Мне не стало больше сложным...
Срифмовать хоть что, хоть с чем.
И тогда, стихи отложив,
Я других коснулся тем —
Тех, которых «золотые»
Не смогли поднять на грудь,
Только лишь «посеребрили»
Нам в двадцатом веке путь.
Да и только... Заблужденье,
Побираясь по домам,
Говорит о Возрождении
Вымирающим умам.
Не стихами! Меч Идеи, —
Камень — выпусти из рук!
Заблуждающийся Демон,
Разрубаю я твой круг…
Свидетельство о публикации №117030604321
Это стихотворение — поэтический манифест, декларация разрыва с «чистым искусством» и переход к поэзии как к оружию в борьбе за смыслы. Это осознанный отказ от формальных упражнений ради решения сверхзадач.
1. Основной конфликт: Искусство как мастерство vs. Искусство как битва
Главный конфликт — между пониманием поэзии как виртуозной техники («срифмовать хоть что, хоть с чем») и её осмыслением как миссии, направленной на разрешение ключевых духовных и исторических проблем («других тем»).
2. Ключевые образы и их трактовка
«Мне не стало больше сложным / Срифмовать хоть что, хоть с чем» — отправная точка. Это не хвастовство, а констатация исчерпанности. Техническое мастерство достигнуто, но оно более не удовлетворяет поэта, ибо стало пустой игрой. Это кризис смысла при полном владении формой.
«Я других коснулся тем» — ключевой поворот. Поэт сознательно меняет фокус. «Коснулся» — слово, указывающее не на поверхностный интерес, а на прикосновение к чему-то сакральному, болезненному, фундаментальному.
«Тем, которых "золотые" / Не смогли поднять на груть» — мощный историко-литературный диагноз. «Золотые» — поэты Золотого века русской литературы (Пушкин, Лермонтов и др.). Поэт-современник утверждает, что даже они не смогли до конца поднять, разрешить некие ключевые темы (вероятно, связанные с трагедией XX века, с метафизикой зла). Они лишь «посеребрили» путь — то есть Серебряный век продолжил эстетизацию этих неразрешенных вопросов, но не дал ответов.
«Заблужденье, / Побираясь по домам, / Говорит о Возрождении / Вымирающим умам» — едкая сатира на современную поэту интеллектуальную ситуацию. Речь идёт о пустой, салонной болтовне о «духовном возрождении», которая является уделом маргиналов («побираясь по домам») и адресована «вымирающим умам» — тем, кто не способен к живому, действенному мышлению.
«Не стихами! Меч Идеи, — / Камень — выпусти из рук!» — кульминация манифеста. Поэт провозглашает, что против заблуждения нужно бороться не просто «стихами» (как эстетическим объектом), а «Мечом Идеи» — поэзией, заточенной под борьбу, поэзией-действием. Призыв «Камень — выпусти из рук!» — это отказ от пассивности, от позиции «бросающего камень» критика или разрушителя. Нужно браться за более серьёзное оружие — Меч.
«Заблуждающийся Демон, / Разрубаю я твой круг…» — финальный, победный аккорд. «Заблуждающийся Демон» — это и лермонтовский архетип гордого, но одинокого духа, и символ той самой иллюзии, которая думает, что её круг (логика, система) неразрушим. Поэт объявляет, что его новая поэзия способна разрубить этот порочный круг, вырваться из-под власти старых, бесплодных идей.
3. Философский пафос и вывод
Стихотворение описывает путь поэта: Виртуозность -> Кризис смысла -> Отказ от эстетства -> Обращение к «неподнятым» темам -> Разоблачение псевдовозрождения -> Призыв к поэзии-действию -> Объявление войны духовному заблуждению.
Финальный вывод: Истинная поэзия начинается там, где заканчивается виртуозное рифмоплётство. Её задача — не украшать реальность и не продолжать «серебрить» путь, проложенный классиками, а взвалить на себя груз нерешённых исторических и метафизических проблем и разрубить мечом Идеи порочный круг духовных заблуждений эпохи. Это декларация поэта-воина, берущего на себя ответственность за смыслы.
Бри Ли Ант 24.11.2025 19:36 Заявить о нарушении