Ария юноши или три ошибки академика Гаспарова

М.Л. Гаспаров. Русский стих начала ХХ века в комментариях.

Цитирую:
•••••••••••••••••••••••••••••
РАСШАТАННЫЙ ЛОГАЭД. №133 <Ария юноши>

Песня моей свирели не ждет ответа:
Прошла зима, пройдет весна, пройдет и лето.

Голос мой, тот же всегда, звучит уныло:
Забудут все, что было зло, что было мило.

Время, как птица, вьется, любовь крылата.
Собравшим только хлеб рабам дается плата.

Камень, стукнутый камнем, огонь рождает,
Любовный взгляд найдет, ища, кого не знает.

Маски ловятся слепо в повязке жмурок:
Пастух, король, поэт, герой, монах и турок.

Время летит: скорее, не ждите лета,
Свирель моя одна поет, полна ответа.
М. Кузмин, [1908]

Перед нами несомненные строчные логаэды: первый стих каждого двустишия гибок и причудлив, а второй стих, наоборот, предельно строг: это 6-ст. ямб, и притом полноударный, и притом со словоразделами, как бы отбивающими стопы («пастух, король, поэт, герой...»). Стихотворение Кузмина входило в сюиту «Куранты любви», написанную на собственную музыку; эта музыка еще больше подчеркивала контраст первой и второй строк двустишия.

На фоне четких ямбов первые строки кажутся однородно построенными – стопными логаэдами, только очень сложными. На самом деле логаэдичность их расшатана, на одинаковую последовательность разных стоп они не разлагаются. Пять из этих шести стихов укладываются в схему: хорей (отбитый словоразделом); за ним амфибрахий или дактиль; за ним опять хорей и после него женская цезура; а потом два ямба с женским окончанием. Найдите сами единственный стих, который не укладывается в эту схему, и попробуйте в нем заменить одно слово (предцезурное), чтобы он не выбивался из схемы.

Это «или» в нашем описании (амфибрахий или дактиль) и есть признак расшатанности кузминского стопного логаэда. Это – шаг от силлабо-тоники в сторону чистотонического стиха. Сравните схему кузминского стиха со схемой стиха поэмы Г. Адамовича «Вологодский ангел» в следующем разделе (№ 141), вы увидите много общего.
•••••••••••••••••••••••••••••

В КАЧЕСТВЕ ВВОДНОЙ. С моей лёгкой руки... — для сравнения:

ВАРИАНТ А:

Песня моей свиристели не тает от ветра:
«Песня моей свирели не ждет ответа:»

Голос мой, тот же всегда, зазвучавший уныло:
«Голос мой, тот же всегда, звучит уныло:»

Время, как птица, скребётся, любовью крылата.
«Время, как птица, вьется, любовь крылата.»

Камень, стукнутый камнем, огонь зарождает,
«Камень, стукнутый камнем, огонь рождает,»

Маски ловятся слепо в повязке для жмурок:
«Маски ловятся слепо в повязке жмурок:»

Время летит: чуть быстрее, не ждите ответа,
«Время летит: скорее, не ждите лета,»

ВАРИАНТ Б:

Голос мой, тот же всегда
Песня моей свирели

Время как птица вьётся
Камень стукнутый камнем

Маски ловятся слепо
Время летит скорее

ВАРИАНТ В:

Голос мой, тот же всегда не ждёт ответа зимы
В песне моей свирели звучит уныло вослед

Время как птица вьётся любовь крылатым богам
Камнем стукнутым камнем огонь рождая в снегу

Маски ловятся слепо в повязке жмурок мечты
Время летит скорее не ждите лета друзья
•••••••••••••••••••••••••••••

Итак, нас интересует только ВАРИАНТ А. Остальные — пусть будут. Что же такого в этом ВАРИАНТЕ А, — быть может спросите, вы, — что он, нас так заинтересовал? А мы, вам и ответим. Но, для начала, давайте нарисуем схемы стихов — со слов академика Гаспарова, — «хорей (отбитый словоразделом); за ним амфибрахий или дактиль; за ним опять хорей и после него женская цезура; а потом два ямба с женским окончанием. Найдите сами единственный стих, который не укладывается в эту схему, и попробуйте в нем заменить одно слово (предцезурное), чтобы он не выбивался из схемы.»:

а) 1о ^ о1о 1о / о1 о1 о — 1, 3, 6 строки.

