Обзор по зимнему туру от Дмитрия Близнюка

Всем доброго времени чтения!
Друзья, почти все стихи из лонга – хорошие, выбрать десять самых-самых - еще та морока, сродни поэтическому недомоганию, перечитывал раза четыре ВСЕ стихи, раскладывал пасьянсы, так и эдак, потом - психанул и бритвой  вырезал лишние - под настроение, через день нарастил заново и отрезал уже другие. Запутался. Но все же нашел в себе силы и решительную жесткость -  выбрал золотую десятку (хотя можно собрать тридцать золотых стихов  – с примесями, но золотых)) Так что не обессудьте – кого я не взял в шорт. Будет вам утешением знание того, что конкурсы – это лотерея, а имярек написал в жизни только ОДНО стихотворение.  (все остальное – проза и верлибры, как сказал один автор на БЛК –  «что мне ваше «НЕТ», мнение какого-то верлибриста»). 
Стихи расставлены в случайном порядке, так как ветер перемен и фортуны бросал их из стороны в сторону.
Поехали.

3. Липа Липовая «не торопи» http://www.stihi.ru/2016/09/18/1277

Не торопи осеннюю печаль,
бегущую за порыжевшим летом
с норштейновским туманом по ночам,
куда «ау» уходит без ответа,
где тонут в молодильном молоке
ершистые рябина с бузиною,
куст сентябрин, не сорванный никем,
и тусклый свет, что держит надо мною
фонарь согбенный - отставной маяк
над островком верандной панорамы…
…И запах яблок - путеводный знак 
со смены припоздавшему адаму…
______________________________________
Отличное классическое стихотворение про осень,  ничего лишнего, как у ангела или у легкоатлета.
Последние две строки  добавляют особое звучание, волшебство, саму за себя заглянувшую тайну.

6. Ульяна Валерьевна «Александрит» http://www.stihi.ru/2016/06/22/6862

Он ничего не говорит. 
И глаз его александрит 
меняет цвет: от бирюзы
до красной меди.
И вот когда он смотрит так,
ей кажется она - пятак,
на рельсе ледяном лежит,
и поезд едет,
стучат колеса: бух, бух, бух...
Она не ропщет на судьбу.
Вот только пасмурно с утра,
и низко птахи.
Ей верится: еще не все,
и человек ее спасет,
и сбережет, себе забрав
в карман рубахи,
где сердце близко так стучит,
звенят монетки и ключи.
Ей быть теперь одной из них -
блестящей, плоской.
И, ничего не говоря,
он гладит тонкие края,
а пальцы пахнут givenchy
и теплым воском.
______________________________________
Хороший стих. Заточенная монетка, которой карманник разрезает женские сумочки. Да и givenchy мне нравится. Помню, в детстве клали жестяные крышки от ситро на рельсы и ждали электричку. Репетиция сердцедерства.
Общие мысли вслух.
  Должна быть идея стихотворения, это как мелодия в песне, она пронизывает все. Хорошая идея стихотворения  это что-то неожиданное, на что, вдруг на ровном месте, откликается сердце. И если оно откликается у автора, то, при правильной передаче, откликнется и у читателя. Если у автора не замирало дыхание хоть на долю секунды, то не замрет и у читателя.
             Когда я читал это замечательное стихотворение, мое сердце на миг замерло. Зачет.

21. Ольга Вирязова «Кажется, зима...» http://www.stihi.ru/2016/11/29/10473

Кажется, зима.
Или нет...
И один уже проминает след
человечек размокший бумажный.            
И заблуждаешься в этом снегу,
и ледяные стёклышки лгут
скользкие. Сколько их!
Потепление там, по краям,
а у нас, в краю небесных ям
и дыр — холод.

Дыхание в одну строку умещается, летит
и через год возвращается другими словами,
тебя до конца вобрать, как не бывало.
Но вот деревца — стоят насмерть, 
встроенные в асфальт,
и тянутся ветками тупиковыми
в густой полусвет глазастый.

Разогнуть бетонный сустав кольца,
и сапог расстёгивается
Кривоколенный. Господи,
всего немного жаль, 
и во всём виновато время...

