Круги колхозного ада, или Как я работал кладовщико
Это я сейчас довольный, как слон - работаю в колхозе по основной своей специальности (грузчик-подсобник-землекоп), в которой я - профессионал европейского уровня, проверено в финском рабстве у трёх хозяев. Только называется это - ночной сторож-скотник, но это уже специфика сельской терминологии.
Зарплату тоже получаю охрененную, ни на одном заводе в Питере мне столько не платили, даже без учёта разницы в тяжести труда (20 тонн в среднем за 8 часов груза переместить на горбу или с вилами и скребком побегать трохи, а потом книжки читать).
А что задерживают иногда - так в этом случае 30% на магазин переводят, я и в Питере бывало месяцами зарплату ждал, и никто меня там в "Пятёрочке" по безналу не отоваривал, эка невидаль...
Но было время, когда я реально угодил в беспросветное колхозное рабство, причём за чисто символическую зарплату - 2000 русскими. Тогда вообще зарплаты на селе небольшие были, а это - минималка той поры. И с работой в деревне реально туго было, не то что сейчас. Шёл кризисный 2009-й...
Вот тогда-то и постучался в нашу дверь демон-искуситель в лице зампреда колхоза Редьки Иваныча. Надо, говорит, на два месяца кладовщицу подменить. Работа - не бей лежачего, девочка-дошкольница справится, ходи типа себе с ключиками...
Я сейчас часто эту его девочку с ключиками вспоминаю. Потому что с моей нынешней работой реально справится любой шестилетний деревенский ребёнок. Устанет, конечно, не без того, но справится.
Головой работать вообще ненавижу, всегда ощущение, что грабят меня. Последний раз в середине 90-х у бандюков на газетах мозгами барыжил, когда доски объявлений заводские мхом поросли. Справлялся неплохо, но уставал очень - это вам не вагоны разгружать или навоз копать, реально тяжкий труд.
Но тут выбора один хрен не было, и подписался я на эту каторгу добровольно, хотя как по мне - на неё бы освобождённых по УДО устраивать, чтоб тюрьма вспоминалась как сладкий сон.
2. Преисподняя с испытательным сроком.
Председатель тогдашний умел кидать понты. Я, говорит, даю тебе испытательный срок два месяца, потом посмотрим. Ну то есть наконт ПОДМЕНЫ кладовщицы развёл меня его зам, кот-баюн долбаный, как опытный напёрсточник лоха последнего.
Просмотрел с умно-важным видом все мои документы, изрёк при этом нечто наподобие - я всё про тебя должен знать, я ж тебе колхозное имущество доверяю. Чтоб ты типа никуда не спрятался если что от карающей длани закона.
Ну это мне похрен, никуда я не собирался с его зерном и соляркой уматывать. Насмерть убило другое. Оказалось, что КЗОТ не для кладовщика писан. Как кстати и не для бригадиров МТФ с председателем. Такая вот команда камикадзе в колхозном табеле.
Выходные кладовщику не положены. СОВСЕМ. Могут подменить, если долго бегать за председателем и низко-низко кланяться, и то ненадолго. Подменит бригадир на условиях взаимозачёта, то есть потом ты за него горбатиться будешь. Совмещение вам не оплатят - и так ни хрена не делаете типа.
Рабочий день - 24 часа в сутки, личное время кладовщику не положено, особенно с ранней весны до поздней осени. То есть попробовать поспать конечно можно, но если вдруг механизатор пропьёт всю соляру и трактор посреди пашни встанет - в лучшем случае беги на склад и выдавай, в худшем - неси сам хз куда ночью канистру, если стомлёный бухлом товарищ механизатор ходить уже не может. Не бросать же трактор на поле.
Зарплата за всё это непотребство круглосуточное, напоминаю - минималка по стране. Хоть порвись, хоть удавись - больше не заплатят. Правда, и за выходные, которые тебе кинут как кость паршивому псу раз в три-четыре месяца, не высчитывают (это потому что за бригадира потом отпашешь, а не от большой доброты государства).
Охренел я от такой благодати, вспомнил бандюков питерских, у которых примерно тот же график работы был, но 6 через 6, и зарплата 300 баксов в месяц. Захотелось их могилы на кладбищах найти и прощения попросить за то, что в своё время ныл и жаловался на работу трудную...
Но время реально тяжёлое было, не чета нынешнему. Пришлось на всё согласиться.
3. Полное погружение.
И понеслась... К 4-м утра иду на ферму. По пути - контрольная побудка слесаря. Он чаще всего сам просыпается, но лучше проверить, за позднее начало дойки спросят с тебя, на ферме кроме кладовщика и бригадира никто ни за что не отвечает, ну как в детском саду типа.
Бригадирше - хуже, ей приходится обходить ВСЕХ доярок по той же причине. С бабами, понятное дело, ещё сложнее, тем паче что половина доярок подрабатывает по ночам на трассе и с утра обычно не в духе. Со знанием дела желают бригадирше прям в духе сублимации дедушки Фрейда всего того, что входит в их ночные обязанности. Только бесплатно... Бригадирша часто плачет, но куда деваться - доярку надо уговорить поработать по-любому.