б) 1о ^ 1оо 1о / о1 о1 о — 4, 5 строки.

в) 1о ^ о1о о1 / о1 о1 о — 2 строка.*

Скомпонуем схемы — собрав их вместе и проставив над ними цифры:

123456789012
^~~~~~~~^~^~
1оо1о1оо1о1о — 1, 3, 6
1о1оо1оо1о1о — 4, 5
1оо1оо1о1о1о — 2

Как мы видим, относительно ударности, говоря о чёткости попадания, можно смело утверждать только о 1-ом, 9-ом и 11-ом ударах — они одинаковы у всех строк.

Относительно безударности эта чёткость проявленна во 2-ой, 5-ой , 8-ой , 10-ой и 12-ой позициях.

Ударно-безударное шатание (несоответствие) проявлено на 3-ей и 4-ой позиции; и, на 6-ой и 7-ой , включительно.

Теперь возвращаемся к нашему ВАРИАНТУ А. Ну, вы наверное уже догадались, да, что мы сделали? — привели все строки к Силлаботонике, — почти все. А именно, все строки, кроме 4-ой и 5-ой были дополнены до 5-стопного Дактиля с женским окончанием:

1оо1оо1оо1оо1о —

— если взять логаэдные схемы и дополнить к ним, соответствующие нолики (только большие, чтобы были видны), то выйдет так:

а1) 1о ^ о1о0 1о / о10 о1 о — 1, 3, 6 строки.

а2) 1о ^ о1о 01о / о1 0о1 о — 1, 3, 6 строки.

б1) 1о ^ 1оо 1о / о10 о1 о — 4, 5 строки.

б2) 1о ^ 1оо 1о / о1 0о1 о — 4, 5 строки.

в1) 1о ^ о1о о10 / о10 о1 о — 2 строка.

в2) 1о ^ о1о о10 / о1 0о1 о — 2 строка.

Как видите, на схемах а1/2) и в1/2) представлены три, четыре (с учётом окончания) вида Стоп на каждую схему — хотя мы говорим о Дактиле — о 5-стопном Дактиле:

1оо 1оо 1оо 1оо 1о —

— и схема его соответствующая — равная 4 дактильным Стопам плюс одна, последняя в усечённом состоянии, что может быть только в окончании. Хотя, опять же, — не имеет значения (такого уж патового или лучше сказать конкретного) как разбить, — это всё равно будет 5-стопный Дактиль с ударами на 1-ом, 4-ом, 7-ом , 10-ом и 13-ом месте:

а1) 12 ^ 3456 78 / 901 23 4
а1) ^~ ~ ~^~~ ^~ / ~^~ ~^ ~
а1) 1о ^ о1о0 1о / о10 о1 о — 1, 3, 6 строки.

а2) 12 ^ 345 678 / 90 123 4
а2) ^~ ~ ~^~ ~^~ / ~^ ~~^ ~
а2) 1о ^ о1о 01о / о1 0о1 о — 1, 3, 6 строки.

