2493

Бесшумное безумие и блажь,
седую прядь
над чёрными очками,
любви нераспакованный багаж
она носила.
В фетровой панаме…
качала, как подарок, как букет,
как смесь иллюзий и ассоциаций,
в податливой, изогнутой руке,
потрёпанного бархатного зайца.
.
Не куклу, что для всех обнажена,
с глазами, с шеей, с кнопками на блузе.
Могла б баюкать куклу,
но она
совпасть умеет с горечью иллюзий.
Зверёк ей может просто счастье длить,
взгляд отводя и не смущаясь взглядом…
его уже не надо хоронить
на грядке между луком и салатом.
.
Он вечно мёртв,
хоть и живой не плох,
такой же тихий и неприхотливый.
Искусственный тем лучше,
что без блох,
и не исчезнет в зарослях крапивы.
О, это счастье! Баюшки, баю!
Родник любви, что в сердце точит камень.
(Я не узнАю, я не узнаЮ
напряг в глазах под тёмными зрачками).
.
Бесшумное безумие и блажь,
седую прядь
над чёрными очками,
любви нераспакованный багаж
и символ счастья
в фетровой панаме…
несёт, как будто в пёрышках птенца,
малютку из себя…от всех подальше,
вполголоса, в полвздоха, в пол-лица…
снедаемая гордостью…
и фальшью.

Много абстрактных слов и витиеватых смыслов, а в результате, смысловая невнятность.


40. Валентин Емелин «Восьмое письмо» http://www.stihi.ru/2017/01/29/9589

Рвётся душа моя к вам, ненаглядная Екатерина Матвевна,
Но приключилась опять по пути небольшая заминка.
Нужно товарищам местным чуток подсобить непременно,
Здешним баронам и эксплуататорам справить поминки.

Главный у них – просто хочется харкнуть, хучь тоже Владимир,
Но, не подумайте что, не Ильич, а напротив – бандитская рожа,
То-то на шею они упырей у себя наплодили...
Их трудовому народу терпеть по-любому выходит дороже.

Ночи здесь нет. Только белое солнце в пустыню садится –
Красное всходит, рабоче-крестьянское, гневно.
Вёрст миллиарды на нашем баркасе тянуть до границы,
Чтобы обнять вас, любезная Екатерина Матвевна.

Должен сообщить, здесь живут под песком броненосные черви.
Я одного откопал, подлатал. Называю Саидом.
Он у меня состоит в боевом пролетарском резерве,
Чтобы морально врагов побеждать устрашающим видом.

Если судьба мне, бесценная Екатерина Матвевна,
Здесь за свободную Дюну погибнуть – пески будут пухом.
Что же, тогда не печальтесь, бойца помяните душевно.
Красноармеец, вам преданный, Фёдор Иванович Сухов.

Хороший ролевой текст, связывающий образ киногероя с новыми смыслами, неожиданность  метафор, вариативность привычных выражений (пески будут пухом). В шорт-лист.


41. Сибирский волк «Ты, Гамлет, назови себя Орфей» http://www.stihi.ru/2016/12/12/7075
 
Ты, Гамлет, назови себя Орфей,
ступай направо или тоже влево,
и пой, как в механизме соловей,
закручивая слово в сгусток тела.

Стоит как ангел город твой немой,
и немота прозрачная, как воздух
превыше нас – особенно весной,
когда не вечна. Если же, опомнясь,

расслышишь ты рожок, что издали
нас призывает из гулений наших,
иди на суд, теперь один иди,
всё вспомнив, отчего теперь не страшно.

Начальное сопряжение образов сразу же рождает неприятие  (Гамлет не назвал бы себя Орфеем и не запел бы), не снимающееся дальнейшими строками – они запутывают в образе Гамлета-Орфея ещё больше.


42. Любовь Левитина «Тревожное» http://www.stihi.ru/2016/09/02/4696

- Время застыло на стрелках часов, 
страхи ползут из притихших лесов. 
Двери и окна запри на засов,
мой любый.
Вдаль не смотри, отойди от окна,
может осколком поранить луна.
Чуешь, как мелко дрожат
тишина
и губы.
Видишь, как низко висят у воды
острые звёзды из тонкой слюды,
знаешь, кровавые в небе следы
остались.
Не поднимай к ним, любимый, лица, 
стоны от неба слышны без конца.
Это приметы войны и свинца,
и стали.