Бригадирша в один день со мной в эту петлю голову сунула. До этого лет двадцать скотницей на откорме проработала. Тоже несладко ей пришлось поначалу, но заткнула она за пояс хвалёную Маргарет Тетчер в плане стойкости - до сих пор работает, скоро 7 лет будет. Подозреваю - всебелорусский рекорд установила по сроку пребывания в этом ярме.
Дальше иду на ферму. Там бужу ночного сторожа. Иногда получается даже быстро и не очень громко. Принимаю у него поголовье. Считать мне лень, так просто смотрю. Выдаю ему солярку (он потом на трактор сядет, комбикорм и силос возить), отпускаю спать.
Приходит бригадирша. Подтягивается боевой расчёт для дойки. Зимой выдаю масло слесарю, летом - масло и солярку тому же слесарю, но ещё и в дополнительной ипостаси тракториста для летней дойки на поле. Потом иду домой. Теоретически можно поспать часа два.
Практически - дом кладовщика в деревне сродни кварталу красных фонарей в Амстердаме. Всякую хрень сначала привезут к нему домой, побибикают, в кабину трактора или грузовика затащат, как ту путану (в лучшем случае, если техника старая, а то и побрезгуют тащить) и на склад повезут. Но попробовать поспать можно.
К 8-ми утра иду на основной склад, зерновой. Там отпускаю комбикорм (муку) дояркам и скотникам. Грузить они должны сами, но мне как раз это - не работа, а момент ностальгии по беспечному заводскому прошлому, так что закидываю мешки в тракторный прицеп с радостью.
Потом - контроль. Куда муку повезут - туда и едешь. В прицепе, на мешках. Кладовщик - как тот "синий вол, исполненный очей" Гребенщикова, во все стороны смотреть должен, пока раздача идёт. Если всплывёт украденная мука на деревне - имеют его, и только его. Примерный текст в процессе кладовщикоимения: "Вот ТЫ на них минуту не смотрел, и они решили, что МОЖНО спереть муку." Ну то есть я их типа искусил...
Дальше - условно свободен до вечерней дойки. Летом она в поле происходит, выдаёшь масло и соляру, зимой - только масло. Уезжает трактор с доярками или запускается мотор у слесаря - иду домой, можно рискнуть поспать до утра.
Такова ежедневная обязательная программа.
4. Дьявольское разнообразие.
Кладовщик - это не просто дежурная жопа. Это - дежурная жопа в мыле. А в новом веке в эту взмыленную жопу ещё и мобильный телефон воткнули, чтоб нигде ей не спрятаться. Так что и хата его - как дом терпимости, только красного фонаря недохоп, и сам он - как мальчик по вызову.
Солярку заказывал? На! И не спрашивай, почему - сейчас, спасибо скажи, что привёз. Не, в кабину ты не лезь в своём обвафленном ватнике - пешком дойдёшь.
Тракторист в белоснежной футболке, в кабине кондиционер и стереосистема. А по бочке с соляркой лазает кладовщик, шланги разматывает, а грязь с дизтопливом смешанную на себя наматывает. Кстати, спецодежда ему не положена - работа у него типа чистая...
На складе - бочка на 200 литров, в неё вручную качаешь. Счётчик на бочке редко работает правильно, недолив как правило обеспечен. Ничего, не первый день работаешь - бутылку трактористу поставишь, спишешь.
Склад взломали в рабочее время - сам не уследил. Минус 40 литров соляры - ну это ещё по-божески. Может, тебе ещё и милицию вызвать? Ничего, придумаешь что-нибудь. Не придумаешь - вот сам под суд и пойдёшь за хищение, оно тебе как раз по должности положено...
В уборочную можешь вообще на складе жить. Покормить? Да хрен тебе - кормим только механизаторов два раза в день, тебе жена хай приносит. Загнал машину на весы, записал, перегнал на склад - покажи куда ссыпать, да не забудь, где у тебя крыша протекает.
Осенью тебе халтура - зерно сортировать. На складе немецкий агрегат для этого дела стоит, по виду и состоянию - из репараций 1945-го года. К нему - шнек примерно того же возраста. Но это хоть за отдельную плату - 100 русских рублей тонна. Сломался шнек - вёдрами таскай, или жди пока починят. Сломался агрегат - жди ремонтников, отдыхай типа.
Население приходит, продать зерна просит. Посылаешь нахер - обижается. Что, таких кладовщиков у вас ещё не было? Замените, хоть сейчас ключи отдам. Не надо? Тогда - ПШЛ НХЙ!
Ворота упали? Сиди, сторожи, жди. Приедет погрузчик - повесишь. Сам. Чей склад-то? Хочешь - найди кого в помощь, приказать не можем, у всех кроме вас с бригадиром - чётко очерченные обязанности. Нашёл? Ух ты! Молодец! А чего ж плакал?
Там у вас на ферме вместо дойки - пьянка, мне позвонили, сходи-проверь-доложи! Что бригадир? Она вместе с ними квасит. - Я на ферме. Всё в пределах нормы. Бригадир? Вменяема. Адекватна. Трубку дать? - Верю. Отбой. Отдыхай.
