Стихотворение И. В. Джугашвили Пророк

Ко Дню памяти И.В. Сталина 5 марта...

Немногие знают Иосифа Виссарионовича Сталина как поэта, ведь стихи он писал только в молодости и на грузинском языке. Но его творения наполнены глубоким смыслом и достойны перевода на другие языки. Многие стихотворения переведены и на русский, существуют разные варианты перевода. Предлагаю свой вариант перевода стихотворения «Пророк».

Шёл он по свету с песнею,
В каждую дверь заглядывал,
Музыкой той чудесною,
Голосом сладким радовал;

Правду, как солнце чистую,
Нёс своей песней славною,
И воспевал в ней истину,
Для человека главную.

Даже с душою каменной,
Люди, внимая пению,
От его речи пламенной
Шли к своему спасению.

Но за его пророчества
Толпы, лишь тьму желавшие,
Встретили вместо почестей
Полною ядом чашею...

«Пей, говорили, проклятый!
Смерть тебе нами выбрана!
В песне твоей нет проку нам,
Правда твоя невыгодна!»

(27.12.2016)

(В стихотворении сохранён ритм оригинала. Подстрочный перевод и фото оригинального текста нашёл на странице автора Заза Самсонидзе. Там же есть и другие варианты перевода стихотворения: http://www.stihi.ru/2013/04/21/5276 )


Рецензии
Иосиф Виссарионович, как умный человек, уже в молодости понял, что пророки в своём отечестве не нужны. А ведь многие его политические речи пророческие.

Фёдор Городов   10.03.2017 21:34     Заявить о нарушении
Это точно. Он настолько хорошо разбирался в настоящем, что можно сказать "видел" будущее. А точнее знал возможные варианты будущих событий, поэтому выбирал самый правильный путь.
Что касается стихотворения, то оно оказалось во многом именно о его судьбе: и правду людям нёс, и многим указал верный путь, по которому немало прошли, совершив почти невозможное... и нашлись в итоге такие, кому оказалась нужна не правда, а личная выгода. И даже чаша с ядом в итоге была, согласно популярной версии о его уходе из жизни...
К сожалению сейчас таких, как Сталин, либо нет, либо им не дают дойти до власти те, кому правда невыгодна.

Дмитрий Нестеренко 2   10.03.2017 21:56   Заявить о нарушении
Да уж ,хороший путь выбрал великий вождь.До сих пор не можем с него окончательно свернуть,раньше кричали слава КПСС ,теперь кричим слава Путину
единственному и незаменимому ,лучшему и непогрешимому ,так же
как кричали когда то Сталину главному "пахану"лидеру преступной группировки
под названием РСДРП(б),специалисту по добычи денег для партии
с помощью грабежа.

Олег Гаврилов 3   14.04.2017 15:04   Заявить о нарушении
Олег, так этот путь выбрал не Сталин. Да и влияние КПСС он попытался уменьшить, понимая, во что превращается партийный аппарат. (Кстати, по одной из версий, его именно за это и «убрали», как только он начал воплощать озвученное на XIX съезде партии.)
Что же касается культа вождей, то он всегда был, есть и будет, в любой стране и любом обществе. Естественный или искусственный (навязанный). Такова особенность человеческого общества. Как сказал Сталин в беседе с Шолоховым, «Людям нужно божка». Поэтому и расцветает культ личности, особенно перед лицом общей опасности и трудностей. И тем более он достигает небывалых высот (как в случае со Сталиным), когда появляются реальные успехи и победы под руководством вождя.
А насчёт вашей характеристики Сталина как «специалиста по добыче денег», так он был специалистом во всём, и как результат его работы - «Единый, могучий Советский Союз», одна из величайших мировых сверхдержав.

Дмитрий Нестеренко 2   14.04.2017 16:08   Заявить о нарушении
А как легко этот единый и могучий крякнул в 1991 году,а почему так легко ,да потому ,что не те люди к рулю попали ,попали почти случайно ,
а вытворять они могли что угодно при той системе неограниченной власти какую они
имели.А систему эту Сталин создал .

Олег Гаврилов 3   14.04.2017 16:28   Заявить о нарушении
Легко?!! Да его десятилетиями усердно разваливали всем капиталистическим миром с помощью местных предателей! А многими достижениями Сталинской эпохи мы до сих пор пользуемся.
И про неограниченную власть не надо сказки рассказывать, у царей и императоров власти было гораздо больше. Так что же теперь, в популярности Путина винить Ивана IV и Петра I ?
А насчёт «системы неограниченной власти» — абсолютно несогласен. Не может быть у нормального государства мало власти, в этом случае оно разваливается. Что и произошло с СССР.
И ещё раз напомню: Сталин постоянно уравновешивал власть отдельных государственных структур, сохраняя между ними некий баланс. В некотором роде многопартийность власти. А в том, что потом КПСС подмяла всё под себя, и в последовавшем развале Союза, его вины не больше, чем вины Ивана Грозного в революции 1917 года.

