Афористика. Метерлинк Морис

                "ДНЕВНОЙ САД":

1) "Больше нельзя ставить" - т. е. божество скоро заговорит. (Храм случая)

2) Нет больше случайной посторонней красоты… Осталось, правда, страшное непознаваемое… (Новая драма)

3)  …Полевые цветы первые научили наших предков тому, что есть на нашей планете вещи бесполезные и прекрасные. (Полевые цветы)

4) …Вовсе не необходимо исправиться от пороков, в которых мы сознались, ибо есть пороки, необходимые для нашего существования и для нашего характера. (Об искренности)

5) …Я думаю утверждать, что первые добродетели всегда предполагают последние… (Женский портрет)

6) …В республике нашего невежества произошла лишь перемена эпитетов, так сказать, словесная революция, ибо термины "дух" и "материя" - лишь атрибуты того же неизвестного, могущие заменить друг друга. (Масличная ветвь)

7)  …Наш разум для того, чтобы жить на крайних пределах себя самого, …наша мысль для того, чтобы занять весь наш мозг… (=,=) - /Я бы споэтизировал здесь чуть объёмнее: «…Наша мысль, чтоб занять всё/весь мир изнутри…» - сост. М. Гюбрис/

8) …Мы непременно носим в себе нечто тождественное с самыми глубокими и великими тайнами. (=,=)
                ________________________________________________

                ПЬЕСЫ:

9) Судьи всегда ошибаются, когда не закрывают глаз, чтобы простить или чтобы глубже заглянуть в себя самих. («Пелеас и Мелисанда», Д.1, К.3, из письма Пелеасу)

10) …такой вид, как у человека, упорно ожидающего великого несчастья на солнце, в роскошном саду... (=, Д.4, К.2, Аркель)

11)   Пастух, пастух!.. Куда они идут?..  (=, =, К.3, Иньольд)

12) Я расслышал с трудом!.. Раскаленным железом разбили лед!.. (=, =, К.4, Пелеас)

13) Слепые слишком много рассуждают. («Напрошенная», репл. Дяди)

14) Будьте  осторожны!  Мы не знаем, как далеко простирается человеческая душа... («Там, внутри», репл. Старика)

15) Свет отраден скорбящим... (=, =)

16) Мы -- по ту сторону лжи... («Обручение», Д.1, К.1, Фея)

17) …Не отвращаем и вспять не обращаем... (=, Д.2, К.4, Рок)

18) …Прескверная  троица:  больной, пьяница  и убийца... (=, Д.3, К.7, Дедушка Тиль)

19) Раз существуешь ты, то и мы, конечно, существуем... (=, Д.4, К.9, Дитя)

20) Нам невозможно забыть причиненное нам зло, потому что наиболее глубокий из наших инстинктов, инстинкт самосохранения, прямо заинтересован в том, чтобы мы помнили. («Прощение обид»)

21) По мере того, как мы порабощаем силы природы, увеличивается для нас вероятность несчастного случая… («Несчастный случай»)

22) …На мгновение ока -- великолепное, незабвенное зрелище силы, отваги, точности, воли, когда непобежденная жизнь бросается в лицо непобедимой смерти. (=)

23) По какому праву вообразим мы между собою и животным пропасть, которая не разделяет даже минерал от растения и растение от животного? («Бессмертие», VIII)

24) …в том мире, в котором мы не понимаем первого слова… (=, XI)

                «МУДРОСТЬ И СУДЬБА»:

25) Есть сотрудничество, более возвышенное и действительное, чем сотрудничество пера: это сотрудничество мысли и примера. (Посвящение)

26) Добрые дела, совершаемые в настоящую минуту вокруг нас, зародились большею частью в душе одного из тех, кто, быть может, не раз пренебрег исполнением какой-нибудь непосредственной, настоятельной обязанности… (I)

27) Возможно, что завтра из глубины Марса, вместе с окончательной истиной о происхождении и цели мира, нам сообщат непогрешимую формулу счастия. (II)

28) Нужно жить так, как если бы мы находились постоянно накануне открытия великой истины. (III)