И теперь ты понимаешь, что украл-выпил-сел - это пожалуй реальная романтика. Каторга - тут.
5. Навозная отдушина.
Одно было светлое пятно в моей работе - навоз. Деревенские любят пугать горожан: тяжелее копания навоза работы нет. Ну это они ещё ломом трёхслойный асфальт времён Империи не долбили...
Так вот, послали меня как-то надзирать за копанием навоза - считать телеги и вести табель участников этого дела. А я и говорю - а хрен ли считать, я копать хочу! Это вы тут - сильно бедные, а я в жизни никогда ничего не грузил по 70 рублей за тонну, в Питере даже на шабашках 30 платят. Не имеете права запретить! Сработало...
70 - это если по чесноку. А так - традиционно округляется тоннаж, иначе интереса не будет. Не меньше 100 за реальную тонну выходит. Я сначала стремался, но более опытные товарищи подсказали - сколько можно приписать в рамках традиции. И не подставили - нормально отчёт прошёл все инстанции и оплачен был полностью (это самое главное).
С тех пор я при любой возможности на навоз бежал - душу отвести. За 4-5 дней по 3-4 часа работы каждый (не забываем, навоз - типа тяжёлая работа, людей беречь надо) я удваивал свою зарплату. У меня даже мечта появилась - стать бригадиром группы навозоуборщиков, чтоб по всем колхозным фермам лёгкое бабло рубить. О своей нынешней работе я тогда, конечно, и мечтать не смел...
Сейчас за навоз 100 рублей тонна платят. Но мне теперь и своей зарплаты хватает.
6. Побег.
Через 9 месяцев пребывания в образе девочки с ключиками я понял, что скоро или крыша у меня съедет, или убью кого-нибудь. Навоз уже не спасал.
Зам к тому времени предом стал и полюбил таким популизмом заниматься, что Ельцин отдыхает. Приедет на ферму, поставит меня раком перед шчырыми калгасниками, и трахает за всё, что ЭТИ самые працауники пропили в деревне. Трудовой коллектив радостно щерится - эка он его, так ему! Молодец Иваныч, свой мужик! За народ!
В РФ я КЗОТ не читал. Нужды не было. Знал только про две недели отработки, если по собственному хочешь. Это мне было главным - нигде отпускать не торопились, а хотелось мир посмотреть на предмет поработать в разных местах.
В Беларуси - прочёл. Опять же главу "Увольнение работника." Волосы дыбом - отработка МЕСЯЦ! ТАТАЛЫТАРЫЗМ! И это ж не всё ещё: если за этот месяц забыл, с какого числа уволиться хотел по поданному заявлению и сдуру вышел в этот самый день на работу - считаешься автоматически оставленным на работе, то есть начинай всю мудянку заново...
Я всё сделал грамотно, по уставу. Ну ещё правда вдобавок написал на ватнике красным маркером "Долой колхозное рабство!" (ватник - свой, что хочу - то и пишу) и так ходил весь месяц, да на двери склада стал ежедневно листочек вывешивать типа дембельского 2X2=30 и так далее. Ещё пиво стал пить в открытую прямо на рабочем месте - авось скорее уволят. Но это не прокатило...
30 апреля сделал и заслал с оказией в правление полный месячный отчёт. Позвонил преду - приезжайте, ключи сдам. Завтра - говорит. Завтра вы меня хер найдёте - отвечаю. Не верит, глупый... Знаю я эти приколы - не зря КЗОТ изучал.
Одному человеку обязан я по гроб жизни. Брату соседа моего, того, который с трактором. Он (брат) тогда ещё в колхозе на погрузчике работал, спаситель мой.
Утром 1-го мая бригадирша пришла ко мне домой. Я ей говорю - вот ключи, меня нет (мобильник ещё с вечера отключил). Не берёт... Потом этот самый Виталик приходит - у него погрузчик в складе заперт. Я ему - про свою проблему. "Ха! Давай ключи! Ща на погрузчике ему и отвезу, как раз туда надо ехать."
Рассказал потом, что у всех в правлении глаза на лоб вылезли, когда он им эти сраные ключи на стол положил с приветом от Паши.
Но это ведь ещё не всё. Мы с женой сразу до позднего вечера в овраг зашарились, благо весной там красиво и интересно. А утром 2-го мая поехали в Дубровно к юристу по трудовым отношениям, в исполком. Там юрист бесплатный и толковый очень. Ну а после юриста - в правление. Со свежими аргументами.
Отчёт сдан? Вопросы по отчёту? Нет? Заявление подано? Трудовая где? Расчёт в три дня? (это они кстати сами со страху вспомнили, я их за язык не тянул) Ну это я вам прощаю, так и быть, подожду месяц. В общем, красиво ушёл. Грамотно. Культурно.
А потом мы пошли пешком в свою деревню за 10 километров, и я всю дорогу радостно и обильно пил пиво. Жена разрешила - праздник же. Большой праздник - из ада живым вернулся.
24. 04. 2016
Свидетельство о публикации №117021510559