История черной кошки

 Я час­то ду­маю об этом. Что ху­же: са­ма смерть или ви­деть, как уми­ра­ют дру­гие?

      Яр­кая, се­реб­ристая лу­на выш­ла из-под ту­чи, и ее лу­чи упа­ли на кры­ши до­мов. Хо­лод­ный мо­роз­ный ве­тер выл вы­соко в не­бе. Лу­на ос­ве­тила чер­ную кош­ку с зо­лоты­ми гла­зами, ус­трем­ленны­ми в не­бо. По ней и не ска­жешь, что она без­домная: шерсть глад­кая и ухо­жен­ная, нет ни шра­мов, ни по­резов.

      Она си­дела на ле­дяной кры­ше, по­душеч­ки лап уже не ощу­щали хо­лода. Как дав­но она си­дит там? Уже да­леко за пол­ночь. Каж­дый ве­чер она при­ходит сю­да, что­бы пос­мотреть на за­кат и вос­хо­дящую лу­ну. Она вста­ла и бро­сила грус­тный взгляд на лу­ну, прош­ла по уз­ко­му ко­зырь­ку и лов­ко прыг­ну­ла на вет­ку за­сох­ше­го де­рева. Ак­ку­рат­но, но быс­тро она спус­ти­лась с де­рева на опав­шие листья, скры­ва­ющие го­лую зем­лю, буд­то раз­ноцвет­ное оде­яло. Ос­мотрев­шись по сто­ронам, она по­бежа­ла по пус­той ули­це. На сы­ром ас­фаль­те от­ра­жались се­реб­ря­ная лу­на и чер­ная кош­ка. Сквозь пе­ре­улок прос­коль­зну­ла тень, она ос­та­нови­лась пе­ред вы­сокой сте­ной. Кош­ка сло­жила уши, на нее нах­лы­нули вос­по­мина­ния прош­ло­го.

      Рань­ше, бу­дучи все­го лишь без­за­щит­ным ко­тен­ком, она гре­лась ря­дом со сво­ими соб­рать­ями и ма­мой. Имен­но на этом мес­те. В ко­роб­ке, где на дне лю­ди пос­те­лили тряп­ки. Кош­ку на­зыва­ли Бел­кой, ведь она бы­ла ры­жей, и хвост был пу­шис­тым, как у бел­ки. Не­кото­рые доб­рые лю­ди под­кар­мли­вали их, да­вали еду и во­ду, тог­да бы­ли теп­лые лет­ние но­чи, но приб­ли­жалась зи­ма, и каж­дый сле­ду­ющий ве­чер был хо­лод­нее пре­дыду­щего. Кош­ке бы­ло труд­но про­кор­мить че­тырех ко­тят, на­до бы­ло ухо­дить, что­бы дос­тать еду, и ес­ли уй­ти на­дол­го, ма­лыши мо­гут за­мер­знуть, а быс­тро еду най­ти нель­зя, при­ходи­лось да­леко за­ходить: при­ходи­лось во­ровать у лю­дей. Ина­че бы­ло не вы­жить в жес­то­ком ми­ре. К со­жале­нию, судь­ба ко­тят ос­тавля­ла же­лать луч­ше­го. Од­но­го ко­тен­ка за­бавы ра­ди из­би­ли лю­ди. Он умер от мно­жес­тва ран. Пос­ле это­го прош­ло нем­но­го вре­мени. Бы­ло очень хо­лод­но, семья го­лода­ла, все они бы­ли очень ис­то­щен­ны.

      Чер­ная кош­ка лег­ла, ка­залось, она вот-вот зап­ла­чет, сов­сем как че­ловек...

      Бел­ка за­щища­ла ко­тят от со­бак, пы­та­ясь не под­пустить их к ко­роб­ке... Но со­баки уби­ли Бел­ку и еще дво­их ко­тят. Они хо­тели убить и чер­ную кош­ку, но со­баки ис­пу­гались че­го-то и убе­жали, ос­та­вив ко­тен­ка од­но­го. Без семьи. Чер­ная кош­ка под­бе­жала к ра­неной ма­тери и по­пыта­лась под­нять ее, но она бы­ла уже мер­тва. Как и все, кто ле­жал ря­дом с ней. Все бы­ли мер­твы. Их рас­терзан­ные те­ла ле­жали на хо­лод­ном ас­фаль­те, а в лу­же кро­ви от­ра­жалась бе­лая лу­на. Она мя­ука­ла, при­зывая свою семью под­нять­ся, оч­нуть­ся... Но это бы­ло бес­по­лез­но. Она до рас­све­та про­лежа­ла ря­дом с их ос­тывши­ми те­лами, а за­тем три го­да бо­ролась за вы­жива­ние, за свое мес­то в этом ми­ре. Она вы­жила, и сей­час она на мес­те тех со­бытий, что про­изош­ли тог­да.

