Начало Великого Примирения?

Начало «Великого Примирения»?
НАЧАЛО «ВЕЛИКОГО ПРИМИРЕНИЯ»?

                "Уроки истории нужны нам для примирения"

                Путин
 
      «Революция была великим преступлением. И те, кто обманывал народ, кто вводил его в заблуждение, кто провоцировал его на конфликты, преследовали совсем не те цели, которые они открыто декларировали. Была совсем другая повестка дня, о которой люди совсем даже не помышляли», – передает слова Патриарха Кирилла РИА «Новости».
      Фраза «Революция была великим преступлением» даже с учётом контекста в устах иерарха РПЦ звучит, мягко выражаясь, неправомерно. В такой же степени неправомерно, в какой неправомерно было и известное резонансное обвинение Владимира Ленина (Ульянова) президентом Путиным в якобы «подкладывании атомной бомбы» под Россию.
    После такой, в год 100 – летия  оценки Революции в России, данной первым иерархом РПЦ, всем клирикам в принципе грешно обвинять революционеров в плохом  к ним отношении.  Сравним эту оценку с оценкой революции 1917 года очевидцем события, человеком верующим и не только не марксистом, но и  безусловным идейным противником большевиков и Ленина: «…революции вообще направить нельзя, как нельзя ее и остановить. Революция есть рок и стихия. И большевики не направляли революции, а были лишь ее послушным орудием…» ( См.: Бердяев Н.А. Размышления о русской революции.) ].
    Иными словами, религиозный философ воздержался от обвинения  революционеров России в организации революции как заговоре, как запланированном преступлении:
«…И советская власть оказалась единственной возможной в России властью в момент разложения войны, которой русский народ не имел силы вынести, в момент духовного упадка и экономического разгрома, в момент ослабления нравственных устоев. Эта власть оказалась народной в очень нелестном для нее смысле. Но признать это важно для понимания революции. Другая власть не могла быть создана в стихии революции при той духовной и исторической обстановке, в которой эта стихия разбушевалась...» (См.: Там же)
  А вот первый иерарх РПЦ забыл отметить, что Великая Русская Революция началась на фоне великой войны, развязанной «христианнейшими государями и правительствами», унесшей 10 млн. жизней мобилизованных, 11 млн. мирных граждан и 55 млн. раненых и искалеченных. Революция была отчаянной попыткой народа, вырваться из мельничных жернов бессмысленной бойни. Николай Бердяев отмечает: «Большевики совсем не были максималистами, они были минималистами, они действовали в направлении наименьшего сопротивления, в полном согласии с инстинктивными вожделениями солдат, истомленных непосильной войной и жаждавших мира, крестьян, вожделевших земель помещиков, рабочих, настроенных злобно и мстительно. Максималистами были те, которые хотели продолжения войны во что бы то ни стало, а не те, которые решили ее прикончить….». Конечно, и оценки Николая Бердяева не бесспорны. Но они ближе к реальности.
Очень жаль, что влиятельнейшая часть пастырей РПЦ спустя 100 лет свою позицию в отношении народа, совершившего революцию, оказавшую влияние на весь мир (революции в отличии от переворотов и заговоров совершаются народами) не изменила. Лев Толстой, глубоко верующий человек, оказался «зеркалом» не только первой русской революции, а и последующих двух. Несомненно, что основная масса народа, поддержавшая большевиков, была тоже верующей.  Почему верующие поддержали безбожников? Христианство в истоках своих есть религия «страждущих и обременённых», оно развалило классическое рабство в Риме. И по духовному наследству, по затаившемся в нём искрам истин,  оно против социального рабства и, следовательно, в сути своей антибуржуазно, должно быть   антибуржуазно.
Но иерархия современной РПЦ не стремится доказать трудящимся, что могла бы не хуже большевиков-безбожников, опираясь на гуманистические основы своего учения, если не бороться с сильными мира, то хотя бы обличать их.
Где обличения неправедного обогащения так называемых «олигархов», где осуждение сокращения бесплатного здравоохранения и образования, где осуждение невыплат зарплат, где осуждение безудержного воспевания эгоизма, индивидуализма, погони, за деньгами в СМИ, выведенных не только из под цензуры, но и из под всяких нравственных  рамок?...


Рецензии