Дмитрий Нестеренко 2   15.04.2017 14:39   Заявить о нарушении
Дмитрий, спорить с такими людьми бесполезно. Им любая власть, кроме их личной, плоха. Живут, только благодаря тому, что был у нас Сталин, а теперь Путин и всё недовольны. Добейтесь хоть чего-то в жизни, а не нойте, как чирей на шее! Благодарить бы Бога должны, что появился у нас Путин, а не украинские президенты, каждый из которых был только хуже предыдущего. И вот теперь они докатились. Завидуйте!

Фёдор Городов   15.04.2017 17:23   Заявить о нарушении
А почему это бесполезно ,Фёдор,очень полезно,мы не просто спорили,мы общались,кстати умные люди утверждали ,что в спорах рождается истина
личность Сталина в истории неоднозначна ,несмотря на то что он был изверг и
тиран он выиграл войну и восстановил разрушенное войной хозяйство ,но он
создал систему ,при которой человек оказался бездушным винтиком в огромном
механизме ,куклой на ниточке ,вам может быть нравится ходить строем и кричать
партийные лозунги ,но не все же такие как вы .

Олег Гаврилов 3   15.04.2017 18:11   Заявить о нарушении
Если вы понимаете, что только благодаря политике Сталина мы выиграли войну, то должны понимать и то, что если бы мы её не выиграли, то нас бы просто не было. Мы бы просто банально не родились. Ну и де же Ваша благодарность?
Если бы не Путин у нас бы сейчас было во много раз хуже чем на Украине. И где же Ваша благодарность?
Мы не идеализируем ни то, ни это время. И нам бы хотелось что бы было лучше. Но мы понимаем, что не всё ещё можно претворить в жизнь. Мы уже обожглись с Ельциным, как теперь хохлы. Хотели всё и сразу. Такого не бывает. Терпение и труд всё перетрут. Вы на Запад не смотрите. Запад веками грабил свои колонии. А Россия сама кормила всех. У нас разные менталитеты. Нужно быть благодарным, учиться быть благодарным.

Фёдор Городов   15.04.2017 18:47   Заявить о нарушении
Политик Сталин был слабый ,войну он прозевал ,разведке не поверил ,но он обладал
талантом организатора и сумел перевести экономику на военные рельсы вот главная
его заслуга.А на счёт благодарности так я благодарен не только ему ,а всем
кто сражался и работал в тылу и не только им ,ведь наше государство появилось
давно и постоянно сражалось за свою независимость ,так вот я благодарен всем кто
были до нас и сохранили страну для нас ,но нам надо развиваться ,совершенствоваться ,а для этого надо смотреть и на запад и на восток ,учиться
и перенимать всё лучшее у всех и не считать себя истиной в последней инстанции.

Олег Гаврилов 3   15.04.2017 19:57   Заявить о нарушении
Олег, а почему быть винтиком в механизме плохо? Ведь при этом у человека есть своё место в обществе, задачи, ответственность, права и гарантии. Механизму-государству же нужны «винтики» исправные и надёжные во всех смыслах. А если создать «винтикам» плохие условия, то и «механизм» не сможет работать. А он при Сталине работал всё лучше.
И слово «бездушным» здесь лишнее. Не требовалось всем «ходить строем», более того, абсолютно свободно можно было заниматься любой законной деятельностью, обсуждать любые темы, кроме целесообразности советской власти.
С тем, что «Политик Сталин был слабый ,войну он прозевал» — категорически не согласен. Сильнейшим политиком его считали даже идеологические противники, вроде Черчилля. К войне Сталин готовился основательно, оттянул её начало, насколько это было возможно. Тяжёлые потери СССР вначале войны и захват большой нашей территории были неизбежны, так как Гитлер подчинил и направил против нас почти всю Европу.
Какие у нас были варианты перед началом войны? Всеобщая мобилизация? Упреждающий удар? Вспомните историю Первой мировой. Тем более, начав войну первым, СССР стал бы агрессором, и пришлось бы воевать ещё против Великобритании, США, да можно сказать, против всего мира! Результат очевиден.