Но всё-таки смыкается белизна,
не переступить её, не разогнать —
из неё лепить праздники.
Там переулки в озарении келейном,
в которые, как по узкоколейке,
въезжаем по одному, разные.
И в ожидании лица 
остаёмся масками.
______________________________________
Сюрреализм в белых тонах.  Маска, которая ждет лицо,  и даже отращивает слезы, как сосульки.  Очень атмосферное стихотворение.  В краю небесных ям и дыр  снежная королева царапает стихи в стиле модерн – иглой на замершем  стекле.  Что еще сказать? Отлично.

28. Александр Крупинин «Луны прозрачен свет. Ночные пчёлы» http://www.stihi.ru/2016/11/28/1031

Луны прозрачен свет. Ночные пчёлы
Слетаются на запах апельсинов.
Камилла делла Дзенга в платье чёрном
На лоджии  сидит за клавесином.

Холодный свет  какой-то тайной силой
Пронизывает спящую Тоскану.
На лоджии поодаль от Камиллы
Стоит поэт Валерий Обезьянов. 

Камилла от безверия  устала.
На клавиши она роняет слёзы,
Когда поэт читает мадригалы
Под звуки Джезуальдо де Венозы.

Всё исчезает, молодость и свежесть,
Одно искусство в мире постоянно.
И слёзы льёт Камилла: "Где же, где же
Ты был все эти годы, Обезьянов?"

А под балконом графского палаццо
Растёт цветок Нефритовые уши.
Над ним  нетопыри всегда теснятся,
Как чьи-то  нераскаянные души.

Быть может, и они стихи любили,
Но пробил час, мышей летучих стая
Ночами у цветка  летает, или
Все это наши выдумки. Кто знает?
______________________________________
Валерий Обезьянов делает стихотворение,  вырезает его на фрезерном станке.  Искрит ностальгия по Габриелю Маркесу и сто-лет-без-одиночества.  Магический реализм и влюбленный О. Бендер.  Ночные обезьянки срывают Нефритовые уши, задумчиво жуют лепестки, выдвигая челюсти печально. Супер. Зачет.

7. Ольга Ведёхина "Мариинка"  http://www.stihi.ru/2012/01/12/3396

линии, 
заставленные танцевать.
лилии, 
которым не суждено прясть.
Элизиум,
выпустивший в свет тени.
коллизии
травмированных коленей.
лизинг
душ и тел до тридцати восьми лет.
вызов -
покинуть кордебалет.
призом -
сквозь воздух тугой полёт.
призван
Терпсихоре служить Дон Кихот.
стразы
преломляют лучи софитов.
фразой,
на пуантах пропетой, пальцы сбиты
в кровь,
но стопа небо вновь проколет.
кров
на покатой сцене лишён покоя.
клоны
арабесковых статуй, оживших фресок.
сонный
за кулисами ослик в пассажах presto.
потом
орошённое поле цветёт мазуркой.
ноты
здесь лишь повод плясать фигуркам.
жестом
управляется всё от любви до смерти.
место,
где рука человеком вертит,
маги
звенья тел замыкают в кольца,
шагом
измеряется путь до солнца.
______________________________________
Интересное стихотворение, необычное звучание,  будто поднимаешься по ступенькам с закрытыми глазами,  и каждая ступенька тебе говорит что-то загадочное, поэтическое. Или точно опускаешься в колодец Алисы на веревке,  хотя можешь спокойно падать. Понравилось. Беру.

38. Rewsky «Белое» http://www.stihi.ru/2017/01/17/1260

                                         "Они одни двигались 
                                         в необъятном ледяном безмолвии,                   
                                         крохотные земные твари..."
                                                   Джек Лондон, "Время не ждёт"

Предназначенье выглядит шутя,
когда проходишь точку невозврата.

..Когтистый наст, где искорки блестят,
осядет пылью снежною на лапах.
Вожак бежит, поскольку он вожак,
скрипят полозья нарт, качая сутки,
и лес вокруг, дрожа и ворожа,
тенями вечер синими рисует.

Забудешься раскаяньем ли, сном -
пока костёр поддерживает небо,
собаки рвут подстреленную нерпу,
и компас жжёт ладони стрелкой "норд".
Мы - точка крови, что ещё бежит,
стремясь пройти безмолвие рассвета,
и хочется спешить за словом "жить",
и хочется давно забыть об этом...

