Без всякого - Ты мне я тебе

Рецензия на «Неисповедимы пути Лилит от Цветаевой до Набокова» (Сан-Торас)

Санто, спасибо за обширные сведения о виновнице данной беседы. Понравились «Страсти по Лилит» - особенно эпилог (Адам за что боролся, на то и напоролся).))

--- «У Набокова Лилит трансформировалась в Лолиту… На мой взгляд, только недалекий, незрелый читатель может полагать,
что роман Набокова о любви». (САН-ТОРАС)

Видимо, круг Ваших читателей весьма разнороден: одни, говоря о любви, в каждом пункте согласны с апостолом Павлом, другие – усматривают любовь в патологии, о которой невозможно читать без отвращения и возмущения. Рассматривать другого человека (ребенка!) как СРЕДСТВО удовлетворения своих извращенческих фантазий, своей омерзительной похоти – это любовь? И как сие согласуется с утверждениями апостола Павла – с тем, что любовь «милосердствует, не ищет своего и не мыслит зла?» Все, искренне согласные с апостолом, логически должны быть Вашими (и моими) единомышленниками в отношении «Лолиты» Набокова. Все мыслишки и делишки персонажа данного романа связаны с ПОИСКОМ СВОЕГО, патологической сосредоточенностью на жажде ОБЛАДАТЬ, ПОЛУЧАТЬ (определенные ощущения) – во что бы то ни стало. Если героя что-то и останавливает, то отнюдь не нравственные табу и милосердие, а банальная трусость.

В любви же превалирует стремление ОТДАВАТЬ, готовность жертвовать своими интересами ради другого (что требует определенного уровня духовного развития).

--- «пустота моей души успела вобрать все подробности её яркой прелести» (с)
(В.Набоков «Лолита»).

Любовь и душевная пустота – вещи несовместимые.

Споры о Лолите на Вашей странице, Санто, изумили меня со дня нашего знакомства (они же и стали его причиной). Почему дамы рвутся в адвокаты педофила Гумберта или грезят о такой «любви», которую питал к юной Эсмеральде изнывающий от похоти священник Клод Фролло? Мне кажется, Вы правы: дело в недалекости и ДУХОВНОЙ незрелости этих читателей… Ибо духовно зрелую личность такая нездоровая страсть покоробит, ей нужно больше – любовь как единство влечения души, ума, тела, любовь как благословенный дар свыше. И тогда зов плоти будет окрашен в совершенно иные тона. И если такая любовь будет представлена на страницах романа, она будет вызывать восхищение и благоговение, а не отторжение и неодолимое омерзение (несмотря на высокую ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ценность романа).

Запредельная логика: Онегин плохой, раз отказал Татьяне-девушке, но воспылал страстью к Татьяне – законодательнице зал. А Гумберт, которому нужны исключительно нимфетки (не только женщины, но и девушки не надобны), – достоин сочувствия…

--- «В отношении читателя, может я наивно полагал, что авторы на стихире
выше читателя» (САН-ТОРАС)

Мне кажется, Вы полагали не безосновательно: в силу причастности к тонкому и непостижимому миру творчества, автору может быть открыто и знакомо больше, чем обычному читателю.

«В поте — пишущий, в поте — пашущий!
Нам знакомо иное рвение:
Легкий огнь, над кудрями пляшущий,—
Дуновение вдохновения!»
(М.И.Цветаева)

Но для мнения о произведении зачастую рядовой читатель предпочтительнее коллеги по перу. Ведь читатель, в отличие от многих пишущих, не зациклен на своей исключительности и гениальности и готов услышать другого, а не только себя. Интерес читателя более бескорыстен и не завистлив: ему не нужны ответные рецки или баллы в конкурсном шорт-листе и, как правило, нет надобности в чужих перлах и музыке чужой души для своего рифмопроизводства.

Но вне зависимости от того, пишешь ты или только читаешь - тонкость восприятия, поэтический слух (равно как музыкальный) – либо есть, либо – нет. А если нет, то не наживешь – хоть нафаршируйся информацией. Сам по себе навык рифмовки слов и знания с курсов стихосложения не делают человека глубже, тоньше, чувствительнее. Поэтому толстокожесть, поверхностность, формализм и категоричность узколобости в обнимку со снобизмом бодро шествуют по литературным сайтам.