Дмитрий Нестеренко 2   16.04.2017 21:16   Заявить о нарушении
На счёт места ,ответственности ,задач этого было сколько угодно ,а вот прав и
гарантий ,то их почти не было ,кроме права на труд за мизерную оплату и
бесплатный соц.пакет.Человека при Сталине могли оговорить ,посадить ,выбить
признание и расстрелять или надолго закрыть .И не надо врать ,что можно было
обсуждать все темы.При Сталине за разговоры человек быстро бы оказался за решёткой
позже режим смягчился ,но тем не менее при Советской власти нельзя было как в публичных дисскуссиях так и в сми касаться очень многих тем .

Олег Гаврилов 3   16.04.2017 23:39   Заявить о нарушении
А на счёт начала войны ,то вы меня просто смешите.Разве нельзя было привести
войска в состояние повышенной боевой готовности и ждать нападения .Просто быть
начеку.Но Сталин не верил ,что Гитлер начнёт так рано и поэтому в войска шли
приказы не поддаваться на провокации .Кто предупрежден ,тот вооружён.Наши
войска вовремя предупреждены не были и в этом вина Сталина.

Олег Гаврилов 3   16.04.2017 23:55   Заявить о нарушении
Ой, не смешите! Мизерная зарплата... А какой же тогда считать современную зарплату в 10 тыс. руб?! Да при Сталине зарплата низкоквалифицированного рабочего отличалась от з/п союзного министра всего в 5 раз, и на неё можно было и прожить нормально, и семью прокормить. А сейчас? А много ли где сейчас остался бесплатный соцпакет?
А незаконно кого-нибудь посадить всегда могут, особенно теперь, в погоне за улучшением статистики раскрываемости преступлений.
Ну а насчёт обсуждения всех тем — согласен, я погорячился. Сейчас и в СМИ гораздо больше свободы: расхваливай хоть гомосексуалистов, хоть маньяков и людоедов — не только не посадят но и премию дадут.
Теперь о начале войны: перед нападением приказ о переходе в повышенную боевую готовность Сталиным отдан был. И не поддаваться на провокации тоже, одно другому не мешает. Провокация и нападение — разные вещи. И немцы имели серьёзное сопротивление с первых часов войны.
А как ещё предлагаете быть начеку? Стянуть всю армию на границу, чтобы сразу полностью её лишиться?

Дмитрий Нестеренко 2   17.04.2017 00:18   Заявить о нарушении
Иосиф Сталин был суров и крут,
В политике он не любил оттенки
И, прянику предпочитая кнут,
Всех либералов ставил к стенке.
И правильно делал! Потому-то страна и развивалась. В его планах был пятичасовой рабочий день. И если бы не преждевременная смерть, уже через несколько лет он воплотил бы свои планы в жизнь. Мы до сих пор не знаем всех его грандиозных замыслов.

Фёдор Городов   17.04.2017 09:23   Заявить о нарушении
Да приказ был отдан ночью за считанные часы до нападения ,но не все войска успели
на него отреагировать,самолёты были уничтожены почти все на аэродромах ,танки
то же самое.Никто не ждал атаки с воздуха ,а у нас уже были войска ПВО и организованной обороны не было.Были отдельные очаги ,но враг через границу
прошёл и начал углубляться .А часть войск нужно было отвести подальше от границы
что бы они не были сразу уничтожены авиацией ,но не было сделано вообще ничего
никто не ждал нападения ,оно оказалось неожиданным.Гитлер перехитрил Сталина.
Трудно сравнивать нынешнее время с временем правления КПСС ,но можно .Для меня
глобальных перемен не произошло ,сознание людей осталось на прежнем уровне наша
с вами дискуссия это ярко подтверждает ,но молодёжь уже не та и сознание у них
другое,вот когда к власти в стране придут люди родившиеся в восьмидесятых годах
двадцатого века наша жизнь изменится.

Олег Гаврилов 3   17.04.2017 18:09   Заявить о нарушении
Извините,что зашел...
Дмитрий,какой разброс...стих о кошке и перевод сосо,да еще и пророк /?/,диву даешься ! Для него все были винтиками,расхожим матерьялом : реприссировал и своих родственников,что у восточных людей тяжкое преступление,а солдаты...почитайте наставления о методах партизанской войны...ни одного слова об освобождении наших,не все сами сдавались и даже там оставлись верны присяге ! И восстания подымали в концлагерях,бежали к партизанам,подвиг Карбышева, Романова и других генералов,о чем-то говорит вам,стороннику сосо и что их ждало, даже после войны ! Вы видите только плюсы,но были и минусы,да еще какие...Если вы служили,то должны знать,что есть и,,Готовность N 1-2-3"и другие действия повышающие боеспособность частей при минимальных затратах ! Не хотел бы я быть в подчинении такого,,генералиссимуса"самонареченного...примерно представляю и ответ,можете не стараться ! Отсутствие самокритики...вот черта сталинистов,все что угодно,но сосо хороший !?!