29) Познавать себя самого, для людей самых великих, значит, в известной степени, познавать свою звезду и свою судьбу. (VIII)

30) Наши приключения блуждают вокруг нас… (X)

31) По мере того, как мы становимся мудрыми, мы спасаемся от власти некоторых из наших инстинктивных судеб. (XII)

32) Мудрость Гамлета зависела только от него самого. (XVII)

33) Все мудрецы отправляются от одной точки, которая есть порог разума. Но они начинают удаляться друг от друга с той минуты, когда победы разума становятся несомненными, т.е. с той минуты, как они свободно проникают в область высшего непознаваемого. (XXVIII)

34) Душа, без сомнения, не что иное, как наиболее прекрасное желание нашего интеллекта, а Бог, быть может, в свою очередь, не что иное, как самое прекрасное желание нашей души. (XXXIII) - /он, безусловно, производителен, Метерлинк, и человечество его, несомненно, также производительно. – сост. М.Гюбрис/ 

35) Существует столько же родов внутренней жизни, сколько и внешней. (XXXVI)

36) Есть внешние слезы, которых нет сил осушить; есть священные часы, когда мудрость еще не утешает. (XLIII)

37) …Люди второго порядка сами себя не судят.  …Судьба же меняет свою природу лишь согласно с приговором, который человек произнес над самим собой. (XLVI)

38) Когда наконец откажемся мы от мысли, что смерть важнее, чем жизнь, и горе значительнее, чем счастье? …По какому праву мы сводим целое существование к моменту смерти? (L)

39) Горе говорит всегда одним и тем же голосом. (LI)

40) Несчастье вышло из детского возраста сотни веков тому назад. Но можно думать, что счастье еще до сих пор спит в пеленках. (LII)

41) …Мудрец не создан для того, чтобы быть несчастным. (LV)

42) Мы станем мудрыми не оттого, что отречемся от окружающих радостей. Но, становясь мудрыми, мы, сами того не зная, отречемся от радостей, которые будут ниже нас. (LVI)

43) Лишь временно долг каждого из нас совпадает с тем, что он считает своим долгом. Первый же наш долг - это выяснить нашу идею о долге. (LXIV)

44) Жертва может быть цветком, который добродетель срывает мимоходом… (LXV)

45) Есть доброта, которая предшествует известным людям, и есть доброта, которая плетется вслед за человеком. (LXX)

46) Душу можно ранить только теми же орудиями нападения, которые она сама еще не бросила на костер любви. (LXXV)

47) Мы сами производим суд над собой, или, вернее, нас судит наше счастье. (LXXXII)

48) …Самое необыкновенное - в обширном, спокойном и однообразном течении природы. (LXXXIX)

49) Не говорите о судьбе до тех пор, пока событие, радующее или печалящее вас, ничто не меняет в вашем отношении к вселенной. (XCIV)

50)  …Умирающие девственницы не правы. (CV)

51) …Неравенство существует…в желаниях. (CIX)


Рецензии
" …Умирающие девственницы не правы... " Великая мудрость! ... они пошли против самой Природы ... такой конфликт!!! ... с самим Богом ...

Николай Сыромятников   22.02.2017 23:32     Заявить о нарушении
"...Не первый ли долг всякого человека предоставить своей судьбе все, что может быть предоставлено человеческой судьбе вообще?" - это, буквально, продолжение той мысли из той же главы. Он писал это, исследуя пример Эмилии Бронте, которой было только 29.

Максимилиан Гюбрис   23.02.2017 22:48   Заявить о нарушении
... и я об этом же, уважаемый Максимилиан ... Коли довелось вынырнуть в эту жизнь из небытия, то не для того, чтобы сторониться жизни ...

Николай Сыромятников   23.02.2017 23:15   Заявить о нарушении
Видимо, это в порядке вещей - так думать. С другой стороны, если вы перечтёте эту книгу Метерлинка полностью, то вы увидите, что убеждая нас в ценности самой жизни, жизнепродолжения, автор считает малодушием связывать трагедию с образом смерти. Тоже, парадокс в своём роде.

Максимилиан Гюбрис   24.02.2017 21:29   Заявить о нарушении