--- «мои монологи никем не востребованы» (САН-ТОРАС)

Санто, на мой взгляд, Вы настолько умны и тактичны, что людям любой эрудиции интересно и комфортно с Вами.)) От мыслей Ваших дух захватывает, речь Ваша – подлинное наслаждение слуху, уму и сердцу. И темы Вы готовы «рыхлить» (Ваш термин) до бесконечности – вскрывая всё новые и новые пласты – так, что интерес не ослабевает после многих бесед.

Исходя из собственных наблюдений, озвучу свою версию того феномена, что Ваши роскошные монологи ПОЧТИ никем здесь не востребованы (в смысле – имеют возмутительно небольшое количество отзывов). Дело в специфике сайта - целях, задачах, приоритетах проекта и его участников. Кто-то приходит обнародовать свои вирши – за недостатком средств для публикации их на бумажном носителе, кто-то желает общения (портал дает и эту прекрасную возможность). А кто-то без единого стиха и с почти чистым листом лексикона идет покорять Парнас, скоренько поднатаскавшись в стихосложении. И это, третье, всячески поощряется, на таких «авторов» делается ставка (почему – разъяснять нет необходимости). Есть у таких, ушибленных эфемерной славой, личностей время и смысл оккупировать Вашу акваторию? Разве что – ради поживы – для своих «портняжных» или «пирожковых» мастерских...
С ежедневными визитами (повышать их рейтинг) Вы носиться не будете, игра «Ты мне – я тебе» – не для Вас. За то время, пока человек будет вкушать у Вас яства интеллектуальные (от которых очень сложно оторваться), он может обежать полсайта, везде засветиться с рекламными рецками и в результате такого сева взлететь на вершину той самой вожделенной горки. Что для некоторых интересные беседы и интеллектуальный рост - в сравнении с минутой эфемерной славы (ради которой сюда и пришли)? Тем более что о своем интеллектуальном, моральном и творческом уровне многие весьма высокого мнения и ростом не озабочены.))

Конкурсный марафон тоже отнимает немало времени и сил. Есть молчуны, не привыкшие информировать автора о своем восхищении его произведениями, а кто-то открывает чужие произведения автоматически (сто штук в минуту) – с единственной целью спровоцировать интерес к своей странице.
Анна Витальевна Коростелева 1   12.02.2017 13:42   

•   

_____Вы утешаете, Аннушка, как добрый доктор:))
Но на самом деле, не то удивляет, что кто-то не отозвался,
на мой пост, а то, что столь животрепещущие темы не находят отклика.
Всё, что Вы перечислили, конечно, имеет место, но всё же, когда
что-либо задевает - люди, обычно реагируют без всякого -
«Ты мне – я тебе».
Читают многие, а молчание - рассматриваю как аморфность, либо
косноязычие, по той простой причине, что сосайтники на этом портале
поголовно самовыражаются.
И ежель при таком настрое не откликаются, значит нечего выразить.

Кому есть что сказать - тот не играет в молчанку.

А погоня за рейтингом - низкосортный стадный инстинкт,
замешанный на глупом тщеславии и провинциальных амбициях,
в основе которых заложены примитивные точки отсчета.
Ибо пинг-понговые рецки: «Ты мне – я тебе» - видны за километр
и характеризуют их авторов, как пустозвонов.
Если они сами не понимают, как выглядят со стороны,
то это не означает, что все вокруг оболванены на их манер.
Но встречаются и думающие люди, просто их гораздо меньше, чем
народных поэтов,))
.

Бездарность ненавидит гения!
Глядят зверушки сквозь людей,
Нет не ума, не вдохновения -
Ни чувств, ни мыслей, ни идей!

Забыты лучшие писатели!
Те кто живут на небесах,
Те кто намыли как старатели,
Крупицы золота в песках.

Лежат леса под корень срублены
В макулатурные листы,
Мне жаль деревьев зря загубленных,
Мне жаль прекрасной бересты!