Зачем мы здесь, куда и почему -
не главное, когда сжимает стужа.
Земные твари, мы по одному
себя в земном пространстве обнаружим -
ни по следам, ни доблестью, ни днём,
где солнца луч пронзителен иначе...
Сжимает грудь дыханьем белый норд.
В свои ладони нас снежинкой пряча.
 
Дай мне глоток растопленного льда,
горячий сон - что будет, если станет...
Завыл вожак, и ветер, как всегда,
ответил, ледяной мерцая сталью...
______________________________________
Хороший мужской стих о жизни, о смерти и волчьих угодьях. В каждом из нас прячется маленький Джек Лондон и белое безмолвие. «Быть или не быть?» – мы не можем себе позволить себе такие вопросы.

18. Александр Спарбер «Кризис» http://www.stihi.ru/2016/06/13/4774

Я заблудился в тексте, как в лесу.
Точнее, в языке. Не в том ли дело,
что все мы рвёмся выйти за пределы,
куда-нибудь, на волю, на несу-
ществующее поле, где растут
нездешние растения и злаки?
И вот, чутью поверив, как собаки,
мы кружимся и ищем, ищем след… 

Ты выйдешь, – говорил себе я. Нет,
не думай, а смотри. Забудь про речь.
Смотри, как лягушонок неумело
своё воздушно-капельное тело
из водоёма силится извлечь;
смотри, как голубые пауки 
цепляются за веточки метафор;
запоминай болотный этот запах
и пузырьки.

Ползи, ползи… и словно некий груздь,
из-под земли ты прорастёшь наружу,
и лягушонком выпрыгнешь из лужи,
и может, даже квакнешь что-нибудь.
______________________________________
Многоуровневое стихотворение. Мне понравилось.  В  нем я увидел самого себя, свой нескончаемый кризис, называемый «творческий путь»,  возможно, муза – мираж,  болотная лилия, а все честолюбивые замыслы – всего лишь пиявки, ну, ничего страшного, пусть я водяной, которому летать охота, но ничего, такая моя работа, наступаешь на горло своей же песне, но не мечте, выходишь из себя, точно из болота,  и  - смотри вокруг, дыши и чувствуй, отдайся жизни,  не нервничай, не заморачивайся, и потихоньку, исподволь,  когда накопишь яд или ртуть, вдруг проквакаешь нечто талантливое и уже ундины и русалки лайкают твой стих. 

2. Евгения Костюкова Для Конкурсов «утешение утешительницы» http://www.stihi.ru/2015/03/27/10886 

над палестиной закат арбузный.
"семечки-звёзды пойдут на бусы," – 
сын утешал – "а наряды, мама,
я для тебя сотворю из храмов.

по'лно, родная! мои ладони – 
лодка, которая не утонет.  
в этом ковчеге найдётся место
каждому, кто от себя отрезан,

каждому, кто безнадёжно болен
мной и рождением колоколен.
скоро весна – потому не надо
плакать да кутаться в те'ни сада..."

оливоока и негасима
та, кто любуется в боге сыном,
та, кто его до сих пор качает...
неутолимы её печали.
______________________________________
Это стихотворение мне напоминает молитву, оно мне нравится, даже не знаю почему. Не могу объяснить. Человек хорошо понимает, что немного выше его уровня понимания. Ну, не буду умничать, а беру его в шорт.   

1. Орловаи "Сяду на кольце в пустой трамвай..." http://www.stihi.ru/2012/01/13/7378

                Снег летит по всей России,
                Словно радостная весть
                Николай  Рубцов

Сяду  на  кольце  в  пустой  трамвай.
Стану  ждать,  когда  придёт  кондуктор,
любоваться  снегом  -  тихим,  крупным,
утро  превратившим  в  белый  рай.

Шумная  студенческая  рать
с  грохотом  рассядется  в  вагоне.
Лишь  одна,  с  лицом,  как  у  Мадонны,
будет  в  одиночестве  стоять.

А  когда  кондуктор  в  куртке  яркой,
как  большой  оранжевый  снегирь,
станет  мелочь  склёвывать  с  руки,
мы  покатим  в  город  мимо  парка...