Михаил Рык   16.08.2017 08:30   Заявить о нарушении
PS репрессировал...

Михаил Рык   16.08.2017 08:44   Заявить о нарушении
В отличие от Олега я считаю Дмитрия одним из лучших представителей современной молодёжи: грамотный, умный, с аналитическим умом, хорошо воспитанный.
А то, что он сталинист, а не путенец, более, чем странно, Вам не кажется?Казалось бы: зачем ему, такому молодому, вникать в дебри нашей непростой истории, искать все "за" и "против" и проходить к каким-то своим выводам? Играл бы в стрелялки или слал девицам смайлики - это пособия для даунов. Ведь именно таким образом выражают свой внутренний мир большинство молодых в Одноклассниках. С ними и здесь поговорить не о чем, тем более, найти что-то интересное для души в стихах. А у Димы, извините... И стиль свой, и темы интересно поданы.
По-поводу, собственно, произведения. Перевод мне понравился. Хочу только добавить, что Иосифа в своё время отдали учиться в семинарию, откуда он сбежал. Как полагают историки, поэтому он и боролся с религией, поскольку узнал эту кухню изнутри. А то, что он добывал деньги для партии, так это что, плохо? А Вы лично, Олег, стали бы рисковать жизнью и свободой во имя идеи? А думаю, никогда и не при каких обстоятельствах. И вообще, есть ли она в Вас - идея? Или Вы только и умеете критиковать людей такой величины, как Сталин? Вот Вы бы страну подготовили. И шапками закидали. Что значит: разбомбили аэродромы? Надо было самолетам летать без остановки, что ли, чтобы их не разбомбили? Разведка была у Германии не хуже нашей. И сроки были известны, но на успели. НЕ УСПЕЛИ! Это нам теперь хорошо рассуждать, лёжа на диване. Я ежегодно смотрю фильм "Освобождение" и никак не могу понять: как мы смогли победить такую смертоносную машину? На Гитлера работала вся Европа. Она до сих пор не может нам просить, что фашистов выглали. Им было хорошо и комфортно, их не шли стирать с лица земли, как нас. И мне дико читать, когда потомок деда, воевавшего за Победу, поносит последними словами человека, который в этот страшный час не сбежал куда подальше, а остался в Москве, которую уже примеряли под свой парад гитлеровцы. Эвакуировал все заводы и поставил их на голом месте за два месяца. И это он воспитал такой НАРОД, чтобы про него не говорили. И не одних невиновных сажали, не надо палку перегибать. А сколько посадили по доносам? Тоже Сталин виноват. Как сейчас во всем винят Путина. А за Путина кто под танк ляжет? Кому ложиться то? Путанам, алкашам и нарикам? Вот только и осталось на Диму надеяться. А он ляжет. Не за Путина. За Родину.

Наталия Коненкова   21.03.2018 19:48   Заявить о нарушении
У меня есть замечательная идея .Для того что бы на земле был мир на земле должно
возникнуть одно государство .Мировой парламент ,правительство ,единая
валюта небольшие межнациональные силы для урегулирования межнациональных конфликтах .

Олег Гаврилов 3   21.03.2018 20:49   Заявить о нарушении
Недовольные всегда найдутся !

Михаил Рык   21.03.2018 23:43   Заявить о нарушении
Вот тут, Олежек, я двумя руками "за"! Только врял ли получится. Нас здесь четыре человека, и то к общему знаменателю не придём.
Сташные времена пережила наша страна, но ещё страшнее, когда враг внутри страны.
http://www.stihi.ru/2014/05/16/3514

Наталия Коненкова   22.03.2018 10:28   Заявить о нарушении
Всё течёт ,всё изменяется ,изменимся мы и поменяется жизнь которой
мы живём .Два умных человека всегда смогут договориться .было бы
желание договариваться .Просто надо уметь слушать оппонента и не считать
себя истиной в последней инстанции .

Олег Гаврилов 3   22.03.2018 11:15   Заявить о нарушении
ЪИзвините...кажеться пять с шестью мнениями ! Даже вектор разнится...
Единственное мы хотим защищенности и спокойствия, но как его добиться : путь сосо, реформаторов, радикалов и пр ?!? Кто будет исполнять и нести ответственность, а то, как всегда пупкин на хрупкина, хрупкин на пупкина...телефонное право, несменяемые судьи, расплывчатые законы !?!...