- Полно, от ветра дрожит тишина, 
прочно приклеена к небу луна,
нас не достанет, не тронет война,
я знаю.
Дом устоит против злобы и лжи.
Только от ветра стекло дребезжит.
Чай вскипяти и детей уложи,
родная.
Август уходит, печальный добряк.
Воздух не кровью – закатом набряк.
Вышили звёзды платок сентября
всего лишь.
Сонной травой зарастает быльё,
осень стучится, мы примем её.
Что же ты зябкое сердце своё
неволишь?
С летом прощается ветер в лесу, 
листья, не пули, держа на весу,
стонет, жалея их цвет и красу.
Их много!
Сложит  к порогу ковром поутру,
хочешь - красивый букет соберу,
осень впущу. И со стёкол сотру
тревогу.

Обилие глаголов, связанных с «ты», заслоняет лирическое «я». Но и состояние любимого-любого остаётся загадкой для читающего. Только тревога? Для такого объёмного текста этого мало…


43. Новикова Таня «Задворки сна» http://www.stihi.ru/2014/01/14/1850

…Там, кажется, на серых облаках, похожих на комки вчерашней манки, гуляют кошечки, слонята, обезьянки, больное солнце спрятав за бока. И смотришь — меж лечебных корпусов идут стада лошадок беззаботно. Они стучат копытами по окнам, по крышам и гогочут в унисон.

В инфекционке детской тишина. Но слышно, как снаружи ливень бродит. Мальчишка сквозь больничную утробу  полночи ходит по задворкам сна. По сентябрю — по жёлтым лоскутам блуждает возле крохотной часовни.
...Ему не больно, Господи, не больно. А остальное — ерунда...
 
Сюжет дан всё же не как сновидческий, название мешает, оформление вызывает возражение. По композиции – начало: «В инфекционке…» , продолжение – сон… Сна-ерунда – плохая рифма, особенно для концовки.


44. Агата Бахрушина «Твои собаки помнят о тебе» http://www.stihi.ru/2011/09/16/1924

Так сколько было у тебя собак?
Ты помнишь всех. Они уходят рано.
Нет на Земле для времени стоп-крана,
Трещит по швам и сыплется абак.

Бок о бок. В бездну дней стекал песок,
Когда ты покупал собачьи миски
И всё, что полагается по списку
Смешным щенкам: игрушки, поводок…

… Они тебя возьмут в собачий рай,
В тот миг, когда отринет человечий,
Когда ни врач, ни время не излечат,
Услышишь ты с небес собачий лай.

Взлетают нарты, рассыпая снег,
По серпантину северных сияний
Среди твоих грехов и воздаяний
С лохматой стаей. Всполохом. Наверх.
 
Нет сюжета. Есть только начало и конец… После «поводка» что-то очень важное пропущено.


45. Максим Рцы Еремеев «Наталье» http://www.stihi.ru/2017/01/31/1024

      Вкушая, вкусих мало меда…               
              1-я Книга Царств

Отчаинки кружатся в чашке,
стремятся в чёрную дыру.
Казалось прежде мне, Наташка,
что я вовеки не умру.
А нынче всё прозрачней, что ли,
и призрачнее, словно бес
насыпал в сахарницу боли
и заставляет ложкой есть.
Вопросов много без ответов:
на чём вселенные висят,
где брат, куда уходит лето,
и почему мне пятьдесят,
и каково у смерти в лапах.
На предпоследнем вираже
«ещё» теряет цвет и запах
и превращается в «уже».

Стихотворение удалось бы, если бы в нём было поменьше констатаций, выводов. Эпиграф  - лишний, он – о другом.


46. Нагибина «Без сил её печаль» http://www.stihi.ru/2017/01/25/11545

В серебряном углу покоится трюмо,
Изысканных гербер листы спадают томно,
Играет менестрель на дудке, и лимон
На блюдечке модерн спит одухотворённо.

Без сил её печаль. Ушедшее томит,
Симфония души звучит под скрип пружинный,
Луна блестит в окне -безжалостный софит,
И кажется листва, измазанная глиной,

Все тычет ей в лицо чумазой пятернёй,
Ломая светотень, и двигаясь скачками.
 Дома как корабли плывут в ночи нагой,
Не напрягая сон, не удлиняя память.

Подчеркивает тлен закрытое окно,
Плетет на раме тьмы паук седые сети
Расшитых лилий шёлк на чёрном кимоно,
Вершит витиевато танец смерти.
 