И  утонем  в  океане  снежном,
словно  субмарина  в  толще  вод -
- взбалмошный  студенческий  народ,
я,  Мадонна  и  снегирь  прилежный.
______________________________________
На первый взгляд – просто и со вкусом. На второй взгляд – хорошо и просто. Хочется сложности? Но сила поэзии как раз в простоте, имхо. Образ должен восприниматься сразу – если глазу на прочтение пары слов достаточно 0,1 секунды, то и для понимания нужно не больше, иначе впечатление разрушается. Любое сочетание слов создает образ, напишем, например: "Голубые паруса апреля" и мы уже представляем себе что-то под голубыми небесами. Или "Белая сороконожка зимы" - тоже что-нибудь представляем. Что получается, если мы будем усложнять образ? Например: "Белая девяностоножка зимы" Это  уже более точно и более понятно, о чем идет речь, хотя в високосный год это и будет девяностоодноножка. Но образ уже воспринимается плохо. Попробуем усложнить еще раз: "Белая улитконожка зимы" то есть, что-то такое, медленно ползущее вперед. По логике, все верно, но образ совсем плох, потому что он слишком сложен. Стихотворение должно, в идеале, состоять из быстрой, летящей простоты.
Здесь она есть.  Зачет и шорт.

33. Любовь Колесник «Завод» http://www.stihi.ru/2016/12/08/11199

И. П.

Завод - не в смысле предприятие, 
а натяжение пружин. 
Одно недолгое объятие – 
и разойдемся, побежим, 
похмельные; не будет тропиков, 
размытый город лег в тенях, 
а ты не думай, сколько пропито 
в моментах, людях, трудоднях, 
и, затыкая губы горлышком 
незрячим донцем к небесам, 
запей горючей хиной горюшко - 
то, из которого ты сам: 
работа, сон, мероприятия, 
башка, конечности, живот, 
завод - не в смысле предприятие, 
а в смысле - кончился завод.
______________________________________
Эта местность мне знакома, эта пружина и место слома, в смысле, не потому, что я однажды полгода работал на заводе, но очень знакома «хмельная сладость ничего не знать». К чему это я? А Бог его знает. Я убежал от стольких конвейеров, как Колобок от Механических лисиц. «Но вернемся к Заводу»
Стихотворение классное – и воспринимается цельно, как сильный развивающийся образ.
Что такое сильный образ? Это не тот, который заставляет читателя видеть – читатель и так не слепой и видит постоянно, если не закрывает глаз. Не тот, который заставляет чувствовать – читатель и так чувствует 24 часа в сутки, немножко больше или меньше не имеет значения. Хороший образ – это тот, который воздействует. Здесь воздействие есть. Мне понравилось. Зачет.

П.с.
Очень жаль, что больше нет места, я бы еще добавил с чертову дюжину так точно, а то и с две.
Ну все, друзья, пора прощаться.
Спасибо за внимание и за стихи.
Увидимся!

______________________________
Таким образом, ШОРТ-ЛИСТ ЭКСПЕРТА:
Липа Липовая «не торопи» http://www.stihi.ru/2016/09/18/1277
Ульяна Валерьевна «Александрит» http://www.stihi.ru/2016/06/22/6862
Ольга Вирязова «Кажется, зима...» http://www.stihi.ru/2016/11/29/10473
Александр Крупинин «Луны прозрачен свет. Ночные пчёлы» http://www.stihi.ru/2016/11/28/1031
Ольга Ведёхина "Мариинка"  http://www.stihi.ru/2012/01/12/3396
Rewsky «Белое» http://www.stihi.ru/2017/01/17/1260
Александр Спарбер «Кризис» http://www.stihi.ru/2016/06/13/4774
Евгения Костюкова Для Конкурсов «утешение утешительницы» http://www.stihi.ru/2015/03/27/10886 
Орловаи "Сяду на кольце в пустой трамвай..." http://www.stihi.ru/2012/01/13/7378
Любовь Колесник «Завод» http://www.stihi.ru/2016/12/08/11199


Рецензии
Спасибо, Дмитрий, что отметили.

РS А в шорте-то девочек больше, чем мальчиков - 7:3. :-)

Смагина Виктория   02.03.2017 13:25     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.