приемные дети Божии. Знание о побеждающих

приемные дети Божии. Знание о побеждающих



1. Меняется ли человек, когда меняется его будущее? Такая постановка вопроса предполагает оценку всей жизни человека. Мысленно поставим рядом одного и того же человека с разными сценариями будущего - это разные люди или один и тот же человек? Физически - один и тот же, а "нематериально" - это разные люди.
2. Из Евангелия от Луки мы знаем, что когда один из распятых разбойников сказал Христу: "помяни меня, Господи, когда приидешь во Царствие Твое!", Христос ответил ему: "истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" (Лк. 23:42,43). Участь разбойника в ином мире до его обращения ко Христу соответствовала его делам и была безрадостной - это один сценарий его будущего. После обращения ко Христу разбойнику был обещан рай - это второй сценарий его будущего. Что же произошло с разбойником - грабителем и, может быть, убийцей? Ведь в рай не войдет ничто нечистое. Для того, чтобы ему было возможно войти в рай, его "нематериальное" должно было измениться. Следовательно, разбойник до и после обращения ко Христу - два разных человека; физически - один и тот же, а "нематериально" - это разные люди. Тогда: христианин - это новый онтологический статус человека.
3. В Завещании схиархимандрита Гавриила (Зырянова) есть такой совет: "Когда кто находится в напасти, какой бы то ни было, пусть читает молебный канон Божией Матери ("Многими содержим напастьми ..."), и пройдут для него все напасти, к стыду нападающих на него". Это опытное знание, основанное на фактах, а факты - упрямая вещь. Почему выбран именно этот канон из многих других? Потому что в последующей канону молитве содержится обращение к Пресвятой Деве Марии: буди мне Мати. А это есть путь приемных детей Божиих в Божией Семье: если Матушка примет меня как Свое дитя, то и Отец примет как Свое дитя. То есть христианин, прочитавший канон и последующую молитву, воспринимается Пресвятой Девой Марией и Богом Отцом как приемный сын - не зависимо от того, осознает он это или нет. Если он это не осознает, то исчезновение напастей является для него чудом, а если осознает, то исчезновение напастей есть для него проявление сугубой о нем заботы его Матушки: это личное чувство, его не передать, к нему можно прийти только самому, через личный опыт.
Итак, христианин до прочтения молебного канона Божией Матери имел один сценарий будущего (с напастями), после прочтения канона - второй сценарий будущего (без напастей). Физически - это один и тот же человек, а "нематериально" - это разные люди. И следовательно, приемные дети Божии есть новый онтологический статус христианина (благодать на благодать).
Если сценарий здесь-жизни христианина описывается фразой "они жили долго и счастливо и умерли в один день", то сценарий здесь-жизни приемных детей Божиих ведет их к отказу от всех земных благ и переходу на полное жизнеобезпечение от Божией Семьи. В размеренной, спокойной жизни не возникает необходимости выбора "или - или", обычно выбирается "и то и это". Необходимость выбора между сценариями возникает в экзистенциальных ситуациях, например, при наступлении "великой скорби".
4. Далее речь пойдет о "пришедших от великой скорби", стоящих перед престолом Бога и пред Агнцем, - о них говорится во 2-й части 7-й главы Откровения св. ап. Иоанна Богослова. Я приведу ее целиком, чтобы она была "перед глазами".

"После сего взгянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло перед престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих.
И восклицали громким голосом, говоря:
спасение Богу нашему, сидящему
на престоле, и Агнцу!
И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев  четырех животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились, Богу, говоря:
аминь! благословение и слава, и премудрость
и благодарение, и честь и сила
и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь.
И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? Я сказал: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца.
За это они пребывают ныне перед престолом Бога
и служат Ему день и ночь в храме Его,
и Сидящий на престоле будет обитать в них.
Они не будут уже ни алкать, ни жаждать,
и не будет палить их солнце и никакой зной:
ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их
и водить их на живые источники вод;
и отрет Бог всякую слезу с очей их". (Откр. 7:9-17).