Об этом мы уже говорили (в другом эссе), — любой Размер имеет строго определённую ударную зависимость и по-большому счёту знание Стопы для его определения не требуется. Оно необходимо в терминологии. Это важно. Например, если взять по-другому (не так как написано в том эссе): все мы люди. Но не смотря на это, мы, в первую очередь отличаемся по-половому признаку. Это важно? Так же и со Стопой. Но вернёмся к нашей теме. Главная ошибка Гаспарова — как и многих других стиховедов, — заключается именно в этом не понимании простейшего, но в тоже время очень важного предназначения Стопы: Стопа, это элементарная еденица ИЗМЕРЕНИЯ. И она ИЗМЕРЯЕТ Размер Метра. От этой ошибки идут все остальные. Конкретно, здесь:

ПЕРВАЯ ОШИБКА Гаспарова, заключается в том, что он, вместо того, чтобы трезво взглянуть на вторую строку, — предложил читателю ребус:

«Найдите сами единственный стих, который не укладывается в эту схему, и попробуйте в нем заменить одно слово (предцезурное), чтобы он не выбивался из схемы.» —

2) «Голос мой, тот же всегда,  звучит уныло:»

1о ^ о1о о1 / о1 о1 о — схема не верная.

Ну ладно, заменим это предцезурное слово:

2а) «Голос мой, тот же РОБОК,  звучит уныло:»

1о ^ о1о 1о / о1 о1 о — схема ВСЁ РАВНО не верная. —

— Поскольку, есть разница между визуальным (видимым) словоразделом и ритмическим (движущимся так сказать). В данном случае, здесь нет ХОРЕЙНОГО словораздела, — ибо он, ДАКТИЛЬНЫЙ: ГОЛОС_МОЙ, — всё равно что ГОЛОСОМ. И это была ВТОРАЯ ОШИБКА Гаспарова.

Если не брать в расчёт несуразность следующего примера, строка должна была выглядеть так, — чтобы метрически соответствовать подобным другим:

Голос ^ всегда мой тот же / звучит уныло

1о ^ о1о 1о / о1 о1 о

То есть как вы поняли, — перестановка слов и никакого мошенничества. Чем примечателен этот пример, если сказать коротко, то — многим. Если не всем. Ибо метрически (изометрически) — относительно одинакового расположения Стоп — выровняв строку мы нарушили (так сказать), его структурно-метрическую Ритмику — связи слов друг с другом относительно одной строки — и саму по себе — это сочетание слов не очень и относительно других строк:

ВРЕМЯ КАК ПТИЦА / вьётся // любовь / крылата — 2/1//1/1

Голос / ВСЕГДА МОЙ ТОТ ЖЕ // звучит / уныло — сохранение Метрики, но нарушение структурной Ритмики — 1/2//1/1.

ГОЛОС МОЙ ТОТ ЖЕ / всегда // звучит / уныло — нарушение Метрики, но сохранение структурной Ритмики — 2/1//1/1. Правда, как бы там ни было, а пластичность данной полустроки, да и строки в целом ощущается. Но, вернёмся к полустрокам этой строки. —

— И это была ТРЕТЬЯ ОШИБКА Гаспарова. Потому что, он знал, что такое Цезура. А именно, что Цезура делит стих на два НЕ РАВНЫХ полустишия. Соответственно, интерпретация этой строки должна быть предельно чёткой:

3-стопный Дактиль, м / 2-стопный Ямб, ж :

1оо 1оо 1 (-) / о1 о1 (о)

А там, если бы он, трезво, а где-то и смело, оценил эту ситуацию, он бы пришёл к заключению, что строки 1, 3, 6, — Дактиле-хореичны как и 2 строка, но идентичны в стопном отношении — а лучше сказать изометричны — где каждая Стопа находится на одном и том же месте относительно другой подобной ей Стопе в системе двух или нескольких строк стиха — короче! — смотрите:

1оо 1о 1о/о 1о 1о — 1, 3, 6
1оо 1о 1о/о 1о 1о
1оо 1о 1о/о 1о 1о — ИЗОМЕТРИЗМ ТРЁХ СХЕМ-СТРОК.

1оо 1оо 1/о 1о 1о — 2 — НАРУШЕНИЕ ИЗОМЕТРИЗМА (при сохранении Изосиллабизма — слогового объёма) относительно трёх схем-строк, представленных выше.