Михаил Рык   22.03.2018 13:50   Заявить о нарушении
Ой, ребята... Да никто не собирается что-то делать для нас. А мы тут копья ломаем друг о друга.
Вот только Сталина я бы никогда не взялась судить однозначно. Скажу одно: при нём нас пустили бы на Олимпиаду в полном составе, при флаге и при гимне.
И уж, конечно, 13 место из 27 мы бы не заняли.

Наталия Коненкова   22.03.2018 15:02   Заявить о нарушении
До 52 года не пускали,а тогда сосо был куда сильнее !...Из Ирана выдавили в 47, сами влезли в Зап Берлин и Юж Корею /при И В С / . Где его мощь была ?...Причем здесь место...урезать бы сборные, как нашу,посмотрели бы, чтобы тогда они выиграли бы !?!...

Михаил Рык   22.03.2018 15:36   Заявить о нарушении
У нас что, страна маленькая или желающих мало, чтобы спортом заниматься? Раз пошла такая пьянка, надо было по десятку спортсменов подготовить по каждой дисциплине, а мы надееемся, как всегда, на русское "авось".
А в целом про Советскую власть скажу: не было у нас под окнами ракет НАТО. И спали мы спокойно. И служить в Армии было честью. И министры обороны не проходили СВИДЕТЕЛЯМИ о хищениях в крупном размере. И не сносили уже построенные дома, выгоняя на улицу детей. И милиция-полиция не крышевали преступность. И, наконец, ни один лидер не додумался вкачать в физию ботекс.

Наталия Коненкова   22.03.2018 19:32   Заявить о нарушении
Спасибо, уважаемые коллеги, за продолжение дискуссии! Если есть интерес к теме, значит разговор был начат не зря.
Добавлю и свои комментарии.

Михаил, вас смущает разброс тем моих стихов? Было бы лучше писать, например, только о природе или о любви? По-моему, у нас хватает замечательных произведений об этом, написанных тысячами известных и не очень поэтов.
Ещё вы недовольны, что И.В. Сталин «... реприссировал и своих родственников,что у восточных людей тяжкое преступление...» То есть получается, что властитель не должен наказывать виновных, если они ему родственники?!! А может, и друзей тоже? Это мне кого-то напоминает из высшей власти, надеюсь, тоже догадались, о ком речь. Да много и других примеров. Возможно, и вы так же поступали бы. Но разве это справедливо?! А вспомните историю с пленным сыном Сталина, которого тот отказался обменять на фельдмаршала. Да многие современные политики пол-страны обменяли бы на сына и капитуляцию в придачу подписали бы! Да и не принято сейчас у богатых и властвующих отправлять своих детишек не только на войну, но даже и в армии послужить. В роскоши они и в безделии. И неспроста в том же Лондоне детей нашей «элиты» принимают с распростёртыми объятиями: живи в своё удовольствие, учись в любом ВУЗе. А потом схватят наших политиков за одно место и скажут: вот наши условия, не выполните — с вашими детьми, которые все у нас находятся, произойдёт такое-то. Вот тогда и наступит кирдык России! А мы это даже заметим не сразу, но рыпаться поздно будет!

Наталия, большое спасибо за поддержку! И Вы правы, что Сталина нельзя судить однозначно, как и впрочем любого человека. Но невозможно угодить всем. Более того, невозможно добиться успехов для общества в целом, не жертвуя интересами отдельных групп людей, среди которых обязательно найдутся и невинно пострадавшие. Ну не может всё работать идеально, а тем более такой большой и сложный «организм» как государство. И поэтому бессмысленно придираться к методам достижения целей, как это делают многие наши современники, если цели были достигнуты такие, которые привели к общему подъёму страны и росту её могущества, заложили фундамент для будущего. И конечно же полностью согласен с Вами в оценке современной нашей жизни, жаль, что многие судят о ней лишь поверхностно.

Олег, по поводу «замечательной идеи»: шутите? Подумайте на досуге, чем может обернуться власть единого мирового правительства над человечеством. Опасно это очень. Если плохая власть в стране, то это беда одного государства. А если над всем миром? Со временем пролезет наверх тот (или те), кто погубит всю цивилизацию. К счастью, ваша идея неосуществима.
В природе (а общество — это часть природы) всегда существует конкуренция. Так же и между странами, и между отдельными людьми. А если бы вдруг удалось каким-то чудом создать одно государство во весь мир, оно бы почти сразу распалось.

Дмитрий Нестеренко 2   22.03.2018 22:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.