Витиеватость и подвела… Танец «красивых» слов почти без смысла. До абсурда и синтаксической неопределённости: подчёркивает тлен закрытое окно.


47. Кисточка Ра «вечность» http://www.stihi.ru/2015/01/05/3419

Пылают солнцем языки, затянутые в ледники.
Высь, золочёная в слова, Табын-Богдо-Ола.

Что ведала на гранях сна
передавалось рекам.
Зеркальной стороной страна
вратами к человеку.
О каменность её вершин
и ветер треплет плечи.
Небесным медяком алтын
заваривает вечность.

Осеребрятся языки, затянутые в ледники.
Высь, прилунёная в словах, Табын-Богдо-Ола.

Сменяются и ночь, и день
страдой тепла с морозом.
От розового в вышине
вина нагорный воздух.
Сольётся временной поток
и в зеркале сожмётся,
где битых стоп касался Бог,
оснеженный на солнце.

Мерцающие языки, затянутые в ледники.
Высь, освящённая в слова,
Табын-Богдо-Ола…

Перебор окказиональных метафор и эпитетов, текст без начала и конца, перечисление отдельных образов – в итоге, всё рассыпается.


48. Татьяна Половинкина «Отыграли в смертельные салочки» http://www.stihi.ru/2016/08/12/6144

Отыграли в смертельные салочки
И, затеяв большой перелёт,
Срез на сердце оставили ласточки
Да исчезли из здешних тенёт.

Ни листвой, что звенит по-осиному,
Ни дождей ворожбою вдали 
Эта осень мне не компенсирует
Столбового сиротства земли.

Звёзды тают, сочась, над откосами,
И становятся ночи слепей,
Только гнёзда зияют, как оспины,
Возведённые в степень степей.

Антипоэтизмы (компенсирует), неточность словоупотребления (столбового сиротства земли; окказиональные формы: сочась, слепей), натянутость метафор (звенит по-осиному – как осы? листва?).


49. Андрей Мурашко «По залам музея идя в тишине...» http://www.stihi.ru/2016/07/16/5024

По залам музея идя в тишине,
ты вдруг обращаешь вниманье,
что нет никого, кроме деда в пенсне
в огромном и сумрачном зданьи.
Ни мальчика с мамой, ни статного льва,
нет больше: « А он не кусается, ма?"
И нет двух влюблённых за пальмой-цветком,
отставших от группы студентов тайком.
Нет в платье бордовом красивой шатенки,
походкой модельной ушедшей сквозь стенку.
Есть сумрак и только. Он сторож - смотритель.
Ливрею надев на истлевший свой китель,
по вымершим залам идёт монотонно,
шаги отражаются эхом бетонным,
и в черный мешок он кладёт экспонаты,
стирает с полотен задумчиво даты,
знакомые лица и сочные гаммы,
рождая квадраты Малевича в рамах
и лики, подобные тем, что когда-то
навечно застыли в Гуанахуато.
И ты – в старомодных очочках, седой,
в засаленном мятом костюме
стоишь с глупым видом в музее пустом,
одной из пылящихся мумий.
И колокольчиком из небытья
доносится: "Мы закрываемся",
и лязгая цепью, за шаг от тебя
стальной опускается занавес.

Перегрузка, осложнение текста деталями и персонажами, взаимодействующими по атрибутике (дед в пенсне и сам герой – в старомодных очочках; сумрак с ливреей и кителе, засаленный костюм), невнятность конечного образа – стального занавеса (в музее?). Фантастический сюжет – превращение посетителя в мумию, экспонат музея – дан вне переживания-сопереживания (замечаешь – и всё).