Вот это правильная СТОПНАЯ схема соответствующих строк. Стопная, НЕ значит ВЕРНАЯ относительно визуального определения РАЗМЕРА второго полустишия. Да и вообще, ещё раз повторю, СТОПНАЯ схема никогда НЕ претендует на какую-либо МЕТРИЧЕСКУЮ или тем паче РИТМИЧЕСКУЮ точность. Хотя, понять её можно запросто. Если правильно смотреть. Но, именно СТОПНАЯ схема правильная — если она предоставлена ПРАВИЛЬНО. Потому что, только она говорит о Размере строки в целом:

Дактиль 1оо, Хорей 1о, Дактиль с женской Цезурой 1о/о и два Хорея 1о 1о. Или же — вторая строка:

Дактиль 1оо, Дактиль 1оо, Хорей с мужской Цезурой 1/о и два Хорея 1о 1о — всё просто и к бабке не ходи.

Хотя, наверняка, могут найтись теоретики, могущие попенять нас, относительно Цезурных Стоп — найдутся такие? Готов выслушать ваши замечания.
•••••••••••••••••••••••••••••

Итак, что мы хотели всем этим сказать. Если говорить вкратце, всё, что мы хотели сказать, мы уже сказали. Лишь в качестве дополнения, можно добавить, что Амфибрахических и подобных им Стоп — с двух сторон безударных, — вообще не может быть при определении какого-либо Размера. Амфибрахическая Стопа — только она, без подобных ей, — может быть только у Размеров Амфибрахия. Всё. Все остальные Размеры, — и силлаботонические и логаэдические — определяются исключительно ОДНОРОДНО-УДАРНЫМИ Стопами: с той или другой стороны, — то есть имеющие одинаковые УДАРНЫЕ начала 1... или концы ...1. Подробнее с Амфибрахием включительно, это выглядит так:

СИЛЛАБОТОНИКА:

1) 1о 1о 1о — 3-стопный ХОРЕЙ •
ТА-та ТА-та ТА-та

2) о1 о1 о1 — 3-стопный ЯМБ

та-ТА та-ТА та-ТА

3) 1оо 1оо 1оо — 3-стопный ДАКТИЛЬ

ТА-та-та ТА-та-та ТА-та-та

4) о1о о1о о1о — 3-стопный АМФИБРАХИЙ

та-ТА-та та-ТА-та та-ТА-та

5) оо1 оо1 оо1 — 3-стопный АНАПЕСТ

та-та-ТА та-та-ТА та-та-ТА

•••+•••

СИЛЛАБОМЕТРИКА (или как угодно ТОНИКА, а лучше ЛОГАЭДИКА):

6) 1о 1оо 1о — 3-стопный ХОРЕО-ДАКТИЛЬ

ТА-та ТА-та-та ТА-та

7) 1оо 1о 1о — 3-стопный ДАКТИЛЕ-ХОРЕЙ

ТА-та-та ТА-та ТА-та

8) о1 оо1 о1 — 3-стопный ЯМБО-АНАПЕСТ

та-ТА та-та-ТА та-ТА

9) о1 о1 оо1 – 3-стопный ЯМБО-ЯМБО-АНАПЕСТ

та-ТА та-ТА та-та-ТА

•••=•••

Как вы видите, 9 Метров — если брать исключительно названия, — это своего рода аналог 7 Нот в музыке: До Ре Ми Фа Соль Ля Си. Вопрос только в том, как музыканты пишут эту музыку, — так же как пииты пишут стихи? Есть здесь музыканты, могущие нам объяснить сей процесс, — хотя бы в двух словах, как из СЕМИ НОТ они пишут музыку? Надеюсь на вас! Не молчите!

И на этом всё. А там посмотрим.
•••••••••••••••••••••••••••••

ПРИМЕЧАНИЕ:

Ч. 1 Метрические вариации 4-стопного Дактиля
http://www.stihi.ru/2017/02/24/6910

— наше эссе, где подробнее говорится о Стопе, как измерительном элементе Размера Метра.


Рецензии