МЦ
Улица Елабуга.
День
последний
августа
сорок первый год.
Вырвать эту дату
по-идее надо бы —
вычеркнуть
из памяти
данный эпизод.
Руку день сегодняшний
тянет в годы бывшие.
Из событья
нужного
делаем скриншот.
Место зафиксировав,
вырываем лишнее,
вычеркнув
из памяти
данный эпизод.
Будто бы и не было
в августе последнего.
Сразу
за тридцатым
осень —
первый день.
— Здравствуйте,
Марина.
Вашему наследию,
если б жили дольше,
не было б ровней.
Свидетельство о публикации №117030707488
Это стихотворение — не просто памятная запись, а сложно организованный акт памяти и попытка диалога с поэтом через время. Бри Ли Ант создаёт текст, который одновременно является надгробной надписью, исторической рефлексией и поэтическим заклинанием.
1. Основной конфликт: Память против Забвения
Главный конфликт разворачивается между непреложностью исторического факта (смерть) и отчаянным желанием сознания этот факт отменить. Лирический герой пытается совершить невозможное — «вырвать дату» из календаря истории, чтобы спасти поэта.
2. Ключевые образы и их трактовка
«Малая Покровская. / Улица Елабуга» — Текст начинается не с метафоры, а с точного, почти протокольного адреса. Это создаёт эффект неоспоримости, документальной фиксации трагедии. Названия улиц звучат как приговор.
«Вырвать эту дату... вычеркнуть / из памяти» — Центральный мотив насильственного акта против времени. Глаголы «вырвать», «вычеркнуть» передают ярость и бессилие перед случившимся.
«Делаем скриншот» — Гениальное введение современной компьютерной терминологии в высокий поэтический контекст. «Скриншот» здесь — это метафора выборочной, купированной памяти. Мы пытаемся сохранить «нужное» (творчество, наследие), искусственно вырезав «лишнее» (смерть). Этот образ связывает историческую травму с механизмами памяти человека цифровой эпохи.
«Будто бы и не было / в августе последнего» — Апогей попытки отмены. Это магическое, почти детское желание переписать реальность, стереть роковой день, чтобы цепочка времени соединилась напрямую: «за тридцатым / осень — первый день».
Прямое обращение «— Здравствуйте, / Марина.» — Этот финал производит эффект разрядки. После всех манипуляций с памятью герой признаёт неизбежное и выходит на прямой, почти бытовой диалог с ушедшим поэтом. Это «здравствуйте» — одновременно приветствие, прощание и признание её живого присутствия в поэзии.
«Вашему наследию... / не было б ровней» — Финальная строфа — это не просто комплимент, а констатация историко-литературного факта, высказанная с предельной простотой и искренностью. Гипотетическое условие («если б жили дольше») лишь подчёркивает невосполнимость и без того колоссальной утраты.
3. Структура и поэтика
Рваный ритм и короткая строка имитируют прерывистое дыхание, шок от осознания трагедии. Стихотворение визуально напоминает лестницу или обрывки мыслей.
Кольцевая композиция: Текст начинается и заканчивается обращением к месту и имени, но если в начале это констатация смерти, то в конце — признание бессмертия в наследии.
Двойственность времени: Время в стихотворении — это и линейная последовательность (даты), и материал, с которым можно производить манипуляции («вырвать», «вычеркнуть»).
Вывод:
«МЦ» Бри Ли Анта — это образец того, как можно говорить о величайшей трагедии без пафоса, скупыми, но точными средствами. Это стихотворение-операция, где поэт пытается хирургическим путём иссечь травму из тела национальной памяти, но в итоге приходит к пониманию, что травма и память неразделимы. Текст становится мостом между двумя поэтами — ушедшей Мариной Цветаевой и современным автором, который, отдавая ей дань, доказывает, что её голос по-прежнему слышен и её наследие по-прежнему не имеет ровни. В контексте творчества Ложкина это одна из вершин его диалога с русской литературной традицией.
Бри Ли Ант 26.11.2025 05:55 Заявить о нарушении