      Пос­ле это­го она ви­дела мно­го смер­тей. Ко­ты. Они все по­гиба­ли. Од­но­го собь­ет ма­шина. Над дру­гим – из­де­вались дву­ногие. Кто-то от бо­лез­ни. Все уми­рали пос­ле встре­чи с этой чер­ной кош­кой. Это как мет­ка – прок­ля­тие.

      Кош­ка уш­ла. Она не хо­тела вспо­минать все это. Ее но­вый дом – ку­ча му­сора. Там она спит, там мож­но най­ти что-ни­будь, что выб­ра­сыва­ют лю­ди.

      Идут ча­сы, дни, не­дели, ме­сяцы. Чер­ная кош­ка каж­дый день при­ходит на кры­шу. Да­же в снег или дождь, да­же ког­да не­бо за­тяну­то ту­чами, она про­дол­жа­ет при­ходить ту­да. Для че­го? Она и са­ма не зна­ет. Ей нра­вилось на­ходить­ся на кры­ше, ведь так она бли­же к не­бу.

      Чер­ной кош­ке уже семь лет. Семь лет, как она бо­рет­ся за вы­жива­ние. Пос­ледние пять дней, она ни­чего не ела. Чер­ная кош­ка ос­лабла и пос­ледний раз приш­ла на то мес­то. Она чувс­тво­вала, что это пос­ледний раз, ког­да она здесь. Был кра­сивый за­кат. Пос­ледние лу­чи сол­нца по­кида­ют этот го­род, а оно са­мо мед­ленно опус­ка­ет­ся к го­ризон­ту, уже не та­кое об­жи­га­ющее и сле­пящее, как днем. Зем­ля пог­ру­жа­ет­ся в су­мер­ки. А в не­бе еще не­кото­рое вре­мя ви­сит блек­лое за­рево. Сол­нце про­ща­ет­ся и с кош­кой, приг­ре­вая ее пос­ледни­ми лу­чами. Кош­ка зна­ла, она боль­ше ни­ког­да не при­дет сю­да. Всю ночь она про­сиде­ла на кры­ше и толь­ко под ут­ро уш­ла. Лу­чи вос­хо­дяще­го сол­нца сог­ре­вали зем­лю. Это был хо­лод­ный день. Приб­ли­жалась зи­ма, и на го­ризон­те вид­не­лись снеж­ные ту­чи, они быс­тро приб­ли­жались к го­роду. Кош­ка гу­ляла по ули­це сре­ди лю­дей, она не пы­талась прив­лечь вни­мание, по­тому что зна­ла – она ни­кому не нуж­на в этом ми­ре.

      Про­ходя­щие лю­ди ку­да-то спе­шили, они не об­ра­щали вни­мания на кош­ку. Заб­равшись на за­бор, она уви­дела до­маш­не­го ко­та. Трех­цвет­ный ве­село иг­рал с маль­чи­ком. Он бе­гал за иг­ру­шеч­ной мыш­кой, он охо­тил­ся, как ди­кий. Кот прыг­нул и пой­мал мышь, а маль­чик пог­ла­дил ко­та. До­маш­ние от­ка­зались от жиз­ни на ули­це, прис­по­собив­шись к жиз­ни ря­дом с людь­ми, ко­торые да­ют им еду и во­ду. Да­же ис­кать ни­чего не на­до. Еда, во­да, за­бота, все, что нуж­но для жиз­ни. Дву­ногие пред­по­чита­ют брать ко­тят, а не взрос­лых, ведь ко­тята ма­лень­кие и с ни­ми ин­те­рес­нее иг­рать. И бе­рут они их из при­ютов, зо­ома­гази­нов, ведь там они ухо­жен­ные, а на ули­це гряз­ные, ко­му они нуж­ны та­кие? Ни­кому...