Сан-Торас   12.02.2017 13:43 


Рецензии
«Те кто намыли как старатели,
Крупицы золота в песках». (с)
(САН-ТОРАС)

Люблю это стихотворение. И тоже горюю о «прекрасной бересте», пущенной на макулатуру ради минуты эфемерной славы тех, у кого

«Нет не ума, не вдохновения -
Ни чувств, ни мыслей, ни идей!» (с)
(САН-ТОРАС)

Почему Ваши животрепещущие темы не находят отклика – и меня удручает, Санто.
Когда есть мощный ответ души – то и слова нужные появятся: выходя из себя, даже косноязычный человек становится красноречивым. Почему не отзываются умы и сердца – вот в чем вопрос. Отсеем тех, кто наикратчайшим путем рвется к вожделенной горке (не желая отвлекаться ни на какие архиважные темы от остервенелого обмена рекламными рецами). Что с остальными?

Не отсутствие знаний, а заскорузлость мышления (не испытывающего тяги к расширению горизонтов и не способного переварить завалы информации в мозгу), а главное – изъян нравственного стержня, на мой взгляд, - основная причина индифферентности людей к Вашим темам.

По моему убеждению, мышление должно быть гибким, а нравственный стержень – жестким и некоротким. Увы, нередко бывает наоборот.

«Лишние люди», жертва и палач в литературе, трагическая судьба русского поэта и мн.др… То, что Вас (и меня) волнует и возмущает до глубины души, от чего мы ЖИВО ТРЕПЕЩЕМ, люди считают чем-то само собой разумеющимся или же необходимым неудобством, с которым надо мириться (как с дождем, градом и т.п.). Что говорить, если даже в педофилии гражданки усматривают "любовь" или «взаимовыгодный симбиоз»…

Но студенты и школьники, думаю, та благодарная аудитория, у которой Вы нашли бы отклик, Санто. Вот где благодатная почва, для того чтобы сеять «разумное, доброе, вечное».))

P.S. Некоторые известные со школьных лет вещи интересно перечитывать - чтобы освежить впечатления с позиции жизненного опыта, увидеть иные ракурсы. И нередко к такому повторению провоцируют беседы у Вас, Санто. А думающие и весьма эрудированные люди обитают и здесь - по обочинам.))

Анна Витальевна Коростелева 1   12.02.2017 15:50     Заявить о нарушении
Прочел Ваше письмо, Аннушка, которое в почте.
Вы как всегда, четко отреагировали,на ту же деталь, что царапнула и меня.
Но в данном случае, уже ничего не изменить, да и нЕзачем, ибо завершение
всего труда на исходе, а вокруг полная безнадёга однотипных будней.
Но помятуя Вашу уникальную способность все улавливать с лёту,
я не сомневаюсь что и теперь понят правильно.
На самом деле, удивляюсь, что у нас с Вами, так мало единомышленников,
их, практически нет. Ведь на самом деле, мы не столько разбираем
характеристики лит.персонажей, сколько модели распространенных
жизненных ситуаций, которые они отражают.
И волнует меня не судьба лит. героинь Набокова или Толстого,
а тот факт, что подобные судьбы достаточно широко растиражированы
в реальности и натыкаются они, на ту же стену, что и мы,
пытаясь вызвать к ним сострадание, или хотя бы сочувствие,
или просто понимание.
Не знаю, где те обочины, на которых таинственным образом, обитают
эти "думающие и весьма эрудированные люди"___(с)
Они где-то так умело прячутся, что хоть бегай днем с фонарём, как
Диоген - все равно нЕкого пригласить, даж на часок, погостить в
своей бочке:)))

Сан-Торас   12.02.2017 20:24   Заявить о нарушении
Санто и Аннушка как же вы правы ! Но в развитии человечества налицо не прогресс , а регресс. А у "думающих и весьма эрудированых " есть такая штука как ЧСВ , а причина этому та же зависть !

Ринад Абузаров   12.02.2017 21:30   Заявить о нарушении
Значит, и Вас карябнуло, Санто… И это не единственный момент, заставивший меня давеча (и ранее) плавиться (Вы именуете это культурным шоком)…

Но полностью согласна с Вами: тут ничего не поделаешь, и нЕзачем. Вы поняты.))

