Корифеи Азербайджанской культуры-Хадиджа Гаибова

***
Хадиджа Осман-бек кызы Гаибова ((24 май, 1893г,Тифлис — октябрь 1938 г, Баку) — азербайджанская пианистка, педагог.
Хадиджа  Гаибова получила среднее образование Тифлисе, в Женской гимназии Св. Нины  и паралельно брала уроки фортепиано. В 1911 году, после окончания    гимназии, 18-летняя Хадиджа вышла замуж и в последующие годы преподавала в местной женской русско-мусульманской школе.
Ещё до Октябрьской революции Хадиджа Гаибова получила известность как одна из первых исполнительниц мугама (азербайджанского народного жанра музыки) на фортепиано.
В 1919 году семья Гаибовых переехала в Баку, где годом позже Хадиджа Гаибова внесла вклад в основание Азербайджанской государственной консерватории. После советизации она возглавила отдел восточной музыки в Наркомате просвещения Азербайджанской ССР. В эти годы Гаибова вела уроки музыки и актёрского мастерства при женских просветительских курсах. В 1927—1931 годах она училась на композиторском факультете Азербайджанской государственной консерватории.
В 1933 году Гаибова была арестована и помещена в тюрьму по обвинению в контрреволюционной деятельности. Она была освобождена через три месяца, и обвинения с неё были сняты. В 1934 году она вошла в исследовательский состав Азербайджанской государственной консерватории по изучению музыкального наследия Азербайджана.
17 марта  1938 года, вскоре после ареста её  мужа Рашида Гаибова, Хадиджа Гаибова вновь была арестована и обвинена в связях с мусаватистами. 19 октября 1938 года, после пятнадцатиминутного судебного слушания, Гаибова была приговорена к высшей мере наказания — расстрелу. Приговор был приведён в исполнение в Баку через неделю. В 1956 году, уголовное дело было пересмотрено, и Хадиджа  Гаибова была реабилитирована.

***

О, сколько горя несли народу,
Позорные «двойки» и «тройки»,
Топили в крови  людскую свободу,
Они рождённые из ада   в помойке.

Не обошёл  и  тебя молох репрессии,
Отняли право жить и любить,
Следователь мерзкий с мордою  лисьей,
Жаждал скорей твою душу разбить.

Искромсало сердце  кровавое слово,
Услышав приговор :- «Расстрел!»,
Твоя добрая суть не была готова,
Увидеть себя в  горящем костре…

С  горьким  плачем  вознеслись в небеса,
Мелодии мугама и твоя краса.


Рецензии