БАШ НА БАШ

(Фантазия на тему о смертных грехах, написанная "из вредности")

На исповедь пришла старушка,
Седая, в буклях-завитушках,
С остатком прежней красоты,
Какой не встретишь нынче ты.

Склонилась к уху и, стыдясь,
Сказала то, что, отродясь,
Священник наш не ожидал,
Хоть много в жизни повидал:

"Ох, батюшка, прости. Грешна.
Хоть серебром полна мошна,
Хоть в чашке сладкая подлива-
Горда, завистлива, гневлива.

Да, вишь, унынием больна,
А то ещё б и поблудила.
Ты отпустил бы два греха,
А я тебя бы...  ублажила..."

Священник рот открыл, и вот
Рукой схватился за киот:
Стыд и позор на весь приход!
Хохочет весь честной народ:

Вот это бабка, учудилааа!!!


Семь смертных грехов

Смертных грехов в христианском учении насчитывается семь, а называются они так потому, что, несмотря на свою, казалось бы, безобидность, при регулярном занятии ими приводят к гораздо более тяжким грехам и, следовательно, к гибели бессмертной души, попадающей в ад. Смертные грехи не основываются на библейских текстах и не являются прямым откровением Бога, они появились в текстах богословов позднее.
Сначала греческий монах-теолог Эвагриус из Понта (Evagrius of Pontus) составил список из восьми худших человеческих страстей. Ими были (в порядке убывания серьёзности): гордыня (pride), тщеславие (vainglory), духовная леность (acedia), гнев (anger), уныние (sadness), алчность (avarice), сладострастие (lust) и чревоугодие (gluttony). Порядок в этом списке определялся степенью ориентации человека на себя, на своё эго (то есть гордыня – это самое эгоистическое свойство человека и поэтому самое вредное).
В конце VI века папа Римский Григорий I Великий сократил список до семи элементов, внеся понятие тщеславия в гордыню, духовную леность – в уныние, а также добавив новое – зависть (envy). Список был чуть переупорядочен, на этот раз по критерию противопоставления любви: гордыня, зависть, гнев, уныние, алчность, чревоугодие и сладострастие (то есть гордыня более прочих противостоит любви и поэтому является самой вредной).
Более поздние христианские теологи (в частности, Фома Аквинский) возражали против именно такого порядка смертных грехов, однако именно он стал основным и действует по сей день. Единственным изменением в списке папы Григория Великого стала замена в XVII веке понятия уныние на леность (sloth).

Итак, на сегодня мы имеем:
1. Гордыня
2. Зависть
3. Гнев
4. Леность
5. Алчность
6. Чревоугодие
7. Сладострастие


Рецензии