Горькое, что у нас «так мало единомышленников», едва ли не каждый день слышу от Эльфика. Благо, что теперь у него появился свет в оконце – «живой и настоящий» Санто.))

«мы не столько разбираем
характеристики лит.персонажей, сколько модели распространенных
жизненных ситуаций, которые они отражают». (САН-ТОРАС)

Если бы мы разбирали персонажей, едва ли было бы столь интересно в Вашей «бочке», Санто.)) Для меня вся прелесть и смысл этих бесед в том, что лит.произведения разбираются не по заданию и трафарету, а по велению души, а судьбы героев примеряются к ЖИЗНИ.

Обывательская черствость к жертвам, на мой взгляд, отчасти обусловлена заскорузлостью мышления, недогадливостью приложить ситуацию к жизни и искренне ответить на вопрос: «Хотел(а) бы я своим близким (дочери, сестре) такой «любви», которая убила Дездемону, Эсмеральду, Лолиту? Стал(а) бы я адвокатом их губителей?» Другая причина – духовная незрелость и изъян нравственный: немало таких, кто не способен сочувствовать не только героиням, но и реальным людям (если это не они сами). И чья-то беда стала бы для кого-то лишь поводом прочесть со своей лучшей в мире колокольни мораль о том, что жертве так и надо…

«пытаясь вызвать к ним сострадание, или хотя бы сочувствие,
или просто понимание». (САН-ТОРАС)

Санто, а возможно ли вызвать из пещеры то, чего там нет?..

«нет любви — не добудешь…»
(В.Тушнова)

В детстве был эпизод: Лизок поймал прекрасную крупную лягушку и, сдавив ее в крепкой ручонке, гордо кажет родителям. А мама, проникшись состраданием к земноводному, взывает к сочувствию дитяти: «Что же ты так ее держишь, доченька? Лягушечке же больно, а дома ее ждут детки». Усовестившись, ребенок разжал ручонку, отпустив лягушку, а потом до вечера ГОРЬКО ПЛАКАЛ ОТ НЕВЫНОСИМОЙ ЖАЛОСТИ к живому существу, которое мог обидеть по недомыслию.

Но здесь мы имеем дело не с детьми, а взрослыми, давно сформировавшимися и весьма довольными собой…

Достучаться можно - но лишь туда, где кто-то обитает. Однако и здесь возможны варианты: человек из упрямства притворится, что его нет дома.)) Или наденет оболочку согласия, внутренне оставшись чуждым вашим мыслям и чувствам и безразличным к тому, что для вас животрепещет.

Что касается обитателей обочин, приходить к Вам, Санто, – дело сугубо добровольное. Не могу агитировать: агитация - не моё и, к тому же, можно в итоге добиться обратного эффекта. Хотя поделиться впечатлениями – могу. И надеюсь, скоро нас «в бочке» прибавится.))

Идя к Вам пару лет назад, я уже имела некоторое (высокое) мнение о Вашем даре художника и Вашем уме, но главной зацепкой стала Ваша ПОРЯДОЧНОСТЬ и Ваша ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ – то, о чем НИКТО МНЕ не сообщал и что я отчетливо увидела в Ваших беседах о Лолите. Так же интерес к М.И.Цветаевой заронила информация об ее отказе сотрудничать с властями. То есть, опять порядочность и несгибаемый нравственный стержень человека – стали для меня главными стимулами интереса к личности и ее творчеству, ВНУТРЕННИМИ стимулами.

Но у каждого своя шкала ценностей, свои приоритеты и, соответственно, свои стимулы.))

Анна Витальевна Коростелева 1   13.02.2017 06:59   Заявить о нарушении
«ЧСВ» - это чувство собственной важности? Я угадала, Ринад?
Если так, то этого добра у всех хватает.))