Общее впечатление

Стихам, представленным в данной подборке, мешает тенденция, свойственная современной поэзии, - уход от образа-переживания в сторону очерка действительности, внешнего мира. В ряде стихотворений эта тенденция поддерживается повествованием, попыткой рассказать, в других – описательными конструкциями, рядами перечислений, повышенной метафоричностью… Это не запрещено поэтическим искусством, но, на мой взгляд,  такая тенденция свидетельствует о закрытости авторского «я» - оно прячется от читателя, внушая ему: то, что я вижу и просто знаю, важнее того, что я чувствую, в  чём сомневаюсь, что переживаю. В результате, само лирическое «я» как будто избегает диалога с воспринимающим, прячется. Возможно, это связано со страхом навязать эмоцию, которую читатель не примет, или показаться назойливым в своей искренности – так часто бывает с не слишком уверенными в себе стихотворцами или с теми, кто полагает, что чем больше туману в стихах – тем больше в них всеобщего смысла.
Замечания по языку:
- много причастий и наречий, утяжеляющих строку, фонетику текстов: распластавшегося меня; спит одухотворённо и т.д.
- фонетические повторы, на которых застревает читатель: освободиться б из лабиринта, мне не компенсирует;
- эпитеты - некорректные по смыслу, вычурные (бегство от банальных?): ершистые рябина и бузина, согбенный фонарь, вьюга-декабристка, правильная дверь; стылый февраль; в озарении келейном; оснеженный на солнце; и опрокинуть пейзаж вспять, и сумерки, что медлят, уходя ( как уходят сумерки? Что вместо них? День? Но сумерки предваряют вечер и ночь, не уходят, а сгущаются ), погаснет тёмный свет (оксюморон можно было бы принять, если бы не глагол); кутаться в тени сада. Довольно часто стремление добиться «красивости», необычного языка  – оборачивающиеся абсурдом (скоро весна – а кто-то кутается в тени сада; зимой?); куст сентябрин, не сорванный никем (куст каков? Как сорвать куст?), Звёзды тают, сочась, над откосами, лимон … спит одухотворённо.
Автор подчас даже не замечает, что , создавая законченный сюжет, «намасливает масло»: текст движется, например, от  «память-ткачиха вершит полотно» к  «пусть полотно постоянно хранит памяти кратерное нутро» , то есть память и ткачиха и то, что она делает, хранит её  же, ткачиху-память? Всё это мешает верить в подлинность образной картины, в подлинность чувств, вызванных ею.
Даже  хорошее начало не отменяет таких странностей.  Глубокий и  неожиданный образ, влекущий к  тайне:.
У женщины внутри – неначатый клубок,
несвитое гнездо, неповрежденный улей.
И в комнате ее - пространства теплый бок
и оболочки дней, повисшие на стуле.
-  отменяется, перечёркивается. Женщина с её потаёнными возможностями, с её миром тепла и оболочек-одежд жизни внешней пропадает, замещается каким-то божьим формалином, семенами луны, свитками и правильной дверью, пустым словом «она».
- синтаксис нередко подводит: и тусклый свет, что держит надо мною фонарь согбенный – кто-кого держит?; подчёркивает тлен закрытое окно (те же вопросы + натянутость, неестественность такого глагола).
Естественность, ритмическая лёгкость решения нешаблонной темы, владение формой, отсутствие лишнего, лаконизм, ирония, цельность и целостность – главные достоинства отмеченных стихотворений, их 10.


Шорт-лист

6. Ульяна Валерьевна «Александрит» http://www.stihi.ru/2016/06/22/6862
12. Дядя Игорь «Сардины» http://www.stihi.ru/2015/12/01/8737"
16. Тургут Элл-Макбак «Мух» http://www.stihi.ru/2016/12/06/5716
18. Александр Спарбер «Кризис» http://www.stihi.ru/2016/06/13/4774
27. Елена Таганова «И вяжешь, и вяжешь» http://www.stihi.ru/2016/12/02/5942
29. Алёна Рычкова-Закаблуковская «Мук» http://www.stihi.ru/2017/01/04/7283
30. Ольга Денисова 2 «Рак, варяг и грека» http://www.stihi.ru/2011/11/22/9809
32. Светлана Ник Пешкова «Мой человек» http://www.stihi.ru/2016/12/02/6258
37. Ларки «Про тишину» http://www.stihi.ru/2014/04/22/1822
40. Валентин Емелин «Восьмое письмо» http://www.stihi.ru/2017/01/29/9589


О нашем эксперте

Елена Титова доцент кафедры литературы Вологодского государственного университета, исследователь творчества Марины и Анастасии Цветаевых, вологодских штрихов в судьбах семьи Цветаевых, участник международных конференций, инициатор сохранения дома в Печаткино, где в 1947-1949 жила А.И. Цветаева, и проведения ежегодного "Цветаевского костра" на вологодской земле. Автор рецензий в журнале "Вопросы литературы", ряда предисловий и послесловий к изданиям вологодских авторов, обзора "Куда ж нам плыть?" в "Вологодском альманахе-2015", статьи "Поэтический указатель" в журнале "Октябрь".


Рецензии
Спасибо, Елена)

Ларки   11.03.2017 20:06     Заявить о нарушении
Пожалуйста.Улыбаюсь в ответ.

Елена Тире   12.03.2017 08:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.