Российские монастыри

По всей Руси то ли наростами
На скатах почвенной коры,
То ли угаснувшими звездами
Рассеяны монастыри.
Их пышно-жалкие обличья
Являют миру много лет
Противоречия величья
И простодушие легенд.
За тридевять земель из дому
Приехав, тысячи людей
Здесь видят смертную истому
Себя измучивших идей.
Скитов остовы, развалюхи-склепы,
Соборы без крестов и без голов -
Они убоги, нищи и нелепы,
Как колокольни без колоколов.
Так что же в этот мир отживший
Нас неминуемо влечет?
Руинный шарм? Шум славы бывшей?
Иль неосознанный расчет?
Пора нам, все причины взвеся,
Понять причину всех причин:
В суровых монастырских весях
Жив образ трудовых общин.
Уставшие от святотатства,
Мы втайне жаждали всегда
Нам ненавязанного братства
И бескорыстного труда.

Кон. 1980-х


Рецензии
Как же красиво было на Руси, когда все эти купола были целы и сияли, а храмы сохраняли свое убранство!
Но стихотворение не о грустной картине разрушения. Неожиданно автор обращается к теме труда и говорит о нем без известного пафоса или циничной иронии, а в тоне глубочайшего уважения и благодарности. Очевидным становится, что именно "в суровых монастырских весях", в условиях "ненавязанного братства" "бескорыстный труд" приносил удовлетворение и очищение.
Рефреном эта тема звучит в вашем стихотворении "Очищение грехов" из цикла "Проблески истин": "Пусть есть грехи. Но есть еще работа,/ Работа до семи потов./ Соленый душ седьмого пота / Вот очищенье всех грехов." Мне вспомнилась книга А. Чудакова "Ложится мгла на старые ступени". Отрадно было читать, с каким удовольствием там герой копал землю. Ну правда, есть в таком отношении к труду что-то глубоко правдивое и истинно человеческое.
А кстати, бесконечно смотреть на чужой труд (да и вот так совершать собственный) можно только если есть владение мастерством. В любом деле, в том числе и в слове. МАСТЕР - великое понятие и очень красивое слово.

Лидия Вашева   15.02.2018 10:46     Заявить о нарушении