Вот что пишет об этой части текста прот. Сергий Булгаков в книге "Апокалипсис Иоанна": "Вторая половина 7 главы (9-17) представляет собой величественную, грандиозную картину небесного торжества мучеников. ... Это есть прославление святых в небесах, их небесная канонизация". Таким образом, под "пришедшими от великой скорби" прот. Сергий Булгаков подразумевает мучеников, то есть умерших. Но наряду с такой трактовкой вполне может существовать иная, тоже не противоречивая и состоящая в том, что речь здесь идет о живых, в духе предстоящих перед престолом Отца и пред Агнцем, и что эти живые есть те, кто именуется в Откровении побеждающими, и что они - приемные дети Божии.
Может ли живой человек предстоять в духе перед престолом Отца и пред Агнцем? То, что это возможно, доказывается самим повествованием: тайнозритель не только созерцает, но и вступает в диалог со старцем; следовательно, и тайнозритель "видит" старца, и старец "видит" тайнозрителя, то есть тайнозритель является участником совершающегося события; он вместе со старцами, четырьмя животными, Ангелами и пришедшими от великой скорби предстоит перед престолом Отца и пред Агнцем.
Итак, показав, что живому человек возможно предстоять в духе перед престолом Отца и пред Агнцем, покажем далее, что пришедшие от великой скорби - люди живые, а не умершие.
Для этого сначала обратим внимание на всю 7-ю главу. В первой ее части говорится о запечатлении колен Израилевых, то есть говорится о живых, и было бы логичным предположить, что и во второй части тоже говорится о живых - в этом есть смысловая, синтагматическая завершенность, целостность всей 7-й главы.
Кроме того, сказать об умершем человеке, что он теперь не хочет ни есть, ни пить, что его отныне не будет палить солнце, мог бы только какой-нибудь недалекий юморист, но никак не старец перед престолом Бога и пред Агнцем. Говорить об умершем, что его не будет палить солнце, есть высказывание само собой разумеющегося - это излишество, то, чего не бывает в пророчествах. Следовательно, речь идет о живых, а не умерших.
Итак, показав, что пришедшие от великой скорби - люди живые, а не умершие, покажем далее, что они есть те, кто именуется в Откровении побеждающими, и что они - приемные дети Божии.
Пришедшие от великой скорби стоят как бы неподобающе близко к престолу Отца и Агнцу. Кто может стоять так близко к Отцу? Только те, кого Он принимает как Своих детей. Кого Он принимает как Своих детей? Можно ответить так: среди тех, кого Отец принимает как Своих детей, есть те, кого сначала Матушка приняла как Своих детей. А кого Пресвятая Дева Мария приняла как Своих детей? Тех, кто обратился к Ней: буди мне Мати.
Есть ли какой-либо другой путь к Отцу? Возможно, и есть, возможно, и нет; пути Господни неисповедимы. Однако христианам дан указующий символ: Вход Сына Божия в Иерусалим на ослице и молодом осле (Мф. 21:7). Этот символ означает, что в святой Иерусалим, нисходящий с неба от Бога Отца, сыны человеческие могут войти с помощью Сына Божия и Его Матери, Пресвятой Девы Марии. А помощь Пресвятой Девы Марии максимальна, когда к Ней обращаются как к своей Матушке; об этом свидетельствует хотя бы дореволюционный молитвенный опыт - Завещание схиархимандрита Гавриила. А обращение к Пресвятой Деве Марии как к своей Матери есть путь приемных детей Божиих в Божией Семье: если Матушка примет меня как Свое дитя, то и Отец примет как Свое дитя.
Таким образом, наряду с подразумеванием под пришедшими от великой скорби мучеников, то есть умерших, можно - и даже более правдоподобно - подразумевать под пришедшими от великой скорби живых людей, в духе предстоящих перед престолом Отца и пред Агнцем; этих людей Отец принимает как Своих детей и среди них есть те, кого "привела" к Отцу Пресвятая Дева Мария. Осталось показать, что эти же люди именуются в Откровении побеждающими.
5. Кто такие побеждающие? Я думаю, что побеждающие, пришедшие от великой скорби и приемные дети Божии - одни и те же люди: у них один и тот же путь, а разные названия отражают разные аспекты отношений: я и мир, я и Бог, я и я. Взросление в Божией Семье приводит к отказу от всех земных благ и переходу на полное жизнеобезпечение от Божией Семьи: тогда меняется не только "нематериальное", но и физическое тело человека. Это путь побеждающего, путь преображения.
Чем больше я думаю о пришедших от великой скорби, тем больше уверяюсь, что всех их "привела" к Отцу Пресвятая Дева Мария как Своих детей. Любой другой христианский путь к Отцу лежит через первую смерть, только тогда земная жизнь - вот она, целиком, от рождения до первой смерти - подобна написанной книге, о которой уже можно что-либо сказать.
Земная жизнь - произведение искусства, и кто более искусный мастер - человек или Бог?
Поэт, работая над стихотворением, воспринимает его как сверхценность, как самое совершенное и самое лучшее, как неповторимое и единственное.
В Откровении св. ап. Иоанна Богослова о побеждающих всегда говорится в единственном числе. Почему так? Ведь пришедших от великой скорби великое множество?
 
"Человеческое есть то, что делает людей одинаковыми.
Небесное есть то, что делает каждого единственным". (Ту Лун).

Побеждающие потому и побеждающие, что в великой скорби не сдались, но искали способ ее преодоления. Великая скорбь потому и великая скорбь, что человеческих способов ее преодоления нет. Но побеждающие потому и побеждающие, что нашли путь спасения, обратившись к Пресвятой Деве Марии: буди мне Мати. 

"Детское сердце - вот подлинное сердце!
Чего детское сердце не может, того не может и подлинное сердце.
Ребенок - это начало человека.
А детское сердце - это начало разумения". (Ли Чжи).





























































 


Рецензии