Анна Витальевна Коростелева 1   13.02.2017 07:02   Заявить о нарушении
Аннушка, милая, об агитках, речи нет, ибо мне, вовсе не надо,
чтобы ко мне шли какими-то толпами.
Всех не охватить и незачем - для беседы больше двух - это уже много.
Просто, равнодушие к той, или иной теме дискусса, которую мы освещаем,
иногда удивляет.
Даже не в плане литературы, об этом уже сказано, а в плане самой жизни,
в которой случается то, что отражает литература, через художественный
образ, персонаж, или лит.героя.
И когда мы горячо рассуждаем о горькой судьбе маленькой Лолиты, то
стержнем этой темы, является жизнь, а не Набоковские фантазии.
Реальная жизнь, в которой через нерв его романа, хочется
защитить ребенка!
- ПРОКРИЧАТЬ:
- НЕ СМЕТЬ РАССМАТРИВАТЬ ДЕТЕЙ как объект взрослых ВОЖДЕЛЕНИЙ!!!

Разбивая ВЕСКИМИ АРГУМЕНТАМИ доводы читателя в ПОЛЬЗУ ТАКОЙ ЛЮБВИ,
МЫ НЕ ПОЗВОЛИМ НИКОМУ И НИКОГДА УТВЕРДИТЬ, ЧТО ЭТО ДОПУСТИМО.
ВОТ В ЧЕМ СУТЬ НАШИХ ЛИТЕРАТУРНЫХ БЕСЕД.

Ибо литература в России больше чем литература - это по-сути, художественная
проекция самой жизни.
И поэт в России - больше чем поэт! Потому что, из всей мировой
литературы, именно, русские писатели собственной жизнью
утверждали свои идеалы!
Бальзак "в творчестве" презирал высший свет, но в реальности стремился к нему!
А граф Толстой радел за народ и сам становился за плуг!
Понятие о чести, воспетое в стихах Пушкиным и Лермонтовым - стоило им жизни!
Художник, и без того обречен, а после смерти и вовсе беззащитен.
.
«Уж лучше грешным быть,
чем грешным слыть!
Напраслина, страшнее обвиненья».
Шекспир.

А публика любит выкопать из биографии поэта грешок
и смаковать - с воплем: ТЫ - НЕ ЛУЧШЕ НАС!
.
Как может взгляд чужих порочных глаз
Судить во мне игру горячей крови?

Пусть грешен я! - Но не грешнее вас,
Мои шпионы, мастера злословья.

Я - это я, а вы грехи мои
По своему равняете примеру.

Но, может быть, я прям! - А у судьи
Неправого в руках кривая мера.

И видит он в любом из ближних ложь,
Поскольку ближний на него похож!
Шекспир.

Дело не в том, что поэт может пасть, как всякий смертный,
а в том, что он способен ПОДНЯТЬСЯ - КАК НИКТО.
Да, Пушкин волочился за дамами, как любой мужчина,
но он погиб за честь женщины - жены!
И вот он уже недосягаем! Потому что кровью
заплатит за свои слова:
.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Пушкин.

И если я чем-то горжусь в этой жизни, то это русская Серебряная поэзия,
и русская литература 19 века.
:))

Сан-Торас   13.02.2017 09:16   Заявить о нарушении
Беседа наша тут http://www.stihi.ru/2017/02/13/2800
А Лизок - это какой-то МАСТЕР ЛОВЕЦ!
ТО червяка нашла и притащила, то лягушку!
- Видать, с младенчества Лизок в делах и всем находит работу:)
Милейшее создание - и неусыпная забота для Вас и старшего Эльфа:)))

Сан-Торас   13.02.2017 09:34   Заявить о нарушении
Санто, ответ на Ваш комментарий (о поэтах) лучше дать здесь или идти по ссылке?))

Анна Витальевна Коростелева 1   13.02.2017 09:37   Заявить о нарушении
Мне, кажется по ссылке, потому что здесь эзоповский ответ на письмо в почту:))

Сан-Торас   13.02.2017 09:38   Заявить о нарушении
А Лизок, и правда, очень деловитый. Второе образование - ветеринарное. Любит опекать животных. И людей, конечно.

Анна Витальевна Коростелева 1   13.02.2017 09:40   Заявить о нарушении
Хорошо, иду по ссылке.))

Анна Витальевна Коростелева 1   13.02.2017 09:41   Заявить о нарушении
Вы часто ныряете в ее детство и я умиляюсь, забывая, что это
уже не ребенок с лягушкой, а взрослый ветеринар:))))

Сан-Торас   13.02.2017 09:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.