      Кош­ка прош­ла по за­бору и спрыг­ну­ла, она уви­дела нес­коль­ко че­ловек, дер­жавших в ру­ках пал­ку, на кон­це ко­торой бы­ла круг­лая лес­ка. Лю­ди мед­ленно приб­ли­жались к чер­ной кош­ке. Она зна­ла, они ее за­берут, она по­пыта­лась убе­жать, но бы­ло поз­дно, лес­ка об­ви­ла ее шею. Она из­во­рачи­валась, пы­талась сбе­жать, ведь она не хо­тела уми­рать. Она бо­ялась смер­ти. Они силь­но дер­жа­ли ее. Дой­дя до ма­шины и от­крыв двер­цу клет­ки, они за­суну­ли ее и быс­тро от­пусти­ли. Сде­лав свою ра­боту, они зас­ме­ялись. Кош­ке ос­та­валось лишь ши­петь... Выб­рать­ся уже бы­ло не­воз­можно. Они ку­да-то вез­ли ее. Про­ез­жая ми­мо той кры­ши, где она си­дела всег­да, кош­ка бро­сила пос­ледний взгляд на нее.

      Толь­ко ве­чером они до­еха­ли до мес­та. Вок­руг был лишь лес, де­ревья бы­ли та­кими вы­соки­ми, ка­залось, что они дос­та­вали до не­ба. Все не­бо бы­ло за­тяну­то снеж­ны­ми ту­чами. Пос­ре­ди это­го ле­са сто­яло не­боль­шое зда­ние. Зай­дя ту­да, она ус­лы­шала жа­лоб­ное мя­уканье сво­их брать­ев. Ее по­мес­ти­ли в боль­шую клет­ку. Те­перь она в тюрь­ме. Ни еды, ни во­ды. Она слу­шала, как стра­да­ют все, кто на­ходит­ся в этой ком­на­те. Вре­мя шло. Бли­же к по­луно­чи за кош­кой приш­ли, она соп­ро­тив­ля­лась, но ей что-то вко­лоли, и она не мог­ла по­шеве­лить­ся. Ее за­нес­ли в свет­лую ком­на­ту, и по­ложи­ли на стол. Пах­ло ле­карс­тва­ми, ря­дом с ней ле­жал шприц. Она при­под­ня­ла го­лову и пос­мотре­ла в ок­но. За ок­ном мед­ленно па­дал снег. Это пер­вый снег в этом го­ду. В ком­на­ту за­шел че­ловек, во всем бе­лом, ти­хо по­дой­дя к кош­ке, он взял шприц и вко­лол в ла­пу жид­кость, он пог­ла­дил кош­ку, ус­по­ка­ивая ее, буд­то го­воря: те­перь все бу­дет хо­рошо, ты пе­рес­та­нешь стра­дать. Он сто­ял над ней и че­го-то ждал. Вновь пос­мотрев в ок­но, она зна­ла, что ник­то не вер­нется за ней, ник­то не при­дет. Еще чу­ток... Кош­ка зак­ры­ла гла­за... Ведь без­домные ни­кому не нуж­ны... От их из­бавля­ют­ся...

      Чер­ной кош­ке боль­ше не на­до бо­роть­ся за вы­жива­ния на ули­це. Ей боль­ше не на­до ис­кать про­пита­ние, теп­ло...

      Чер­ная кош­ка вновь приш­ла на эту кры­шу, но те­перь ник­то не зна­ет, что она там. Вок­руг па­дали боль­шие хлопья сне­га, се­рые ту­чи за­кута­ли не­бо, тем­не­ло, на без­людных ули­цах за­гора­лись го­род­ские фо­нари. Кош­ка бо­ялась смер­ти, и вот са­мое худ­шее ос­та­лось по­зади. Она уже мер­тва. Ее те­ло за­копа­ли где-то в ле­су, ря­дом с ее брать­ями. Кош­ка уш­ла. На сне­гу ос­та­лись толь­ко от­пе­чат­ки лап, ко­торые ско­ро скро­ет но­вый слой сне­га, и о ней за­будут. Все, кто ви­дел ее рань­ше, за­будут о ней.


Рецензии